Выборное самодержавие: Московия в XVII веке

Содержание

Слайд 2

Структура лекции:
1. Выборное самодержавие и новые политические идеи
1.1. Выход из Смуты: самоорганизация

Структура лекции: 1. Выборное самодержавие и новые политические идеи 1.1. Выход из
общества, народное представительство и легитимация власти «по указу земли»;
1.2. Сдвиги в народной политической культуре;
1.3. Земский собор и авторитарная (самодержавная) модель властвования.
2. Поиски выборной властью новой модели легитимации
2.1. Способы укрепления позиций выборного царя, консолидации власти и народа;
2.2. Повышения международного статуса государства и царя через трансформацию национальной православной церкви во вселенскую.
3. Западное влияние в Московии. Вестернизация власти / элиты и ортодоксальное православное сознание.
Системный кризис. Московское царство – расколотая цивилизация.

Слайд 3

1. Выборное самодержавие и новые политические идеи

Смута (от: мутить, смутить) –

1. Выборное самодержавие и новые политические идеи Смута (от: мутить, смутить) –
«восстание, мятеж <…> общее неповиновение, раздор между народом и властью» (В.И. Даль)
(1598-1613)
Причины
Идеология московского самодержавия базировалась на идее: божественное происхождение царской власти предопределяет и ее божественные полномочия;
Традиция отождествления власти земных правителей с властью Бога.
(«земной царь является как бы копией царя небесного, инкарнацией божества, земным богом»)
Прерывание династии: страна (земля русская) народ оказалась без государя и без государства. Формула вотчинного государства:
государь = государство
государство = государь
⇒ Смута как кризис (сакральной) легитимности власти.
♦ Династический кризис
♦ Государственный кризис (полная потеря государственной власти)
♦ Социальный кризис

Слайд 4

1.1. Выход из Смуты: самоорганизация общества, народное представительство и легитимация власти «по

1.1. Выход из Смуты: самоорганизация общества, народное представительство и легитимация власти «по
указу земли»

Безвластие в стране
⇒ возрожденные на местах вечевые институты стали властью (политическими институтами).
Самоорганизация народа –
из старой вечевой традиции
Решали ту же задачу, что и вече в ДРГ – организация народного ополчения в условиях военной угрозы.
Русская государственность восстановлена в результате спонтанной самоорганизации народа (организации народного
ополчения)
Временное правительство Пожарского:
Управляло территориями страны, опираясь на выборных представителей городов.
Высшая власть в войске Пожарского – Земский собор.
Особенность: консолидация широких слоев населения в 1612 г. – консолидация перед угрозой утраты религиозной идентичности, исходившей от католической Польши.

Слайд 5

1.2. Сдвиги в народной политической культуре

традиционная формула: государство = государь
В

1.2. Сдвиги в народной политической культуре традиционная формула: государство = государь В
массовое сознание проникают новые идеи:
1. Царей стали выбирать ⇒ в народное сознание утверждается мысль: вторично  не государство, а государь и династия.
Государство и государь перестали восприниматься
как одно и то же.
2. Идея государства стала сливаться с понятием о народе
новая формула: государство = государь + народ
3. Зарождается мысль: при отсутствии «природного» государя законным может быть лишь правитель, получивший власть «по указу всей земли»
Зарождается представление о народе,
как субъекте государственности.
(будет вытеснено из сознания, из народной культурной матрицы).

Слайд 6

1.3. Земский собор и авторитарная (самодржавная модель властвования
Михаил Романов (1613-1645)

1.3. Земский собор и авторитарная (самодржавная модель властвования Михаил Романов (1613-1645) Принципиальная
Принципиальная новизна правления: все решения принимались совместно с Боярской думой и Земским собором (в 1613-1622 гг. работал на постоянной основе), обнародовались как постановления «всей земли».
Функции (задачи) Земских Соборов:
выбрать нового царя;
помочь ему восстановить внутренний порядок и обороноспособность.
⇒ Не ставилась задача ограничить власть царя
В.О. Ключевский: «Народное представительство возникло у нас не для ограничения власти, а чтобы найти и укрепить власть; в этом его отличие от западноевропейского представительства».
Земский Собор: не альтернатива самодержавию,
а альтернатива смуте и безвластию.

Слайд 7

2. Поиски выборной властью новой модели легитимации

Легитимность (власти):
Оправдание правомерности власти;
Согласие

2. Поиски выборной властью новой модели легитимации Легитимность (власти): Оправдание правомерности власти;
народа подчиняться (авторитетной) власти, поддержка действующей власти большинством населения.
♦ Рюриковичи: сакральная (божественная) легитимность
♦ Смута – легитимация власти «по указу земли» (выборный царь,
Земский собор как альтернатива безвластию).
Факт выборности царя затруднял восприятие его народом как
богопомазанного монарха. Выборный статус царя не является
статусом сакральным.
♦ Романовы: поиски адекватной замены (эквивалента) традиционной божественной легитимации власти.

Слайд 8

2.1. Способы укрепления позиций выборного царя,
консолидации власти и народа

2.1. Способы укрепления позиций выборного царя, консолидации власти и народа 1. Придание

1. Придание новой династии сакрального характера;
2. Военный победы;
3. Повышения международного статуса государства и царя.
1. Придание новой династии сакрального характера
♦ акцент на родство М. Романова с предыдущей династией
♦ 1647: Алексей Михайлович объявил наследником старшего сына
⇒ первая заявка на превращение новой династии в «природную».
Военный победы как способ легитимации власти. Важнейшая государственно-управленческая функция власти – военная.
Самый древний механизм легитимации власти – военными победами.
В традиционном обществе легитимность власти (готовность населения ей подчиняться) определялась тем, насколько успешно она выполняет функцию защиты от внешних угроз и присоединяет новые территории. Победы в войнах – главное подтверждение благоволения небес (Бога) к правителям.
В XVII веке этот способ укрепления власти,
повышения ее авторитета был для Москвы нереализуем.

