Воспитание и обучение в Древней Месопотамии

Содержание

Слайд 2

ПЛАН:

краткая характеристика эпохи
виды школ, существовавших в данной эпохе;
содержание обучения ( предметы,

ПЛАН: краткая характеристика эпохи виды школ, существовавших в данной эпохе; содержание обучения
виды деятельности);
методы обучения (как учили);
кого учили (возраст, социальное положение, пол);
средства обучения ( учебники, наглядность, речь учителя , таблички и т.д.);
выводы.
список источников (учебники по истории педагогики, сайты)

Слайд 3

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ДОМОВ ТАБЛИЧЕК».

Возникшие государства в междуречье Тигра

1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ «ДОМОВ ТАБЛИЧЕК». Возникшие государства в междуречье
и Евфрата имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства.

Слайд 4

Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира; наряду с Египтом считается первой на

Месопотамия — одна из великих цивилизаций Древнего мира; наряду с Египтом считается
земле; возникла в середине 4-го тысячелетия до н. э., угасла — в начале нашей эры. В разное время включала шумерские города-государства (Урук, Ур, Лагаш, Киш и другие), крупнейшую в мире Аккадскую державу, Царство III династии Ура, Вавилонию и первую в истории «мировую» империю — Ассирию. Основное население страны — шумеры и аккадцы (включая их потомков — вавилонян и ассирийцев) — говорило на шумерском и разных диалектах аккадского языков и было носителем единой шумеро-аккадской культуры. Отдельные части Верхней Месопотамии занимали племена хурритов — основное население державы Митанни, создавшее ряд собственных государств (Уркеш, Алже и другие). Конец политической самостоятельности Древней Месопотамии связан с включением Вавилонии в состав Державы Ахеменидов (539 год до н. э.); в последующее время страна была частью Государства Селевкидов, Парфии, Сасанидского Ирана и других государств. В настоящее время основная часть Древней Месопотамии разделена между Ираком и Сирией.

Слайд 5

В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги,

В древних городах Месопотамии разбивали парки, воздвигали мосты, прокладывали каналы, мостили дороги,
строили роскошные дома для знати. В центре города возвышалось культовое здание - башня (зиккурат).

Слайд 6

Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски эдуббы). На глиняные таблички наносилась клинопись.

Первые заведения, где готовили писцов, получили название домов табличек (по-шумерски эдуббы). На
Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали.

2. ВИДЫ ШКОЛ, СУЩЕСТВОВАВШИХ В ДАННОЙ ЭПОХЕ

Слайд 7

Первые школы такого типа возникли, очевидно, при семьях писцов. Затем появились дворцовые

Первые школы такого типа возникли, очевидно, при семьях писцов. Затем появились дворцовые
и храмовые «дома табличек». Получить представление об этих школах позволяют глиняные таблички с клинописью, являющиеся материальным свидетель­ством развития цивилизации, в том числе и школы, в Междуре­чье. Десятки тысяч таких табличек обнаружены в развалинах двор­цов, храмов и жилищ. Таковы, к примеру, таблички из библио­теки и архива г. Ниппура, среди которых следует назвать, прежде всего, летописи Ашшурбанипала (668—626 до н.э.), законы царя Вавилона Хаммурапи (1792—1750 до н.э.), законы Ассирии вто­рой половины 2-го тысячелетия до н.э. и др.
Постепенно эдуббы приобретали автономию. В основном эти школы были небольшими, с одним учителем, в обязан­ности которого входило и управление школой, и изготовле­ние новых табличек-образцов, которые ученики заучивали, переписывая их в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек», по-видимому, имелись особые учителя письма, счета, рисования, а также специальный управитель, следив­ший за порядком и ходом занятий. Обучение в школах было платным. Чтобы заручиться дополнительным вниманием учи­теля, родители делали ему подношения.

Слайд 8

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Основным приемом воспитания в школе, как и в семье, являлся

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Основным приемом воспитания в школе, как и в семье,
пример старших.
Складывавшуюся школу как образовательное учреждение питали традиции патриархально-семейного воспитания и од­новременно ремесленного ученичества. Влияние семейно-общинного уклада жизни на школу сохранялось на протяжении всей истории древнейших государств Междуречья. Главную роль в воспитании детей по-прежнему играла семья. Как следует из «Кодекса Хаммурапи», отец должен был отвечать за подготов­ку сына к жизни и был обязан обучать его своему ремеслу. В одной из глиняных табличек, где содержится обра­щение отца к сыну, отец призывает его следовать положитель­ным примерам сородичей, друзей и мудрых правителей.

Слайд 9

Обучение в «домах табличек» было сложным и трудоемким. На первом этапе учили

Обучение в «домах табличек» было сложным и трудоемким. На первом этапе учили
читать, писать, считать. При овладе­нии грамотой следовало запомнить множество клинописных знаков. Далее ученик переходил к заучиванию поучительных историй, сказок, легенд, приобретал известный запас прак­тических знаний и умений, необходимых при строительстве, составлении деловых документов. Прошедший обучение в «доме табличек» становился обладателем своего рода интегрирован­ной профессии, приобретая различные знания и умения.
В школах изучались два языка: аккадский и шумерский. Шу­мерский язык в первой трети 2-го тысячелетия до н.э. уже перестал быть средством общения и сохранялся лишь как язык науки и религии. В новое время аналогичную роль в Европе играл латинский язык. В зависимости от дальнейшей специа­лизации будущим писцам давались знания в области собствен­но языка, математики и астрономии. Как можно понять из табличек того времени, окончивший эдуббу должен был вла­деть письмом, четырьмя арифметическими действиями, ис­кусством певца и музыканта, ориентироваться в законах, знать ритуал совершения культовых действий. Он должен был уметь измерять поля, делить имущество, разбираться в тканях, ме­таллах, растениях, понимать профессиональный язык жре­цов, ремесленников, пастухов.

