Слайд 2СЕМЬЯ
Отец
Мать
Мачеха
Сын священника;
Чиновник-юрист;
Титулярный советник;
дворянство
Дочь пономаря;
Умерла, когда Александру было 8 лет
Баронесса
Эмилия
фон Тессин
4 детей;
хорошее образование
Слайд 3ЗАМОСКВОРЕЧЬЕ
Детство и юность;
Большая библиотека отца – желание стать писателем;
Наблюдения за жизнью купцов,
мелких чиновников;
Слайд 4ОБРАЗОВАНИЕ, СЛУЖБА
Юридический факультет Московского Университета (не доучился);
Служба в суде писцом (желание отца);
Пишет
сцены из купеческой жизни, задумывает комедию;
Очерк «Записки замоскворецкого жителя».
Слайд 5ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЗВЕСТНОСТЬ
комедия «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название — «Банкрут»), 1850 год.
вызвала одобрительные отклики
Н.В.Гоголя и И.А.Гончарова.
К постановке на сцене запрещена;
Влиятельное московское купечество, обиженное за все свое сословие, пожаловалось «начальству»; а автор был уволен со службы и отдан под надзор полиции по личному распоряжению Николая I. На сцену пьеса была допущена только в 1861 г.
Слайд 6ТВОРЧЕСТВО И КАРЬЕРА
С 1853 года (более 30 лет) его пьесы почти каждый
сезон на сцене театров (Малый театр в Москве, Александринский театр в С-П);
В 1863 награжден Уваровской премией и избран член-корреспондентом Петербургской Академии наук.
С 1866 года был заведующим репертуарной частью московских императорских театров;
Слайд 7ТЕАТР ОСТРОВСКОГО
Создает театральную школу и целостную концепцию игры в театре (продолжил Станиславский);
отсутствие
экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру;
На сцене изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию;
театр должен быть построен на условностях ;
мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
ставка не на одного актёра.
Слайд 8ПЬЕСЫ ОСТРОВСКОГО
«Семейная картина» (1847)
«Свои люди — сочтёмся» (1849)
«Неожиданный случай» (1850)
«Утро молодого человека» (1850)
«Бедная невеста» (1851)
«Не в свои сани не садись» (1852)
«Бедность не порок» (1853)
«Не так живи, как хочется» (1854)
«В чужом пиру похмелье» (1856)
«Доходное место» (1856)
«Праздничный сон до обеда» (1857)
«Не сошлись характерами» (1858)
«Воспитанница» (1859)
«Гроза» (1859)
«Старый друг лучше новых двух» (1860)
«Свои собаки грызутся, чужая не приставай» (1861)
«Женитьба Бальзаминова» (1861)
«Козьма Захарьич Минин-Сухорук» (1861)
Слайд 9ПЬЕСЫ ОСТРОВСКОГО
«Тяжёлые дни» (1863)
«Грех да беда на кого не живёт» (1863)
«Воевода» (1864)
«Шутники» (1864)
«На бойком месте» (1865)
«Пучина» (1866)
«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» (1866)
«Тушино» (1866)
«Василиса Мелентьева» (1867)
«На всякого мудреца довольно простоты» (1868)
«Горячее сердце» (1869)
«Бешеные деньги» (1870)
«Лес» (1870)
«Не всё коту масленица» (1871)
«Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1872)
Слайд 10ПЬЕСЫ ОСТРОВСКОГО
«Комик XVII столетия» (1873)
«Снегурочка» (1873)
«Поздняя любовь» (1874)
«Трудовой хлеб»
(1874)
«Волки и овцы» (1875)
«Богатые невесты» (1876)
«Правда хорошо, а счастье лучше» (1877)
«Женитьба Белугина» (1877)
«Последняя жертва» (1878)
«Бесприданница» (1878)
«Добрый барин» (1879)
«Сердце не камень» (1880)
«Невольницы» (1881)
«Светит, да не греет» (1881)
«Таланты и поклонники» (1882)
«Красавец-мужчина» (1883)
«Не от мира сего» (1885)
Слайд 11САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПЬЕСЫ:
«Свои люди — сочтёмся» (1849)
«Гроза» (1859)
«Женитьба Бальзаминова» (1861)
«На всякого
мудреца довольно простоты» (1868)
«Бешеные деньги» (1870)
«Лес» (1870)
«Снегурочка» (1873)
«Бесприданница» (1878)
«Таланты и поклонники» (1882)
Слайд 12Весной 1886 года писатель уезжает в село Щёлыково Костромской губернии. Умер Островский
за письменным столом в Щёлыкове, работая над переводом шекспировской пьесы «Антоний и Клеопатра».
Слайд 13«ГРОЗА» 1859
Род литературы: драма
Жанр: драма
Литературное направление: критический реализм
Критика:
Н.А. Добролюбов «Темное царство», «Луч
света в темном царстве»;
Д.И. Писарев «Мотивы русской драмы».