Денис Иванович Фонвизин. Комедия Недоросль

Содержание

Слайд 2

Род, жанр, творческий метод

Вторая половина 18 в. – время расцвета театрального классицизма

Род, жанр, творческий метод Вторая половина 18 в. – время расцвета театрального
в России. Именно комедийный жанр становится самым важным и распространенным в сценическом и драматическом искусстве. Лучшие комедии этого времени являются частью общественно-литературной жизни, связаны с сатирой и часто имеют политическую направленность. «недоросль» создавался еще в рамках правил классицизма: деление персонажей на положительных и отрицательных, схематизм в их изображении, правило трех единств в композиции, «говорящие имена». Однако в комедии просматриваются и реалистические черты: достоверность образов, изображение дворянского быта и социальных отношений.

Слайд 3

Тематика

В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые волновали писателя. Это проблема

Тематика В основе комедии «Недоросль» лежат две проблемы, которые волновали писателя. Это
нравственного разложения дворянства и проблема воспитания. Комедия представляет сложную по структуре, продуманную систему, в которой каждая реплика, каждый персонаж, каждое слово подчинены выявлению авторского замысла. Начав пьесу как бытовую комедию нравов, Фонвизин не останавливается на этом, а смело идет дальше, к первопричине «злонравия», плоды которого известны и автором строго осуждены. Причиной же порочного воспитания дворянства в крепостнической и самодержавной России является установившийся государственный строй, порождающий произвол и беззаконие.

Слайд 4

Идея

Защищая свою жестокость, преступления и самодурство, Простакова говорит:»Разве я не властна и

Идея Защищая свою жестокость, преступления и самодурство, Простакова говорит:»Разве я не властна
в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон:»Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?» Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»

Слайд 5

Впоследствии историк В.О. Ключевский верно сказал: «Все дело в последних словах госпожи

Впоследствии историк В.О. Ключевский верно сказал: «Все дело в последних словах госпожи
Простаковой; в них весь смысл драмы и вся драма в них же… Она хотела сказать, что закон оправдывает ее беззаконие». В ее лице определенная часть дворян отказывается исполнять законы своей страны, свой долг и обязанности. О какой-то дворянской чести, личном достоинстве, вере и верности, взаимном уважении, служении государственным интересам тут и говорить не приходится.

Слайд 6

«Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на

«Не волен! Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на
что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?»

Слайд 7

Итак, идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными

Итак, идея комедии: осуждение невежественных и жестоких помещиков, которые считают себя полноправными
хозяевами жизни, не соблюдают законов государственных и нравственных, утверждение идеалов гуманности и просвещения.

Слайд 8

Характер конфликта

Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства

Характер конфликта Конфликт комедии заключается в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль
в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении крепостным, освободив его от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума – лица наиболее близкого автору. В конфликт втягиваются все герои комедии, действие как бы выносится из помещичьего дома и приобретает социально-политический характер: произвол помещиков, бесправие крестьян.

Слайд 9

И.А.Дмитриевский (актер)

Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по своему

И.А.Дмитриевский (актер) Одним из главных героев пьесы Фонвизина является Стародум. Он по
мировоззрению – носитель идей русского дворянского Просвещения. Стародум служил в армии, храбро воевал, был ранен, но обойден наградой. Выйдя в отставку, Стародум пытается служить при дворе. Разочаровавшись, он уезжает в Сибирь, но остается верен своим идеалам. Он является идейным вдохновителем борьбы с Простаковой.

Слайд 10

Простаковы и их сын Митрофанушка

Простаковы и их сын Митрофанушка

Слайд 11

Отрицательные герои

С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа Простакова, ее муж

Отрицательные герои С удивительным реализмом представлены Фонвизиным отрицательные персонажи: госпожа Простакова, ее
и сын Митрофан, злобный и жадный брат Простаковой Тарас Скотинин. Все они враги просвещения и закона, преклоняются только перед властью и богатством, боятся только материальной силы и все время хитрят, всеми средствами добиваются своих выгод, руководствуясь только практическим умом и своим интересом. Нравственности, идей, идеалов, каких-то моральных устоев у них просто нет, не говоря уже о знании и уважении законов.

Слайд 12

Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы является госпожа Простакова.

Центральной фигурой этой группы, одним из значимых персонажей пьесы является госпожа Простакова.
Она сразу становится основной пружиной, движущей сценическое действие, ибо в этой провинциальной дворянке есть какая-то мощная жизненная сила, которой не хватает не только положительным героям, но и ее ленивому эгоисту сыну и свиноподобному братцу.

Слайд 13

С утра до вечера эта женщина сражается, давит на всех, угнетает, приказывает,

С утра до вечера эта женщина сражается, давит на всех, угнетает, приказывает,
хитрит, лжет, ругается, грабит, бьет, унять ее не могут даже богатый и влиятельный Стародум, государственный чиновник Правдин и офицер Милон с воинской командой. В основе этого живого, сильного, вполне народного характера – чудовищное самодурство, наглость, жадность к материальным жизненным благам.

Слайд 14

Второстепенные персонажи

На сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж Простаковой,

Второстепенные персонажи На сцене действуют и другие персонажи: забитый и запуганный муж
и брат ее Тарас Скотинин, больше всего на свете любящий своих свиней, и дворянский «недоросль» – любимец матери, не желающий ничему учиться сын Простаковых Митрофан, избалованный и развращенный материнским воспитанием.

Слайд 15

Сюжет и композиция

В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической жизни

Сюжет и композиция В основу сюжета комедии Фонвизин положил конфликт эпохи, общественно-политической
70 – начала 80-х годов 18в. Это борьба с крепостницей Простаковой, лишение ее права владения всем поместьем. Одновременно в комедии прослеживаются другие сюжетные линии: борьба за Софью Простаковой, Скотинина и Милона, история соединения любящих друг друга Софьи и Милона. Хотя они не составляют основного сюжета.

Слайд 16

«Недоросль» – комедия в пяти действиях. События разворячиваются в имении Простаковых. Значительная

«Недоросль» – комедия в пяти действиях. События разворячиваются в имении Простаковых. Значительная
часть драматического действия в «Недоросле» посвящена решению проблемы воспитания. Кульминационным пунктом в разработке этой темы, бесспорно, является сцена экзамена Митрофана в 4-м действии комедии. Эта убийственная по силе заключенного в ней обличительного сарказма сатирическая картина служит приговором системе воспитания Простаковых и Скотининых.