Слайд 10

4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. На уроке (мугубба) копировали из

4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Универсальными приемами обучения являлись заучивание и переписывание. На уроке
табличек-моделей в таблички-упражнения. Необожженные таблички-упражнения корректировал преподаватель.
В основе методики обучения лежало многократное повторение, механическое запоминание столбцов словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.
Зарождались и иные методы обучения беседы учителя с учеником, разъяснение учителем трудных слов и текстов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашником, но и с воображаемым предметом.
Вот как преподаватель предлагает ученику вести беседу "Я желаю спрашивать тебя, поэтому говори со мной. Я желаю говорить с тобой, поэтому отвечай мне. Если ты не будешь спрашивать меня, то я спрошу тебя. Если ты не будешь отвечать мне, то я спрошу "Почему ты не отвечаешь мне?"

Слайд 11

5. КОГО УЧИЛИ

Само по себе образование в Древней Месопотамии изначально было прерогативой

5. КОГО УЧИЛИ Само по себе образование в Древней Месопотамии изначально было
храмов, но, по мере роста спроса на грамотных людей, становилось все более светским. Естественно, что оно не было всеобщим и обязательным, за образование нужно было платить (так называемые «студенческие взносы»), а платить мог далеко не каждый. Естественно, что основную массу «студентов» составляли дети людей зажиточных.
Писцами могли стать и женщины, но, их процент в общей массе мужчин – писцов ничтожно мал…

Слайд 12

6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов таб­личек»

6. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ Возникшие в Шумере и Аккаде школы в виде «домов
претерпели затем значительную эволюцию. Постепен­но они становились как бы центрами просвещения. В то же самое время начала складываться особая литература, обслу­живавшая школу. Первые, условно говоря, методические пособия — словари и хрестоматии — появились в Шумере за 3 тыс. лет до н.э. В них включались поучения, назидания, на­ставления, оформленные в виде клинописных табличек.

Слайд 13

Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и

Возглавлял эдуббу «отец», учителей именовали «братьями отца». Ученики делились на старших и
младших «детей эдуббы». Обучение в эдуббе рассматривалось, прежде всего, как подготовка к ремеслу писца. Ученикам надлежало научиться технике изго­товления глиняных табличек, освоить систему клинописи. За годы обучения ученик должен был изготовить полный комплект табличек с предусмотренными текстами. На протяжении всей исто­рии «домов табличек» универсальными приемами обучения в них являлись заучивание и переписывание. Урок состоял в запоминании «табличек-моделей» и их копировании в «табличках-упражнениях». Сырые таблички-упражнения корректировал учи­тель. Позже иногда стали применяться упражнения типа «дик­тантов». В основе методики обучения лежало, таким образом, многократное повторение, запоминание столбцов слов, текстов, задач ц их решений. Однако применялся и метод разъяснения учителем трудных слов и текстов. Можно предположить, что в обучении использовался также и прием диалога-спора, причем не только с учителем или учеником, но и с воображаемым пред­метом. Ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали или опровергали те или иные положения.

Слайд 14

7. ВЫВОД

Основа воспитания — обучение, как и в других цивилизациях Древнего Востока,

7. ВЫВОД Основа воспитания — обучение, как и в других цивилизациях Древнего
складывается в период распада первобытнообщинного строя. Так же, как и, например, в Древнем Египте, целью школы стран Двуречья была подготовка писцов, которые служили в храмовой и царской администрациях и у частных лиц. Большинство учащихся происходили из семей писцов, жрецов и чиновников, хотя встречались и дети ремесленников, пастухов, рыбаков.
Все стадии и характер обучения в шумерских и вавилонских школах можно представить по сохранившимся в большом количестве школьным табличкам, которые изготавливались из глины. Вначале шумерские школы существовали при храмах, которые вели крупное хозяйство, требовавшее грамотных людей. Позже храмовые школы уступили место частным школам.
Немало сведений имеется и о государственных школах. Сохранились остатки школьных помещений тех далеких времен. Они свидетельствуют о том, что учителя обучали от 12 до 20 учеников. Шумерские источники сообщают о школьном наставнике, наказывавшем учеников хлыстом за опоздания, болтовню, вставание без разрешения, плохой почерк.
15 школах, начиная с 5 —7 лет, обучались, как правило, только мальчики. Письмена вырезались деревянным резцом на сырой табличке из глины, которую затем обжигали. Поэтому первые учебные заведения назывались домами табличек.
Позже стали использовать деревянные таблички с нанесенным на них тонким слоем воска, на котором изображались знаки.
Воспитанию учеников служила «назидательная литература», представленная сборниками пословиц и загадок.
Имя файла: Воспитание-и-обучение-в-Древней-Месопотамии.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 0