Чернышевский Н. Г

Содержание

Слайд 2

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ

Слайд 3

БИОГРАФИЯ

Николай Чернышевский – русский писатель, публицист, литературный критик. Его революционные идеи оказали

БИОГРАФИЯ Николай Чернышевский – русский писатель, публицист, литературный критик. Его революционные идеи
большое влияние на В.И.Ленина. Роман писателя «Что делать?» был очень популярен в советские годы. Николай Чернышевский родился в семье священника, но продолжить дело отца ему было не суждено. Вместо этого он стал одним из первых политзаключенных и «иконой» российского революционно-демократического движения 19-го века. А с его романом «Что делать?» в советское время был знаком каждый школьник…

Слайд 4

БИОГРАФИЯ

Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Отец – Гавриил

БИОГРАФИЯ Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Отец –
Иванович был довольно хорошо образован для того времени, хоть и служил простым священником, а родился в семье крепостных. Он решил сам обучать своего сына дома. Отец был очень начитанным человеком и передал любовь к книгам Николаю. Гавриил Иванович стремился обеспечить сыну достойное будущее. Коля до 14 лет оставался на домашнем обучении. Играм с ровесниками он предпочитал чтение. Не только его друзья, но и товарищи отца удивлялись обширным знаниям и начитанности Чернышевского-младшего. В 1842 году Николай стал слушателем курса духовной семинарии. Оказалось, что по уровню знаний Чернышевский превосходит не только своих соучеников, но и многих преподавателей. Николая не устраивало и качество обучения в семинарии. Поэтому он решил дополнительно заниматься самообразованием.

Слайд 5

БИОГРАФИЯ

СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ
В студенческие годы молодой человек увлеченно читал книги известных философов

БИОГРАФИЯ СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ В студенческие годы молодой человек увлеченно читал книги известных
– древних Аристотеля и Платона и современных ему Фейербаха и Гегеля. Кроме того, Николай изучал сочинения теоретиков искусства, а также экономистов и естествоиспытателей. В это время будущий писатель познакомился с Михаилом Михайловым, который ввел его в круг петрашевцев. Молодой студент не стал посещать их кружок, но на других собраниях иногда бывал. Особенно Николая привлекало общение с Иринархом Введенским – отцом русского нигилизма. Когда петрашевцев арестовали, Чернышевского поразило то, что они даже не думают о средствах своего освобождения, например о восстании.

Слайд 6

БИОГРАФИЯ


Время, проведенное в университете, помогло окончательному формированию мировоззрения Чернышевского. Он понял,

БИОГРАФИЯ Время, проведенное в университете, помогло окончательному формированию мировоззрения Чернышевского. Он понял,
что уже готов сам вести просветительскую работу. Несмотря на свое семинарское образование и духовную профессию отца, Николай не соглашался с идеологией официального православия. Спустя два года выпускнику университета предложили должность преподавателя в кадетском корпусе. Он был рад этому приглашению, так как думал, что может распространять там свои идеи. Вместе с женой Николай приехал в Петербург. Ученики полюбили нового педагога за его лояльность, а с коллегами подружиться Чернышевский не сумел.

Слайд 7

ФИЛОСОФИЯ

Как философ Н.Г. Чернышевский испытал влияние Л. Фейербаха, а также Г.В.Ф. Гегеля,

ФИЛОСОФИЯ Как философ Н.Г. Чернышевский испытал влияние Л. Фейербаха, а также Г.В.Ф.
Сен-Симона, Фурье, О. Конта, которые наряду с А.И. Герценом и В.Г. Белинским в значительной мере определили его мировоззрение.
Взгляды Чернышевского на философию Гегеля:
В гегелевской философии, прежде всего, привлекала Чернышевского диалектика, из которой он делал революционно - демократические выводы. Отдавая должное методу Гегеля, Чернышевский вместе с тем осуждал его консерватизм.
После ознакомления с русскими изложениями гегелевской системы в работах Белинского и Герцена, он обратился непосредственно к сочинениям Гегеля.
Чернышевский подчеркивал двойственность гегелевской философии, видя в этом один из ее важнейших пороков, отмечал противоречие между ее сильными принципами и узкими выводами. Говоря о колоссальности гения Гегеля, называя его великим мыслителем , Чернышевский критикует его, указывая, что истина у Гегеля выступает в самых общих, отвлеченных , неопределенных очертаниях. Но Чернышевский признает за Гегелем заслугу в искании истины- верховной цели мышления.

