Басня как литературный жанр

Содержание

Слайд 2

Назначение басен

«Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя и

Назначение басен «Когда первобытный человек почувствовал себя человеком, он оглянулся вокруг себя
впервые задумался о мире и о себе. По существу, это были два вопроса:
- как устроен мир?
как должен вести себя в этом мире человек? На первый вопрос он ответил мифом.
На второй вопрос – басней»
(М. Л. Гаспаров «Басни Эзопа»)

Слайд 3

Эзоп

Жан де Лафонтен

И.А. Крылов

Великие баснописцы

Эзоп Жан де Лафонтен И.А. Крылов Великие баснописцы

Слайд 4

А.П. Сумароков

В.И. Майков

И.А. Крылов

И.И. Хемницер

И.И. Дмитриев

В.К. Тредиаковский

М.В. Ломоносов

А.П. Сумароков В.И. Майков И.А. Крылов И.И. Хемницер И.И. Дмитриев В.К. Тредиаковский М.В. Ломоносов

Слайд 5

«Лисица и виноград»

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела

«Лисица и виноград» Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и
до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они ещё зелёные!»
Так и у людей иные не могут добиться успеха по причине того, что силы нет, а винят в этом обстоятельства.

Слайд 6

1621 - 1695

Жан де Лафонтен

«Лисица и виноград»
Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец

1621 - 1695 Жан де Лафонтен «Лисица и виноград» Лис-гасконец, а быть
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен –
Пусть им кормится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

Слайд 7

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844)

«Лисица и виноград»
Голодная кума Лиса залезла в сад;
В

Иван Андреевич Крылов (1769 – 1844) «Лисица и виноград» Голодная кума Лиса
нем кисти винограду рделись.
У кумушки глаза и зубы загорелись,
А кисти сочные, как яхонты, горят;
Лишь то беда, висят они высоко:
Отколь и как она к ним ни зайдет,
Хоть видит око,
Да зуб неймет.
Пробившись попусту час целой,
Пошла и говорит с досадою: «Ну, что ж!
На взгляд –то он хорош,
Да зелен – ягодки нет зрелой:
Тотчас оскомину набьешь.

Слайд 8


Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический,

Мораль – нравственные правила, которым следуют в обществе и домашней жизни (логический,
поучительный вывод из чего-нибудь).
Аллегория (в переводе с греческого – иносказание) – изображение человека или иного предмета через другого человека или другой предмет: лиса – хитрый человек, заяц, ягнёнок – беззащитный человек, волк – злой, бессердечный человек.
Олицетворение – присвоение предметам неживой природы свойств живых существ.

Слайд 9

План сравнительного анализа
1.Тема басни.
2. Герои басни.
3.События, действия героев.
4.Цель басни.
5. Мораль.
6. Художественные особенности

План сравнительного анализа 1.Тема басни. 2. Герои басни. 3.События, действия героев. 4.Цель
(изобразительно –
выразительные средства)

Слайд 10

Сравнительная характеристика басни «Лисица и виноград»

Сравнительная характеристика басни «Лисица и виноград»

Слайд 12

Басней называется:
А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б) короткое нравоучительное произведение,

Басней называется: А) рассказ в стихах о каком-либо событии, случае; Б) короткое
в котором есть иносказание и специально выделенная автором мораль;
В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, реже группу лиц или общественное явление.
2. Вывод в басне называется:
А) поучение; Б) мораль; В) наставление; Г) рассуждение.
3. Определите название приёма, характерного для басни:
А) иносказание; Б) заклинание; В) описание; Г) повторение.
4. Кто известен как первый баснописец?
А) Жан де Лафонтен; Б) Эзоп; В) Крылов; Г) Ломоносов.

Слайд 13

Проверь себя!
1. Б
2. Б
3. А
4. Б

Молодцы!

Проверь себя! 1. Б 2. Б 3. А 4. Б Молодцы!

Слайд 14

Чтение сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна».
* Попробовать самому придумать басню

Чтение сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна». * Попробовать самому придумать басню (в прозе или стихах).
(в прозе или стихах).