Горе от ума. А.С. Грибоедов. Образ фамусовской Москвы

Содержание

Слайд 2

Фамусов. Художник Н. Кузьмин. 1949

Павел Афанасьевич Фамусов
«Говорящая» фамилия в переводе с французского

Фамусов. Художник Н. Кузьмин. 1949 Павел Афанасьевич Фамусов «Говорящая» фамилия в переводе
означает «всем знакомый, пресловуто известный». Также присутствует латинский корень fama – молва, слух, общественное мнение.
Хозяин дома, богатый московский барин, крупный чиновник, московский «туз», член Английского клуба.
Убежденный крепостник.
Как и все люди его круга, уверен, что нет другого идеала, кроме богатства и власти.
Английский клуб — один из первых российских джентльменских клубов, один из центров российской общественной и политической жизни; славился обедами и карточной игрой, во многом определял общественное мнение. Количество членов было ограничено, новых членов принимали по рекомендациям после тайного голосования.

Слайд 3

«Горе от ума». Репетилов. Художник П. Соколов. 1866

Репетилов
Фамилия образована от латинского слова

«Горе от ума». Репетилов. Художник П. Соколов. 1866 Репетилов Фамилия образована от
«повторять». Этот человек не имеет своих убеждений; он не понимает того, что говорят, а просто повторяет пересуды со значительным видом.
Появляется наперекор законам театра классицизма в последнем действии, когда борьба закончена и гости разъезжаются. В его репликах и поступках, словно в кривом зеркале, отражается сценическое поведение Чацкого.

Слайд 4

Молчалин — В. Максимов. Спектакль Московского Малого театра. Фото 1911

Алексей Степанович Молчалин
Секретарь

Молчалин — В. Максимов. Спектакль Московского Малого театра. Фото 1911 Алексей Степанович
Фамусова. Живет у него в доме и прилежно выполняет свои обязанности.
«Говорящая» фамилия подчеркивает немногословность персонажа:
«Вот он на цыпочках и небогат словами»
Низкопоклонник и делец.
Раболепствует: своим главным талантом считает «умеренность и аккуратность».
Не высказывает своего мнения:
«В мои лета не должно сметь свое суждение иметь».
Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие – вот основа характера героя.
Стал нарицательным обозначением подхалимства и лакейства.

Слайд 5

Скалозуб. Художник Н. Кузьмин. 1948

Сергей Сергеевич Скалозуб
С точки зрения Фамусова, полковник Скалозуб

Скалозуб. Художник Н. Кузьмин. 1948 Сергей Сергеевич Скалозуб С точки зрения Фамусова,
– самый желанный жених для Софьи.
Очень ограниченный человек: если и думает о чем-то, то только о своей карьере.
Его интересуют лишь военные упражнения и танцы.
Враг всякого знания и просвещения.
Он надежный защитник старины, как и все представители фамусовского общества.

Слайд 6

Загорецкий – Марат Башаров. Спектакль «Горе от ума», 2000

Антон Антонович Загорецкий
«Отъявленный мошенник,

Загорецкий – Марат Башаров. Спектакль «Горе от ума», 2000 Антон Антонович Загорецкий
плут», «Лгунишка он, картежник, вор». Такой человек всегда находится рядом с Фамусовыми, Хлестовыми и им подобными. Он всегда готов предложить свои услуги, услужить им. Его сомнительные нравственные качества никого не смущают:
«везде ругают, а всюду принимают».
Всегда готов участвовать в скандалах, сплетнях.

Слайд 7

«Горе от ума». Чацкий. Художник П. Соколов. 1866

«К вам Александр Андреич Чацкий»
Ему

«Горе от ума». Чацкий. Художник П. Соколов. 1866 «К вам Александр Андреич
около 20 лет, сирота, воспитывался в доме Фамусова, покинул его для более серьезной учебы, путешествовал и возвратился на родину.
Умен, остер, пылок, красноречив, уверен в себе. Его ум, связанный с передовыми взглядами, с просвещением, со стремлением искать блага не для себя, а для Отчизны, приносит герою страдания.
В данном контексте «умный» синоним понятию «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов

Слайд 8

«Горе от ума». Чацкий — Ю. Юрьев. Спектакль Петербургского Александринского театра. Фото

«Горе от ума». Чацкий — Ю. Юрьев. Спектакль Петербургского Александринского театра. Фото
конца XIX — начала XX в.

Презирает чинопочитание и карьеризм. Считает, что человек заслуживает уважение не по происхождению и чину, а за его личные достоинства. Служит «делу, а не лицам».
Патриот, осуждает подражание всему заграничному, ратует за развитие национального, русского.
Осуждает крепостнические порядки. Герцен писал: «Это – декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра Первого». Но он не просто борец-декабрист, он еще и романтик по своей природе.
В любви не столько обманут, сколько обманывает себя сам – как все влюбленные, видит то, что хочет, не замечая очевидного

Слайд 9

РЕФЛЕКСИЯ

Что нового узнали на уроке?
Что вызвало затруднения?

РЕФЛЕКСИЯ Что нового узнали на уроке? Что вызвало затруднения?