Слайд 2Итак, заключению официального брака у гагаузов предшествовал длительный период знакомства и дружбы.Молодежь
встречалась обычно на массовых сельских гуляньях (хору), посиделках, на коллективных работах взаимной помощи (межи, ортаклык) , спортивных состязаниях.
Слайд 3Сватовство часто происходило как раз на на месте проведения хору или на посиделках.
Разговор между парнем и девушкой в первом случае велись на почтительном расстоянии (2-3 метра) друг от друга, а на посиделках — и вовсе через открытое окно. Старшее поколение осуждало нарушение этих традиций.
На этом снимке как раз и запечатлен такой момент — свидание. Не 2-3 метра, конечно, но и так достаточно непривычно взгляду:
Слайд 4Мне, конечно, сложно было в это поверить, но, по рассказам бабушки, все
именно так и было. С момента, когда мой дед сделал ей предложение и бабушку сосватали, до самой свадьбы бабушка с дедушкой «встречались» только через окно или через забор. То есть дед приходил к воротам, но во двор не заходил, а бабушка не выходила на улицу — так и разговаривали, поверх забора.
Слайд 5На этой старой фотографии — чуть ли не провокационный кадр того времени:
мои бабушка и дедушка стоят вместе во дворе ее дома. Но все в рамках приличия: они там не одни — с ними бабушкина мама. Молодым не полагалось оставаться наедине до свадьбы.
Слайд 7Договоренность о браке между парнем и девушкой закреплялась их согласием и решением
парня отправить сватов к родителям девушки. Решив жениться, парень через одного из старших родственников извещал родителей о своем выборе. В первый же праздник родители парня отправлялись на хору ери, чтобы посмотреть на девушку, интересовались, какими моральными и физическими качествами она обладает, каково ее материальное положение, из какой она семьи и есть ли между будущим женихом и невестой родственные связи.
На обратной стороне фото просвечивает подпись: «Возвращение с хору, 1935 год»:
Слайд 9На этой фотографии видно, что мужчины и женщины преимущественно держались по отдельности
даже на таких семейных торжествах, как сватовство, свадьба, крестины и прочих.
Это свадьба середины 35-х:
Слайд 11А это примерно годы 60-70-е, то есть юолее «современная», но мужчины и
все так же стоят по отдельности:
Слайд 12Как рассказывала бабушка, в ее времена не только фотографировались, но и за
праздничными столами сидели тоже так: с одной стороны — только мужчины, с другой — только женщины. Показательное фото с семейного праздника:
Слайд 13Предложение жениха обсуждалось на семейном совете, в который входили также близкие родственники.
Вопрос о браке зависел от главы семьи, поскольку остальные ее члены находились у него в экономическом и юридическом подчинении. Да-да, у гагаузов — патриархат. Некоторые семьи живут по его принципам и сегодня, несмотря на то, что на дворе ХХI век.
Слайд 14Видимо, тут посиделки. Обратите внимание: все девушки стоят босиком, несмотря на то,
что одеты нарядно. Как объясняла бабушка, в то время (примерно 1934-37 гг) обувь была невозможной роскошью и многие попросту ходили босиком. Обувались только когда шли в церковь.
Слайд 15Если выбранная девушка соответствовала желаемым требованиям, то на семейном совете избирали сваху
— красноречивую женщину или свата — смелого, расторопного мужчину. Наиболее удачными днями для сватовства считались суббота и воскресенье. Сват отправлялся к родителям невесты рано утром или поздно вечером, чтобы остаться незамеченным и избежать позора в случае отказа.
Слайд 16Зайдя в комнату, сват проводил рукой по печи, проверяя, нет ли на
ней трещин, чтобы убедиться в опрятности и хозяйственности избранницы жениха. Разговор о сватовстве был иносказательным: речь заводили о покупке определенного товара под которым и подразумевалась невеста.
Слайд 17А ЭТО УЖЕ БОЛЕЕ ПРОДВИНУТАЯ ВЕРСИЯ:
Слайд 18.
А это — свадебный кортеж. По главной улице Чадыр-Лунги (центр), как раз
тот участок, где сейчас стоит церковь Казанской Божьей Матери:
Слайд 19Конец!!!
Автор:Славиогло Алексей , 9-а класс.