Есенин Сергей Александрович (1895–1925)

Содержание

Слайд 2

Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии.

Сергей Александрович Есенин родился в крестьянской семье в селе Константинове Рязанской губернии.

Слайд 3

Небольшой сад со строениями, крутые овраги, спадающие к Оке, на косогоре каменная

Небольшой сад со строениями, крутые овраги, спадающие к Оке, на косогоре каменная
большая красивая церковь, заливные луга и вдалеке расстилающие­ся леса – вот первые впечатления Есенина от родины, и эту красоту он воспоёт в своих стихотворениях.

Слайд 4

Дом, в котором родился Есенин, сохранился и превращён в мемориальный музей.

Дом, в котором родился Есенин, сохранился и превращён в мемориальный музей.

Слайд 5

Семья отца – многочисленная и бедная; будущий поэт был отдан на воспи­тание

Семья отца – многочисленная и бедная; будущий поэт был отдан на воспи­тание
деду по матери, крестьянину зажиточному и религиозному. Есенин признавался, что с детства слышал много церковных легенд и сказаний. Из него хотели сделать сельского учителя и поэтому отдали в закрытую церковноприходскую школу в Спас-Клепиках. Предполагалось, что он поступит в московский учительский институт.

Слайд 6

Но, как это почти всегда бывает с поэтами (а талант у Есенина

Но, как это почти всегда бывает с поэтами (а талант у Есенина
пробу­дился в девятилетнем возрасте), он выбрал себе дорогу сам. Жизнь в Москве с весны 1912 года, куда он прибыл уже с тетрадками своих стихов, опре­делялась тем, что Есенин быстро вырывается из торгашеской среды. Посещает Суриковский литературно-музыкальный кружок – своеобразное объединение писателей-самоучек из народа. В течение двух лет ходит на лекции в Народный университет Шанявского. Читает русских классиков, фольклорные сборники. Первые увидевшие печать стихотворения не были замечены критикой. В них воспевались прелести деревенской жизни, сельские пейзажи. Многие их них построены на автобиографическом материале.

Слайд 7

Поворотным событием в жизни Есенина был приезд в Петербург в марте 1915

Поворотным событием в жизни Есенина был приезд в Петербург в марте 1915
года и встреча с Блоком. Блок сразу понял, что перед ним выдающе­еся дарование, со своим эмоциональным миром, хотя и с некоторым из­лишним многословием. Блоку понравились безыскусственность стихов и русская натура молодого поэта. Можно сказать, что Блок в какой-то мере оказался литературным нас­тавником Есенина.

Слайд 8

Но уже с этого рубежа начинают­ся те зигзаги, которые определяют весь последующий

Но уже с этого рубежа начинают­ся те зигзаги, которые определяют весь последующий
путь Есенина. До знакомства с Блоком чуткий, впечатлитель­ный Есенин подпал под влияние ре­лигиозно-философского идеализма Мережковского и Гиппиус. Затем Есенин сблизился с акмеистом, поэ­том С. Городецким.

Слайд 9

А в 1917 году – с группой, выпускавшей сборники «Скифы». И на

А в 1917 году – с группой, выпускавшей сборники «Скифы». И на
этом Есенин не ос­тановился. После распри с Клюевым, всё более склонявшимся к антиреволюционным настроениям, в 1919 году Есенин сближается с имажинистами, которые культивировали философию чистого образа, ясности языка, ассоциативности образов. В 1921 году Есенин порвал с имажинистами и обратился к реализму.

Слайд 10

Первую мировую войну (1914 г.) Есенин воспринял как народное бедствие, трагедию современного

Первую мировую войну (1914 г.) Есенин воспринял как народное бедствие, трагедию современного
мира. Восторженно встречает он революцию 1917 года как долгожданное обновление жизни.

Слайд 11

Двухгодичная поездка за границу заставила ещё сильнее полюбить родину. В этой поездке

Двухгодичная поездка за границу заставила ещё сильнее полюбить родину. В этой поездке
поэт встретил Айседору Дункан.
Пара расписалась 2 мая 1922 года и в том же месяца покинула Союз. Айседоре предстояло отправиться на гастроли — сначала в Западную Европу, а затем в Штаты. Есенин повсюду сопровождал супругу. Однако путешествие не сложилось: оказалось, что за границей все воспринимали поэта лишь как «приложение» к несравненной Дункан, хотя на родине его чуть ли не боготворили.
Сергей Есенин не признавал никакого другого языка, кроме родного. Айседора Дункан владела только английским. Её русский словарь исчерпывался примерно двумя десятками слов — однако этого хватило, чтобы поэт и танцовщица поженились и объездили весь мир.

Слайд 12

Последние два года жизни Есенина – небывалый взлёт творчества. Сложен и противоречив

Последние два года жизни Есенина – небывалый взлёт творчества. Сложен и противоречив
путь Есенина до конца его дней. Литературные недруги пренебрежительно относятся к его успехам. Есенин переживает духовный кризис, что выражается в долгих кабацких застольях, пьянстве и разгулах. Есенин мечется. Надвигается не­поправимая трагедия (поэма «Чёрный человек»). В день гибели (в ленинградской гостинице «Англетер») он собственной кровью пишет стихотворение из восьми строк, в которых особенно поражает скорб­ное резюме:

Слайд 13

В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей...

Похоронили

В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей...
Есенина в Москве, на Ваганьковском кладбище, недалеко от могилы поэта-бар­да В. С. Высоцкого.

Слайд 14

Создавая художественные образы для сво­их стихотворений, С. Есенин испытывает явное влияние одного

Создавая художественные образы для сво­их стихотворений, С. Есенин испытывает явное влияние одного
из жанров устно­го народного творчества – русской загадки (месяц – жеребёнок, луна – коврига).
Метафоры делают изображение ярким, образным. Активное использование цвета, словесная живопись – характерная осо­бенность есенинского творчества. С.Есенин обращается к естественным цветам окружающего мира: зелень листвы, голубизна неба, золото осени, белизна зимы, тёмные тона вечера. Цветовая гамма есенинских стихов созвучна основным краскам древне­русской живописи. И во всём творчестве С. Есенина чувствуется связь земного и небесного.

Поэтические средства художественной выразительности в лирике Сергея Есенина