Слайд 9

3. Повышения международного статуса государства и царя через трансформацию национальной православной церкви

3. Повышения международного статуса государства и царя через трансформацию национальной православной церкви
во вселенскую
Проект создания вселенского православного царства во главе с русским царем
(в Москве или Константинополе)
Новое смысловое измерение формулы «Москва – Третий Рим» («эволюция во времени»)
♦ XVI в. восприятии Руси как единственного царства, сохранившего в чистоте православную веру, и потому единственного, которое вправе рассчитывать на спасение.
♦ XVII в. придании русской церкви общеправославного статуса
Русский царь должен «отвоевать Константинополь», «занять престол Константина Великого», т.е. отвоевать у турок и Святую Землю, которая при императоре Константине была неотъемлемой частью Восточной Римской империи. Речь уже шла не о Москве – Третьем Риме,
а о Москве – Новом Иерусалиме.
⇒ проект воссоздания Святой земли (1656- Никон основал Воскресенский
Новоиерусалимский монастырь)
Формула становилась имперской идеологией русского самодержавия (на столетия вперед). Б. Акунин. Турецкий гамбит.

Слайд 10

Предпосылки (условия) для возникновения вселенского православного царства:
создание единого для всех

Предпосылки (условия) для возникновения вселенского православного царства: создание единого для всех православных
православных церквей церковного канона
⇒ изменить обрядность и русские духовные книги в соответствии с общеправославным византийским образцом

Церковная реформа Никона

Слайд 11

3. Западное влияние в Московии. Вестернизация власти / элиты и ортодоксальное

3. Западное влияние в Московии. Вестернизация власти / элиты и ортодоксальное православное
православное сознание

Неудачные войны ⇒ осознание военно-технологического отставания от Запада
⇒ стремление заимствовать у Запада технологические и организационные достижения
♦ от приглашения наемников – к изучению западной тактики ведения войны
♦ от покупки оружия к его производству (28 металлургических мануфактур, из них 20 – на средства иностранного капитала)
У иностранцев стали перенимать и научные знания, культуру (европейские книги, обустройство жилища и быта, одежда, развлечения…).

Слайд 12

Вынужденные двигаться по пути вестернизации светская власть столкнулись с двумя проблемами:

Сопротивление церкви

Вынужденные двигаться по пути вестернизации светская власть столкнулись с двумя проблемами: Сопротивление

(церковь: вестернизация – угроза истинной православной вере)
Отношение к (западным) наукам:
Наставление из московитских школьных прописей XVII в.: «Если спросят тебя, знаешь ли философию, отвечай, еллинских борзостей не текох, риторических астрономов не читах, с мудрыми философами не бывах».
Древнерусское поучение: «Богомерзостен пред богом всякий, кто любит геометрию; а ее душевные грехи – учиться астрономии и еллинским книгам; <…> люби простоту больше мудрости».
2. Обострение отношений между народными низами и элитой.
Народ стал воспринимать элиту (господ) как культурно чужих, как вероотступников.
А. Ахиезер: «Московская элита ускоренно вестернизировалась, повергая в смятение ортодоксальное православное сознание».
наметился социокультурный раскол общества.
Вестернизация создавала серьезную угрозу консолидации общества, объединение общества вокруг власти

Слайд 13

⇒ попытки нейтрализовать вестернизацию духовно-религиозной консолидацией, укреплением веры

беспрецедентное усиление церкви, ее

⇒ попытки нейтрализовать вестернизацию духовно-религиозной консолидацией, укреплением веры ⇓ беспрецедентное усиление церкви,
роли в государственной жизни
Особенность вестернизации XVII в.: попытка совместить с верностью отечественной идеологической старине, оглядка на традицию («стыдливая» вестернизация»).

Слайд 14

А. Оболонский:
в XVII в. «впервые обнаружилась одна примечательная особенность

А. Оболонский: в XVII в. «впервые обнаружилась одна примечательная особенность русской модернизации
русской модернизации и "вестернизации", неоднократно проявлявшаяся затем в более поздние периоды нашей истории и сохранившаяся в несколько видоизмененной форме вплоть до настоящего времени.
Речь идет о постоянном стремлении власти, инстинктивно чувствовавшей (и чувствующей) смертельную для себя угрозу в бесконтрольном распространении среди русского общества западных образцов мышления и поведения,
во-первых, ограничить этот процесс только теми областями, в которых он "работает" на цели государственной политики (например, повышает боеспособность армии), и
во-вторых, сбалансировать его "укреплением морального единства народа", подчеркивая идеологическую "особость" русских, их монопольное владение "единственно верным" мировоззрением».

Слайд 15

Цель Романовых: укрепление власти и консолидация общества (вокруг власти)
Результаты:
♦ Вестернизации: наметился

Цель Романовых: укрепление власти и консолидация общества (вокруг власти) Результаты: ♦ Вестернизации:
социокультурный раскол общества
♦ Религиозной реформы Никона – церковная катастрофа: религиозный раскол внутри русской православной церкви, распад религиозной общности. Миллионы старообрядцев отделились и от церкви, и от государства и от социума.

СИСТЕМНЫЙ КРИЗИС
(Московское царство – расколотая цивилизация)

Слайд 16

Петр I отказывается
от попытки примерить вестернизацию и верность православной старине

Открытая

Петр I отказывается от попытки примерить вестернизацию и верность православной старине ⇓
борьба со старой идеологической традицией

Построение светского государства
Имя файла: Выборное-самодержавие:-Московия-в-XVII-веке.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0