Слайд 2Николай Афанасьев.
КОМПОЗИТОР
Даты жизни 12.01.1821 - 03.06.1898
Место рождения Тобольск
Место погребения Санкт-Петербург
Слайд 3Детство
Русский скрипач, композитор и пианист-педагог. Родился в семье известного скрипача Якова Ивановича
Афанасьева, который занимался музыкальным образованием своего сына.
Слайд 4Юность
Уже в 15 лет Н. Афанасьев выступил с сольным концертом в Москве.
В 1838 г. был принят в оркестр Большого театра (Императорская опера), где вскоре стал концертмейстером. В 1841–1846 гг. капельмейстер крепостного театра И.И. Шепелева в Выксе, с которым поставил несколько спектаклей. В 1851–1858 гг. скрипач Петербургской итальянской оперы, в 1853–1883 гг. преподаватель Смольного института по классу фортепиано.
С 1846 г. Н. Афанасьев много концертировал как скрипач-виртуоз, сначала в крупнейших городах России, а потом в Европе — Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии, создав себе репутацию одного из крупнейших русских скрипачей. Позже осел в Петербурге и занялся почти исключительно сочинением музыки.
Слайд 5Особенности творчества
С 1846 г. Н. Афанасьев много концертировал как скрипач-виртуоз, сначала в
крупнейших городах России, а потом в Европе — Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии, создав себе репутацию одного из крупнейших русских скрипачей. Позже осел в Петербурге и занялся почти исключительно сочинением музыки.
Н. Афанасьев написал много произведений, но большинство из них до сих пор не опубликованы, в том числе 4 оперы (поставлена только одна), 6 симфоний, оратория, 9 концертов для скрипки, сохранившиеся в рукописях. При жизни композитора успехом пользовались его камерные работы: так, струнный квартет «Волга», написанный около 1860 года и основанный на разработке песен народов Поволжья, был удостоен первой премии Русского музыкального общества.
В своем творчестве Н. Афанасьев широко использовал фольклорный материал как отечественный, так и тех стран и регионов, где он побывал (итальянский, еврейский, татарский и др.).
Слайд 6Последние дни
За два года до смерти музыкант был избран в почётные члены
Русского музыкального общества.
Слайд 7«Русский Паганини»
Первым из профессиональных композиторов претворил в своём творчестве чувашские музыкальные темы.
Артист театральных оркестров, преподаватель Смольного института. В 1841–46 капельмейстер крепостного театра в Выксе Нижегород. губ. Как виртуоз-скрипач концертировал с 1846 по России (в т. ч. в Казани и Симбирске) и за рубежом, имел славу «русского Паганини».
Занимался музыкальной фольклористикой, составил сборник «64 русские народные песни», представленный на Научно-промышлен. выставке в Казани (1890). Автор пяти опер, многочисленных камерных инструментальных произведений, романсов, хоров. Из них историки музыки обычно выделяют квартет «Волга» для двух скрипок, альта и виолончели (1860).
Слайд 8Квартет «Волга» для двух скрипок, альта и виолончели (1860)
Хорошо знакомый с музыкальным
бытом поволжских губерний, Афанасьев не только придумал для непрограммного сочинения характерное название, но и включил во вторую и четвёртую части музыкальные темы, сочинённые им на основе мелодий местных народов.
В других частях источниками тем послужили русские народные песни. Сочетая столь разнородные интонационые «миры», композитор воплотил идею многообразия культуры Поволжья.
Для времени создания произведения эта идея выражала самые передовые демократические тенденции духовной жизни России.
Квартет «Волга» был удостоен премии Русского музыкального общества в 1861. Партитура издана при жизни Афанасьева, переиздавалась в 1940-х. В 1970-х гг. Квартет записан на грампластинку фирмы «Мелодия».