Анализ стихотворного произведения A.C. Пушкина Анчар

Содержание

Слайд 2

(Анчар - древо яда; тропическое
южноазиатское дерево с ядовитым соком,
который использовался

(Анчар - древо яда; тропическое южноазиатское дерево с ядовитым соком, который использовался
для смазывания
наконечников стрел, которым восточные
воины поражали своих врагов)

О чем говорит нам это название?

Слайд 3

Анчар – «древо смерти»

Александр Пушкин пишет произведение "Анчар", в котором в поэтической

Анчар – «древо смерти» Александр Пушкин пишет произведение "Анчар", в котором в
форме пересказывает историю, сочинённую Форшем.
(В 1783 году в "Лондонском журнале" некто Форш, служивший хирургом на острове Яве, опубликовал материал об анчаре.)

«Под самым деревом не растут ни другие деревья, ни кусты, ни травы — не только под его кроной, но даже на расстоянии брошенного камня: почва там бесплодна, темна и словно обуглена. Ядовитость дерева такова, что садящиеся на его ветви птицы, наглотавшись отравленного воздуха, одурманенные падают на землю и умирают, и их перья устилают почву. Все, чего коснутся его испарения, гибнет, так что все животные его избегают и птицы стараются не летать над ним. Ни один человек не осмелится приблизиться к нему».

Слайд 4

Позже некоторые сведения об этом дереве были опровергнуты.

Анчар – вечнозелёное дерево, которое

Позже некоторые сведения об этом дереве были опровергнуты. Анчар – вечнозелёное дерево,
особенно распространено на Яве, но встречается и на Шри-Ланке, и Филиппинах, Фиджи и т.д. Название анчар в переводе с яванского значит: яд.
Анчар – большое дерево. В высоту оно примерно 25-40 метров. А листья его – от 7 до 19 сантиметров.
Млечный сок анчара действительно содержит яд, которым местные жители смазывают стрелы, кристаллизируется он на блестящих листьях. Яд этот очень сильно действует на организм – вызывает паралич сердца, что ведёт к быстрой смерти. Но находиться возле дерева можно совершенно спокойно.

Слайд 5

КОМПОЗИЦИЯ

Стихотворение делится на две части.
В первой части дается описание ядовитого дерева.
Во второй

КОМПОЗИЦИЯ Стихотворение делится на две части. В первой части дается описание ядовитого
части рассказывается о всесильном владыке, пославшего на смерть своего раба.
Озаглавить их можно как: («Зло в природе» и « Зло в обществе»)

Слайд 6

Какой художественный прием использован Пушкиным для показа отдаленности анчара от всего мира?
Гипербола.

Какой художественный прием использован Пушкиным для показа отдаленности анчара от всего мира?
Анчар
«один во всей вселенной»

Слайд 7

Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: — завязка произведения, — основной конфликт (противоречие), развитие

Стихотворение «Анчар» построено по следующему принципу: — завязка произведения, — основной конфликт
действия — это вторая композиционная часть (она начинается с союза «Но») — скоротечная развязка (она начинается с противительного союза «А»)

Слайд 8

1 часть стихотворения. 1 строфа

Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем

1 часть стихотворения. 1 строфа Прочитав первое четверостишие, следует выделить в последнем
стихе числительное «один».
Первое, что мы узнаем об анчаре, это то, что он один.
Первое слово — «пустыня». Поэт переносит нас в пустой мир и подготавливает тему одиночества ( «стоит один»).
Пустыня получает ряд резко отрицательных характеристик: «чахлая», «скупая». Эти эпитеты обладают признаком одушевленности. Эпитеты, придающие пустыне характер живого и человекоподобного существа, как бы наделяют ее свойствами человека, в том числе волей, активностью. Это заставляет нас воспринимать пустыню в первых строках стихотворения как злое существо — существо , имеющее злую волю и являющееся активным создателем окружающего зла.
Вывод: Первая строфа стихотворения «Анчар» привела нас в мрачный мир всемирного зла. Пушкин прибегает к крупному плану, тем самым подчеркивая значимость образа.

