drama-lermontova-maskarad

Содержание

Слайд 2

Глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, он задумал написать пьесу на тему из

Глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, он задумал написать пьесу на тему из
современной жизни. Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество столицы и всей своей художественной системой противостоять благонамеренной официальной драматургии 30-х годов XIX в

Замысел «Маскарада»

Замысел «Маскарада» возник у Лермонтова, по-видимому, в конце 1834 г. или в начале 1835 г. В эти годы Лермонтов-офицер непосредственно познакомился с великосветским обществом Петербурга, посещавшим светские маскарады в доме Энгельгардта. Хорошо знал Лермонтов и театральную жизнь Петербурга.

Слайд 3

Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В идее произведения лежит

Идейный замысел «Маскарада» был подсказан игрой в карты. В идее произведения лежит
проблема «высокого зла», рожденного деятельным стремлением к добру и счастью. Буря, которую производит Арбенин в светском кругу, разоблачая мистификацию добра и благородства, вырастет до размеров бунта против такого общественного устройства («естественного порядка»), при котором главную роль в жизни играет низкое зло, замаскированное «добром». Само заглавие пьесы скрывает в себе этот смысл. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других. Здесь – идейный центр пьесы.

Слайд 4

Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в

Примечательно, что Лермонтов назвал маскарадом всю пьесу, а не только сцену, в
которой изображается костюмированный бал у Энгельгардта. Название пьесы символично: вся жизнь действующих лиц предстает перед нами как пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад.

Смысл названия пьесы

Слайд 5

Художественное содержание драмы многослойно; оно представляет собой совмещение разных планов – от

Художественное содержание драмы многослойно; оно представляет собой совмещение разных планов – от
бытового, конкретно-социального до философского. В пьесе изображен Петербург 30-х гг. XIX в. – средоточие лицемерия, фальши, эгоизма; широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати балами, карточной игрой, маскарадами.

Художественное содержание драмы

Слайд 6

«Маскарад» – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России,

«Маскарад» – романтическая драма о трагических судьбах мыслящих людей современной поэту России,
об их порывах к действию и роковых заблуждениях. В центре внимания автора – проблема личности, раздумья о судьбе человека, принявшего на себя тяжесть одинокого противостояния существующему порядку вещей.

Слайд 7

Арбенин – один из тех персонажей, которые, не будучи положительными героями, вместе

Арбенин – один из тех персонажей, которые, не будучи положительными героями, вместе
с тем по умонастроению и взаимоотношениям с окружающим миром во многом близки автору и потому нередко выступают как выразители его взглядов.
Лермонтов наделил своего героя силой духа, мужеством, тоской по иной жизни. Сознание невозможности достигнуть духовной свободы, независимости, человеческого доверия и участия в том мире, где смещены понятия о сущности добра и зла, порождает трагическое мироощущение Арбенина.

Образ Арбенина

Слайд 8

Но горький жизненный опыт отравляет его ядом безграничного неверия в жизнь и

Но горький жизненный опыт отравляет его ядом безграничного неверия в жизнь и
людей, подавляет сознанием нерасторжимости своих связей с проклинаемым им «светом», который, в свою очередь, не прощает ему отступничества.
.

Основа его личности – мощная энергия отрицания. Пережив крушение юношеских идеалов, познав всю низость порока, герой восстает против самого себя, надеясь начать новую жизнь, обрести нравственную опору в любви.

Слайд 9

Арбенин тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали,

Арбенин тяжко страдает. Но причина его страданий – те же законы морали,
которые он сам исповедовал и которым следовал до того, как, встретил Нину, «снова воскрес для жизни и добра». Но теперь эти законы обращаются против него, и он, быть может, впервые на самом себе почувствовал всю их губительную силу.
В результате Арбенин карает невинную жену. Когда он узнает об этом, то оказывается не в силах вынести превращение из романтической жертвы и мстителя в заурядного убийцу.

Слайд 10

Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером развивающихся событий, и натиском враждебных

Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером развивающихся событий, и натиском враждебных
обстоятельств, и особенностями личности героя, его жизненной позицией; это неизбежное следствие эгоцентризма и всеобъемлющего отрицания.

