Слайд 2В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском
университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомиться с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких и неизгладимых впечатлений на него производит Собор парижской Богоматери, которому в 1912 году Мандельштам посвятит свое стихотворение «Notre Dame».
Слайд 5? Какое впечатление произвел на вас собор Notrе Dame, с изображением которого
вы познакомились?
Задание: Ознакомьтесь со стихотворением «Notrе Dame» и попробуйте описать характер переживаний лирического героя О.Мандельштама
Слайд 6Где римский судия судил чужой народ —
Стоит базилика, и — радостный
и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...
Слайд 7Задание: Соотнесите изображение собора с текстом стихотворения
? Какие строки из стихотворения О.Мандельштама
передают зрительный образ собора?
? Что больше всего поразило лирического героя стихотворения в соборе Notrе Dame?
Задание: выделите в стихотворении образы с противоположным смысловым наполнением (образные оппозиции)
Слайд 9
Вывод: Контраст и антитеза – основные сюжетно-композиционные приемы стихотворения О.Мандельштама.
Задание: Найдите в
тексте стихотворения ключевой образ, который связывает между собой «легкий» и «тяжелый» словесные планы.
? Как вы понимаете смысл этого образа: «И всюду царь – отвес»?
Слайд 10Где римский судия судил чужой народ —
Стоит базилика, и — радостный
и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...
Слайд 11Буквальный смысл:
Отвес используется в строительстве для измерения идеальной вертикальности стен и
углов.
Задание:
Попытаемся выявить метафорический смысл этого образа. Для этого выделите в тексте стихотворения все образы, которые можно отнести к человеку.
Слайд 12Где римский судия судил чужой народ —
Стоит базилика, и — радостный
и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...
Слайд 13Вывод:
Метафора «человек – храм» является сквозной в стихотворении «Notre Dame».
?
Почему в стихотворении О.Мандельштама челoвек подобен храму, а храм подобен человеку?
Слайд 14
? Как вы понимаете образ «всюду царь - отвес» применительно к человеческому
существованию? Какая сила есть в человеке, которая помогает ему сохранить ум, честь, достоинство, не предаваться отчаянию, не падать духом?
Слайд 15«Человеческий» план «архитектурного» сюжета
Собор, как и человек, состоит из «массы грузной», «чудовищных
ребер», строительной плоти и одновременно он устремлен вверх, к небу, является местом встречи человека с Богом.
Поэта поражает и восхищает способность человека, наделенного страстями, состоящего из «тяжести недоброй» – плоти и крови – подниматься на духовную высоту, быть творцом «прекрасного»
Слайд 16Задание: Выделите в стихотворении образы, относящиеся к человеческой истории
Историческая справка: Собор Парижской
Богоматери (фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Расположен в восточной части острова Сите на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строился с 1163 по 1345 гг.
Слайд 17Где римский судия судил чужой народ —
Стоит базилика, и — радостный
и первый —
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.
Но выдает себя снаружи тайный план,
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.
Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.
Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,—
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам...
Слайд 18Исторический план лирического сюжета
Собор воплощает собой «архитектуру» истории, восходящую к мифологическим истокам
– образу Адама. Собор для поэта – это запечатленная история, хранилище исторической памяти. Собор видится поэту как точка примирения и единения, соединяющая «египетскую мощь» и «христианства робость» в процессе созидания прекрасного.
Слайд 19Творческий план лирического сюжета:
? Как вы понимаете заключительные строки стихотворения: «Тем чаще
думал я: из тяжести недоброй / И я когда-нибудь прекрасное создам...»