Слайд 9

2 строфа

Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва.
Пушкин создает образ

2 строфа Сухая, раскаленная зноем почва — это мертвая почва. Пушкин создает
мира зла, пространства антимира, в котором привычные черты мира разрушены и заменены чудовищно искаженными. Земля здесь — «почва»: синоним, имеющий то же значение, но лишенный всех фольклорно-поэтических ассоциаций, связанных со словом «земля».
Вторая строфа посвящена характеристике анчара, его отношению к Природе.
Природа рождает анчар, как бы опровергая свою бесплодность. Но это противоестественное рождение — «в день гнева».
«Природа жаждущих степей...» (обратите внимание на то, что эпитет «жаждущих» отсылает к символизирующим бесплодность эпитетам первой строфы — «чахлый», «скупой», «раскаленный»). В день гнева порождается анчар. Дары, которыми награждает мать свое дитя, противоестественны:
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила

Слайд 10


И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и

И в самом анчаре все время подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного
правильного порядка вещей. Выражение «мертвая зелень» содержит оксюморон, т. е. эпитет, который противоречит сущности определяемого слова (типа: сладкая горечь, звонкая тишина).
Оксю́морон (др.-греч. οξύμωρον — «острая глупость») — стилистическая фигура или стилистическая ошибка — сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого).
Слово «зелень» содержит в себе понятие свежести, прохлады, весны — жизни. Сочетание «зелень мертвая» воспринимается читателем как чудовищное нарушение норм природы. В таком ключе должно восприниматься и все стихотворение. У Пушкина природа всегда добра по отношению к человеку, гармонирует с его лучшими чувствами. Именно поэтому та природа, образ которой создается в стихотворении «Анчар», кажется чудовищно искаженной .

Слайд 11

3 строфа

Глаголы

Деепричастие

«каплет»

«застывает»

«растопясь»

ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.

3 строфа Глаголы Деепричастие «каплет» «застывает» «растопясь» ПЕРЕДАЮТ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТОНОСНОГО ЯДА, МРАЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СМЕРТИ.

Слайд 12

Прием градации усиливает впечатление губительности «древа смерти»

Что такое градация? (Градация (от лат. gradatio

Прием градации усиливает впечатление губительности «древа смерти» Что такое градация? (Градация (от
- постепенное возвышение) - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и...)

Слайд 13

Все живое избегает прикосновения к анчару.

К нему и птица не летит,

Все живое избегает прикосновения к анчару. К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный На древо смерти набежит — И мчится прочь, уже тлетворный.

Слайд 14

«ТЛЕТВОРНЫЙ»

Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен

«ТЛЕТВОРНЫЙ» Это слово из высокой славянской лексики имеет два корня — тлен
(разрушение, гибель, уничтожение) и творить (создавать). В словаре церковнославянского языка Петра Алексеева (1819) слово «тлетворный» имеет следующее значение: «смертоносный, ядовитый, пагубный», например: «тлетворный воздух», т. е. моровое поветрие. Моровое поветрие — это эпидемия чумы. Пушкин, конечно, знал словарь Петра Алексеева и такое значение слов «тлетворный воздух». Конечно, реальное дерево, называемое «анчар», произрастающее в Индонезии и действительно имеющее ядовитую смолу, не является столь страшным распространителем смерти, и уж конечно, не способно вызывать эпидемию, однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание одного ядовитого дерева, а обобщенную художественную картину зла в природе.

Слайд 15

5 строфа

Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление от

5 строфа Появляется дождь, который должен был бы восприниматься как счастливое избавление
мук жажды. Но в извращенном пространстве зла и дождь становится источником смерти:
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей уж ядовит
Стекает дождь в песок горючий.

Слайд 16

Ключевые образы первой части.

Пустыня чахлая и скупая

Почва зноем расколённая

Степи жаждущие

Зелень мертвая

Вихорь черный,

Ключевые образы первой части. Пустыня чахлая и скупая Почва зноем расколённая Степи
тлетворный

Дождь ядовит

День гнева

Песок горючий

Грозный часовой ,один во всей вселенной, древо смерти

Слайд 17

2 часть

2 часть

Слайд 18

«Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…»

С начала шестой строфы в стихотворении

«Но человека человек Послал к анчару властным взглядом…» С начала шестой строфы
происходит идейно-композиционный перелом: до сих пор речь шла о зле в природе, о зле, существующем в самом порядке мира. Теперь начинается рассказ о зле, создаваемом человеком. Союз «но» резко делит интонацию стихотворения на две части.

Слайд 19

Но человека человек Послал к анчару властным взглядом… Теперь уже повествование переводится

Но человека человек Послал к анчару властным взглядом… Теперь уже повествование переводится
в сферу человеческих отношений. «Человек» и «человек», равные по своей природе, разделены социальными границами на «раба» и «владыку». Достаточно одного взгляда (даже не слова!), чтобы раб пошел на верную смерть: И тот послушно в путь потек И к утру возвратился с ядом.

