Юридическая наука в эпоху Античности

Слайд 2

Юридическая подготовка осуществлялась в Древней Греции в различных учебных заведениях, где преподавались

Юридическая подготовка осуществлялась в Древней Греции в различных учебных заведениях, где преподавались
философия и риторика.

в 621 г. до н. э. были изданы легендарные законы Драконта.

Серьезная законодательная реформа, проведенная в начале VI в. до н. э. Солоном была направлена на сглаживание острого социального кризиса, возникшего в этот период в Афинах.

Слайд 3

Софисты

о любом явлении можно судить двояко
у каждого человека - своя истина
право,

Софисты о любом явлении можно судить двояко у каждого человека - своя
законы – это творение человека, отражающее интересы отдельных слоев общества. Они изменяются со временем в отличие от законов природы.

Философские подходы софистов носили прогрессивный характер и способствовали развитию логики и методологии науки.

Софисты перешли от натурофилософии к философии человека и начали разделять фюсис (природу, прообраз естественного права) и номос (закон).

Слайд 4

Сократ (469–399 г. до н. э.)

занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного характера

Сократ (469–399 г. до н. э.) занимался поисками рационального, логически-понятийного обоснования объективного
этических оценок, нравственной природы государства и права
говорил о неразрывной связи права и государства, необходимости назначать управленцев (в том числе судей) не по жребию, а по квалификации («правление знающих»)
толковал право как компромисс между гражданами, по сути, обосновал презумпцию справедливости закона и обоснованности приговора
вывел формулу, что «законное» и «справедливое» тождественны.

Слайд 5

Аристотель (384–322 г. до н. э.)

ввел метод логического анализа и систематизации
считал подчинение

Аристотель (384–322 г. до н. э.) ввел метод логического анализа и систематизации
закону нравственным долгом и был убежден, что «дела, продиктованные добродетелью, открывают путь к счастью»
подошел к разделению права на частное и публичное. При этом для частного права выводилась уравнительная справедливость (арифметическое равенство), а для публичного — распределительная справедливость (геометрическое равенство)
стоял у истоков патриархальной теории возникновения государства и теории среднего класса (полития)

Слайд 6

"Право сущее" и "право должное"

Сущее

в самом широком смысле представляет собой наличное бытие.
в

"Право сущее" и "право должное" Сущее в самом широком смысле представляет собой
контексте права можно сказать, что сущее – это наличная правовая реальность, это то, что есть в действительности.

Должное

то, что должно быть, целеполагаемый результат, идеальная конструкция будущей необходимой правовой реальности.

Несовпадение, рассогласованность сущего и должного возникает на основе двойственности права как социального явления.
Опыт жизнедеятельности человечества свидетельствует о том, что сущее и должное, находясь на разных уровнях рассогласования, всегда существуют как рассогласованное единство.