Александр Блок (1880 – 1921)

Содержание

Слайд 2

Блок является одним из чудотворцев русского стиха… Обыкновенный поэт отдает людям свои

Блок является одним из чудотворцев русского стиха… Обыкновенный поэт отдает людям свои
творения, людям самого себя.
Николай Гумилев

Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твое – пять букв.
Марина Цветаева

Слайд 3

Детство

Детство

Слайд 4

1884

Александр был мальчиком тихим, молчаливым, росшим одиноко среди обожавших его женщин –

1884 Александр был мальчиком тихим, молчаливым, росшим одиноко среди обожавших его женщин
матери, теток, бабки.

Вообще, как он сам говорил, «жизненных впечатлений» у него не было очень долго. Семья старательно оберегала его от соприкосновения с «грубой жизнью»

Слайд 5

Александр Блок в кругу близких.

А.А.Блок, А.А.Кублицкая-Пиоттух – мать поэта, А.Н.Бекетов, Н.Н.Бекетов, Е.Г.Бекетова,

Александр Блок в кругу близких. А.А.Блок, А.А.Кублицкая-Пиоттух – мать поэта, А.Н.Бекетов, Н.Н.Бекетов, Е.Г.Бекетова, М.А.Бекетова. Шахматово 1894
М.А.Бекетова. Шахматово 1894

Слайд 6

Дом в Шахматове.1880-е.

В шуточной анкете 1897 года на пункт «место, где

Дом в Шахматове.1880-е. В шуточной анкете 1897 года на пункт «место, где
я хотел бы жить» Блок ответил: «В Шахматове».

Рос и воспитывался Блок в семье деда(А.Н.Бекетова), в обстановке «благоуханной глуши» маленькой подмосковной усадьбы Шахматово, где семья неизменно проводила летние месяцы.
Но главное, что сформировало личность и характер поэта, была атмосфера стародавних культурных традиций и преданий бекетовского дома.

Слайд 7

Мне снилась снова ты. В цветах, на шумной сцене,
Безумная, как страсть,

Мне снилась снова ты. В цветах, на шумной сцене, Безумная, как страсть,
спокойная, как сон,
А я, повергнутый, склонил свои колени
И думал: «Счастье там, я снова покорен!»
Но ты, Офелия, смотрела на Гамлета
Без счастья, без любви, богиня красоты,
А розы сыпались на бедного поэта,
И с розами лились, лились его мечты...
Ты умерла, вся в розовом сияньи,
С цветами на груди, с цветами на кудрях.
А я стоял в твоем благоуханьи,
С цветами на груди, на голове, в руках...
Блок 1898 г

Слайд 9

Стихотворные книги:

«Стихи о Прекрасной Даме» (1904)
«Распутья» (1902 – 1904)
«Пузыри земли»

Стихотворные книги: «Стихи о Прекрасной Даме» (1904) «Распутья» (1902 – 1904) «Пузыри
(1901- 1905)
«Город» (1904 – 1908)
«Нечаянная радость» (1907)
«Снежная маска» (1907)
«Земля в снегу» (1908)
«Ночные часы» (1911)

Слайд 10

Творчество Блока – процесс «вочеловечивания».

I этап – «теза» (поклонение идеалу, Прекрасной Даме).
II

Творчество Блока – процесс «вочеловечивания». I этап – «теза» (поклонение идеалу, Прекрасной
этап – «антитеза» (разгул стихии реального мира, утрата идеала).
III этап – «синтез» (обретение новых положительных ценностей, собирательным образом становится Россия).

Слайд 11

Выход первой книги
ввел Александра Блока в круг
видных

Выход первой книги ввел Александра Блока в круг видных поэтов. 1906-1908 годы
поэтов.
1906-1908 годы были
временем его
писательского роста и успеха.

Он общается с символистами старшего и младшего поколений -
Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым, К. Бальмонтом, А. Белым, Вяч. Ивановым и др.

Слайд 12

Философия Вл. Соловьева

«Красота» - единственная сила, способная «мир спасти»
«Положительное всеединство»: Красота, Добро,

Философия Вл. Соловьева «Красота» - единственная сила, способная «мир спасти» «Положительное всеединство»:
Истина
«Вечная Женственность» (Душа Мира, Премудрость Божия, София) – объект платонического культа и созерцательного любования
Платоновское «двоемирие», постичь которое можно только путем искусства
«Мифологизм» - восприятие мира как «творимой легенды» (миф о Прекрасной Даме)
Значения явления безграничны

Слайд 13

Особенности философии Блока:

всё земное рассматривается через отношение к небесному, вечному,

Особенности философии Блока: всё земное рассматривается через отношение к небесному, вечному, бесконечному;
бесконечному;
вера в скорое пришествие Души Мира – Софии – Царицы Небесной, которое станет знаком изменения и преображения всего сущего;
«в индивидуальной любви проявляется любовь мировая, и сама любовь к миру открыта через любовь к женщине».

Слайд 14

«Стихи о Прекрасной Даме»

Соединение традиций культуры XIX века и идеалов «нового мира»

«Стихи о Прекрасной Даме» Соединение традиций культуры XIX века и идеалов «нового
(влияние Вл. Соловьева)
Поэтическое единство различных символов
Ожидание полного обновления мира
Сочетание двух миров, «мифического и реального»
Художественное описание «земных» переживаний и символистское ощущение мира
Высокий лирический образ-персонаж, выходящий за пределы тюрьмы-бытия

Слайд 15

«Стихи о Прекрасной Даме»

своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний;
любовь рисуется

«Стихи о Прекрасной Даме» своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний; любовь рисуется
как обряд служения чему-то высшему;
смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи;
идеальный мир противопоставлен реальной действительности, которую поэт передаёт в отвлечениях или обобщённых символах.

Слайд 16

«Стихи о Прекрасной Даме» - первая книга А.Блока. 1904 - 1905

П

Мы встречались с

«Стихи о Прекрасной Даме» - первая книга А.Блока. 1904 - 1905 П
тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив,
Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив…

Приближений, сближений. Сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

13 мая 1902

Первый поэтический сборник во многом навеян глубоким чувством к Любови Дмитриевне Менделеевой и увлечением философскими идеями В. С. Соловьева.

Слайд 17


И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл.

И тяжкий сон житейского сознанья Ты отряхнешь, тоскуя и любя. Вл. Соловьев
Соловьев
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду – и горестно, и низко,
Не одолев смертельныя мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
4 июня 1901. С. Шахматово.

Слайд 18

Мотив ожидания + мотив страха, драматизм (повторение образа-символа «весь горизонт в огне»)
Сомнения

Мотив ожидания + мотив страха, драматизм (повторение образа-символа «весь горизонт в огне»)
в воссоединении земного и небесного
Огонь – символ торжества света и жизни над мраком и смертью, всеобщего очищения
Облик лирической героини двоится

Слайд 19

Вхожу я в тёмные храмы,
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании

Вхожу я в тёмные храмы, Свершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной
красных лампад.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.
1902 г.

Слайд 21

Три облика и три плана лирической героини:
космический план – Душа Мира
религиозный

Три облика и три плана лирической героини: космический план – Душа Мира
план – Царица Небесная
повседневный план – возлюбленная (угадываются черты Л.Д. Менделеевой)