Слайд 20

Образ раба

Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет как

Образ раба Метафора «послушно в путь потек» передает безвольность раба. Он течет
река, не в силах изменить свое русло. Образ раба раскрывается в своей человеческой сути: И пот по бледному челу Струился хладными ручьями… Автор сочувствует рабу. Это видно и в глаголах, описывающих его состояние (принес – и ослабел, и лег – и умер), а также в обобщающем эпитете: «бедный раб». Выразительная картина: « И пот по бледному челу/ Струился хладными ручьями» создают образ страдающего человека, жертвы деспотичной воли князя.
Глаголы подчеркивают предопределенность судьбы раба.
«принес», « ослабел» « лег» ,«умер»
Пушкин отдает рабу сострадание и сочувствие, поскольку раб- жертва самовластия и тирании. Перед его самоотверженностью и самоотречением бледнеет власть и слава «непобедимого владыки». Так проявляется пушкинский гуманизм, осуждающий деспотизм, бесчеловечный к судьбам обыкновенных подданных.
Однако нельзя не заметить, что именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота (ведь князь все равно отнял бы у него жизнь, независимо от того, покорился ли бы он или же выразил протест!) объективно служат делу деспотизма. Раб — не только жертва, но и распространитель зла. Пушкин подчеркивает это, характеризуя одинаковыми словами раба и стрелы, с помощью которых князь разослал гибель в чужие страны: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Слайд 21

Образ владыки

Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании и

Образ владыки Образ владыки дан очень обобщенно и символично. Это символ тирании
самовластия вообще. Пушкин соотносит страшное зло природы – анчар и страшное зло человеческой жизни – деспотизм. Но самовластие, в отличие от анчара, зло активное. Тем оно и страшно. Это зло сеет гибель вокруг себя, завоевывая все новое влияние:     А царь тем ядом напитал     Свои послушливые стрелы     И с ними гибель разослал     К соседям в чуждые пределы.     Интересно, что даже повтор однокоренных слов («послушно в путь потек» - «послушливые стрелы») подчеркивает, что все живое и мертвое покоряется и служит «непобедимому владыке». 

Слайд 22

Антитеза

В стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными эпитетами:

Антитеза В стихотворении явно прослеживается антитеза «владыка – раб». Она поддержана выразительными
«властный взгляд» - «послушно»,
«бедный раб» - «непобедимый владыка». Глаголы также подчеркивают это противопоставление: «послал» - «потек». Действия князя получают одинаковое выражение: «послал» – «разослал», «послушно» – «послушливые (стрелы)».
Столь же одинаков результат: «умер бедный раб» – « и с ними гибель разослал».

Слайд 23

Анафора

В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия (анафоры), повторяя

Анафора В данном стихотворении Пушкин использует и композиционный прием единоначатия (анафоры), повторяя
и усиливая эмоциональное напряжение напряжение:
«Принес он смертную смолу…
Принес – и ослабел и лег…»

Слайд 24

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том

Последняя строфа, начинающаяся с противительного союза «А» — рассказывает нам о том
периоде, когда раба уже нет в живых. Для чего нужна была смола царю? Напитать ядом «послушливые стрелы», предназначенные для соседей.

Слайд 25

О чём стихотворение «Анчар»?

Это стихотворение о неправедном
мироустройстве, о роли человека в нём.
Это

О чём стихотворение «Анчар»? Это стихотворение о неправедном мироустройстве, о роли человека
произведение — о трагических, непримиримых взаимоотношениях между непобедимым владыкой и бедным, бесправным рабом. Пушкин в своём произведении обращается к теме, которая красной нитью проходит через всё его творчество: теме свободы и тирании.

Слайд 26

Главная мысль стихотворения.

Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной власти

Главная мысль стихотворения. Главная мысль стихотворения – активный протест Пушкина против беспредельной
одного человека над другим. Трагедия заключается в том, что эту власть как носитель её (князь, царь), так и подданные (бесправные рабы) находят естественной и законной.

Слайд 27

Идейный смысл.

Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти самодержавия

Идейный смысл. Идейный смысл этого великого творения Пушкина-изображение губительной для общества власти
, призыв к её уничтожению.

Слайд 28

Тема стихотворения.

Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской, так

Тема стихотворения. Главная тема стихотворения – вселенское зло, рассматриваемое как с философской,
и с общечеловеческой точки зрения

Слайд 29

Жанр

«Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение. Повествование

Жанр «Анчар» — произведение философской направленности. Жанр стихотворения — лиро-эпическое сюжетное стихотворение.
стилизовано под притчу, древнюю легенду.

Слайд 30

Размер

Это стихотворение написано в двухсложном размере.
Четырехстопный ямб.
Стихотворение построено по принципу контраста.

«В

Размер Это стихотворение написано в двухсложном размере. Четырехстопный ямб. Стихотворение построено по
пус/ты/не/ чах/лой/ и/ ску/пой/, На/ поч/ве/ зно/ем/ рас/ка/лен/ной/, Ан/чар/ как/ гроз/ный/ ча/со/вой/, Сто/ит-/один/ во/ всей/ все/лен/ной»

Слайд 31

РИТМ

Проводя анализ стихотворения «Анчар», нельзя не обратить внимание на его ритмическое своеобразие.