Слайд 11

Образ Нины

Имя Нина в драме «Маскарад» является такой же «маскарадной маской», как

Образ Нины Имя Нина в драме «Маскарад» является такой же «маскарадной маской»,
и имена других персонажей драмы. Настоящее имя Нины — Настасья Павловна, его произносит на балу в драме «Маскарад» герой с провинциальным именем Петков, чуждый светскому обществу.

Двуименность героини является предвестником последующей трагедии Нины.

Слайд 12

Нина - образ, возможно, даже более романтизированный, чем образ Арбенина. В ее

Нина - образ, возможно, даже более романтизированный, чем образ Арбенина. В ее
облике воплощен идеал прекрасной человеческой личности.

У нее живой, светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать, душевный такт, сознание своего человеческого достоинства. Она проста и естественна. 

Встреча Арбенина с Ниной оказала на его душу целительное воздействие:
…черствая кора
С моей души слетела, мир прекрасный
Моим глазам открылся не напрасно,
И я воскрес для жизни и добра».

Слайд 13

Светской „жизни тяготенье“ мучительно Нине. Полная тяжелых предчувствий, она умоляет Арбенина „кинуть

Светской „жизни тяготенье“ мучительно Нине. Полная тяжелых предчувствий, она умоляет Арбенина „кинуть
свет“: „В деревне молодость свою я схороню, оставлю балы, пышность, моду и эту скучную свободу“.
Она тяготится мнимой скучной свободой, которая ей предоставлена...

Нина превращается из «созданья слабого» в гордую женщину, не прощающую ни дерзостей светского волокиты Звездича, ни ревности мужа, оскорбляющей ее достоинство.

Слайд 14

Конфликт в драме «Маскарад»

В драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт. Это

Конфликт в драме «Маскарад» В драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад» можно выделить социальный конфликт.
конфликт героя и дворянского общества. И психологический конфликт, внутренний, в сознании героя.

Лермонтов показал в „Маскараде“, что „формула“: „кто нынече не гнется, ни до чего тот не добьется“ — была главной формулой „благоденствия“ в николаевской столице.
„Формуле“ этой противостоит гордое арбенинское: „Мне поздно перед ними гнуться...“, „Ничем и никому я не был в жизнь обязан“.

Слайд 15

Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его

Развязка внутреннего душевного конфликта наступает, когда Звездич и Неизвестный приходят в его
дом, чтобы завершить давно задуманную месть. Не понадобились ни шпаги, ни пистолеты. Арбенин стоит перед ними на коленях – не у дуэльного барьера, а у черты безумия.
«И этот гордый ум сегодня изнемог!»

Поединок гордого, независимого человека, который мог сказать о себе: «ничем и никому я не был в жизнь обязан» – закончился поражением:
Беги, красней, презренный человек,
Тебя, как и других, к земле прижал наш век…

Слайд 16

Вольный стих (разностопный ямб), которым написана драма, глубоко соответствует богатству ее стиля,

Вольный стих (разностопный ямб), которым написана драма, глубоко соответствует богатству ее стиля,
многообразию смысловых и интонационных оттенков – от возвышенной патетики монологов Арбенина до острых и легких светских диалогов и каламбуров; при этом основную тональность определяет ярко-романтический, величественный образ главного героя.
Последовательность философского осмысления сложных, противоречивых явлений жизни отличает «Маскарад» от опытов ранней лермонтовской драматургии. Вместе с тем в «Маскараде» отчетливо различаются мотивы многих романтических произведений Лермонтова.

Своеобразие «Маскарада»

Своеобразие стиля драмы – в сложном и
тонком взаимопроникновении
романтического и реалистического планов изображения.

Слайд 17

Лермонтов, как известно, не напечатал «Маскарада». Видимо, запрещение пьесы для постановки на

Лермонтов, как известно, не напечатал «Маскарада». Видимо, запрещение пьесы для постановки на
сцене вселило мысль о безнадежности увидеть ее и в печати.

Если подлинный лермонтовский «Маскарад», хотя и с цензурными купюрами, через год после смерти поэта все же был напечатан, то для представления на официальной театральной сцене даже и в этом виде пьесу разрешили только в 1862г.

Имя файла: drama-lermontova-maskarad.pptx
Количество просмотров: 50
Количество скачиваний: 0