Слайд 8

ФИЛОСОФИЯ

Переход к материализму Фейербаха:
Неудовлетворенный философской системой Гегеля, Чернышевский обратился к сочинениям виднейшего

ФИЛОСОФИЯ Переход к материализму Фейербаха: Неудовлетворенный философской системой Гегеля, Чернышевский обратился к
философа того времени - Людвига Фейербаха.
Прочитав "Сущность христианства" , Чернышевский отметил в своем дневнике, что она ему понравилась "своим благородством, прямотой, откровенностью, резкостью".
Он узнавал о сущности человека, как ее понимал Фейербах , в духе естественно - научного материализма, узнавал о том, что совершенному человеку свойственны разум, воля, мысль , сердце, любовь, эта абсолютная у Фейербаха , сущность человека как человека и цель его бытия.
Взгляды на теорию познания:
Наряду с критикой идеалистической философии и материалистическим решением вопроса об отношении мышления к бытию, Чернышевский вел борьбу против агностицизма, всевозможных теорий, утверждавших непознаваемость мира, явлений, предметов.

Слайд 9

ФИЛОСОФИЯ

В этих утверждениях идеалистов Чернышевский не видел ни любви к истине, ни

ФИЛОСОФИЯ В этих утверждениях идеалистов Чернышевский не видел ни любви к истине,
глубокой научной мысли. Он зло называл сторонников этих идеалистических теорий "жалкими педантами, невежественными беднягами - щеголями". И он утверждал в противовес им, что мы познаем предметы такими, каковы они на самом деле.
-Он отстаивает утверждение о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основой его сознания и социального существования.
-Он считает, что мышление, теоретическое познание должно опираться на чувственный опыт человека. В науке, особенно естественной, Н.Г. Чернышевский видит двигатель общественного прогресса.

Слайд 10

ФИЛОСОФИЯ

Литературную деятельность Николай начал в конце 1840-х годов. В «Отечественных записках» и

ФИЛОСОФИЯ Литературную деятельность Николай начал в конце 1840-х годов. В «Отечественных записках»
«Санкт-Петербургских ведомостях» вышли первые небольшие статьи. Затем писатель стал публиковаться в «Современнике», а в 1855 году Чернышевский по существу уже руководил журналом вместе с поэтом Некрасовым. Но с приходом Николая Гавриловича «Современник» стал превращаться в очаг революционной пропаганды. Из-за этого с журналом перестали сотрудничать такие писатели как Толстой, Тургенев и Григорович. Руководить отделом критики Чернышевский назначил Добролюбова. Их объединяло родство социальных взглядов, а также общий взгляд на педагогические концепции.

Слайд 11

ФИЛОСОФИЯ

1885 году Николай закончил работу над диссертацией и защитил ее. В

ФИЛОСОФИЯ 1885 году Николай закончил работу над диссертацией и защитил ее. В
работе освещалось отношение искусства к реалиям существующего мира. Защита вызвала общественные споры. Серьезная критика идеализма и выдвинутая диссертантом теория «чистого» искусства, оторванного от реальности, многим показалась дерзостью и стремлением сломать традиционные устои. Кроме активной деятельности в «Современнике», в 1858 году Чернышевский стал редактировать журнал «Военный сборник». Тем самым он вовлек в революционные кружки несколько офицеров. Выбор Николая на должность редактора был не случаен. Тогдашние революционеры считали, что главной движущей силой предстоящих перемен должна стать армия. Во время работы в этом издании Чернышевский встретился с Герценом и Огаревым. Втроем они стали идеологами народнического движения и основали тайную организацию «Земля и воля».

Слайд 12

Важнейшие элементы его философского мировоззрения - борьба против идеализма, за признание материальности

Важнейшие элементы его философского мировоззрения - борьба против идеализма, за признание материальности
мира, первичность природы и признание человеческого мышления отражением объективной, реальной действительности, "антропологический принцип в философии", борьба против агностицизма, за признание познаваемости предметов и явлений.