РИТМ Проводя анализ стихотворения «Анчар», нельзя не обратить внимание на его ритмическое
В первых пяти строфах, дающих определение анчару, имеется сходное расположение ударений. В каждой строке три ударения, шестой слог – безударный. За счёт этого ритмический рисунок в интонационном отношении однороден. Такого рода однородность вполне оправдана. Идёт перечисление свойств анчара. Исключение составляют только четырехударные и двухударные строки.
Четырёхударные: «Стоит – один во всей вселенной», «И тигр нейдет – лишь вихорь черный», «Стекает дождь в песок горючий».
Двухударная: «И застывает ввечеру»
Далее, при переходе ко второй композиционной части, когда накал растет, звучание меняется.

Слайд 32

Вторая композиционная часть – это центральная часть стихотворения, ядро трагедии.
«Но человека человек…»

Вторая композиционная часть – это центральная часть стихотворения, ядро трагедии. «Но человека
— дважды повторенное слово «человек» подчёркивает напряжённость ситуации. Лирический герой потрясён, в его голосе чувствуется негодование. Здесь Пушкиным объединяются все средства звуковой выразительности: повторение слов, повторение звуков, доминирование звука «а» («Послал к анчару властным взглядом»). Начало второй части поддержано и ритмически. Шестая строфа, начинающаяся с союза «но» — двухударна.
Все эти приёмы намеренно использованы автором для показа драматизма ситуации.
Что касается показа истории раба, то здесь тоже имеется свой интонационный и ритмический рисунок. Повествование идёт на трёхударных строках. Когда наступает трагическая развязка — «И умер бедный раб у ног» следует четырёхударная строка, а за ней – двухударная.
Вывод: объединение всех деталей, элементов, вплоть до расположения ударных и безударных слогов, придают своеобразие ритму, и обусловливают художественную ценность, силу и весомость произведения.

Слайд 33

Рифма

На протяжении всего стиха мы наблюдаем перекрёстную рифму:
«В пустыне чахлой и

Рифма На протяжении всего стиха мы наблюдаем перекрёстную рифму: «В пустыне чахлой
скупой», «Анчар как грозный часовой»; «На почве зноем раскаленной», «Стоит- один во всей вселенной».

Слайд 34

Звукозапись

Удивительна звукозапись в стихотворении: обилие звуков [ч] со звуками [н] и [р]

Звукозапись Удивительна звукозапись в стихотворении: обилие звуков [ч] со звуками [н] и
(очевидно, слово «анчар» сказалось на всей звуковой структуре) придает всему стихотворению своеобразный мрачный колорит.

В пустыне чахлой и скупой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.

Поражает обилие аллитерации, подчёркивающее мрачно-монотонный колорит( согласные «п» повторяется двадцать три раза ,а звук «ч»-восемнадцать раз

Слайд 35

ТРОПЫ И ФИГУРЫ

(языковые средства образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки)

ТРОПЫ И ФИГУРЫ (языковые средства образного раскрытия идейного содержания произведения и авторской оценки)

Слайд 36

Эпитеты

«бедный раб»

«вихорь черный»

«в пустыне чахлой и скупой»

«песок горючий»

«жаждущие степи»

«непобедимый владыка»

«мертвая зелень»

«лист дремучий»

Эпитеты «бедный раб» «вихорь черный» «в пустыне чахлой и скупой» «песок горючий»

Слайд 37

Сравнения

«анчар , как грозный часовой»

Сравнения «анчар , как грозный часовой»

Слайд 38

Метафоры

«послушно в путь потек»

«вихорь набежит»

«вихорь мчится прочь»

«природа напоила»

«на древо смерти набежит»

«пот по

Метафоры «послушно в путь потек» «вихорь набежит» «вихорь мчится прочь» «природа напоила»
белому челу струился хладными ручьями»

«природа жаждущих степей»

Слайд 39

Старославянизмы и архаизмы

«хладными»

«ввечеру»

«вихорь»

«послушливые»

«древо»

«чело»

Старославянизмы и архаизмы «хладными» «ввечеру» «вихорь» «послушливые» «древо» «чело»

Слайд 40

Всё это - рифма ,метафоры, сравнения,эпитеты , размер - и передают то

Всё это - рифма ,метафоры, сравнения,эпитеты , размер - и передают то
настроение и ту мысль , которую хотел донести до нас автор.
Имя файла: Анализ-стихотворного-произведения-A.C.-Пушкина-Анчар.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0