Темы и образы в картинах Рушана Шамсутдинова

Содержание

Слайд 2

Жизненный путь Р.Шамсутдинова

Рушан Галяфович Шамсутдинов родился 25 ноября 1946 года в

Жизненный путь Р.Шамсутдинова Рушан Галяфович Шамсутдинов родился 25 ноября 1946 года в
г. Казани, в её Старо-татарской слободе. Очень рано начал интересоваться историей и культурой своего народа. Увлёкся рисованием. В 1961 году обучался в казанском училище у авторитетного преподавателя- Фуата Валеева. Здесь будущий мастер показал своё умение не замыкаться в узких рамках проблем художественного ремесла, и большую часть своего свободного времени посвятил встречам с интересными людьми иных профессий-с историками, археологами, этнографами.
В 1966 г. после окончания училища работал учителем в школе, исполнял обязанности художественного редактора газет «Социалистик Татарстан», «Яшь ленинчы». В 1975 году

Слайд 3

По совету своего наставника Р.Г.Тухватуллина поступает в Московский полиграфический институт, где перед

По совету своего наставника Р.Г.Тухватуллина поступает в Московский полиграфический институт, где перед
ним открываются многие секреты оформления книги.

В настоящее время Рушан Галяфович- всеми признанный в Республике Мастер(художник-график, заслуженный деятель искусств в Республике Татарстан, один из ярких представителей современного татарского искусства. Его вдохновённые работы, посвящённые нашему прошлому и настоящему, всегда завораживают своей внутренней теплотой, искренностью, глубиной образов и масштабностью мышления

Слайд 4

Тема в картинах Р.Шамсутдинова.

Как художник Рушан Шамсутдинов подготовил целую серию графических

Тема в картинах Р.Шамсутдинова. Как художник Рушан Шамсутдинов подготовил целую серию графических
работ, посвящённых времени Золотой Орды.
Грозный и величавый скачет на коне воин. А вот мирная обстановка, где хан восседает на парчовом троне в окружении знати. Гирей, Мамай, Батый… Всего их 12- конкретных исторических лиц, которые предстают на рисунках, объединённых названием «Полководцы и ханы Золотой Орды». Конечно, правителей было гораздо больше. Но художник изобразил только те из них, кто проявил себя на политическом или военном поприще.

Слайд 5

Историческую тему художник открыл для себя не сразу. Хотя интерес к ней

Историческую тему художник открыл для себя не сразу. Хотя интерес к ней
проявился ещё во время учёбы в казанском художественном училище. В то время Шамсутдинов помогал известному историку и

архитектору Фуату Валееву в подготовке иллюстраций к книге «Орнамент казанских татар», издание вышло в 1968 году. Она стала библиографической редкостью. Именно тогда Валеев подсказал начинающему художнику, какие возможности для творчества есть в малоизученных темах булгарских войн и золотоордынского периода.
Правда, в ту пору такая тематика относилась к разряду запретных, не одобрялась «наверху». С этим столкнулся и Рушан, решивший в своей дипломной работе изобразить сцену прощания Сююмбике с умершим мужем, ханом Гиреем. Тема не была утверждена. А наставник художника за интерес к культуре, истории своего народа был объявлен националистом, долгое время находился в опале.

Слайд 6

Самую большую сложность для художника была в том, что старинных зарисовок

Самую большую сложность для художника была в том, что старинных зарисовок почти
почти не сохранилось. А на оставшихся нет изображений людей, только орнаментальные мотивы. Тем не менее Рушан Галяфович взялся за работу.

Не проще было воссоздать портреты ханов, ведь со времени их правления прошли века. Художник на рисунках чётко вырисовывал все детали, будь то одежда, воинское снаряжение или предметы обихода. У него рисованию предшествовало тщательное изучение эпохи. Хотя материалов по истории Золотой Орды, одного из крупнейших государств, ничтожно мало.
Художник рассказал, что серия «Полководцы и ханы Золотой орды» родилась как иллюстрация к статьям историка Ризы Фахретдина об этом периоде, которая публиковалась ещё до революции в журнале «Шура». Конечно, фактов и деталей из этих публикаций часто было недостаточно для создания достоверной «картинки».

Слайд 7

И потому художник прибегал к другим источникам- например, сборнику материалов, относящихся к

И потому художник прибегал к другим источникам- например, сборнику материалов, относящихся к
истории Золотой Орды.

Ещё со школьных лет Шамсутдинова прямо-таки удручал тот факт, что в учебниках истории его предки представлялись воинственными, агрессивными. Это и подтолкнуло его к поискам. Например, он открыл для себя удивительный факт: когда Золотая Орда была единой, мощной империей, здесь почти не знали войн, велось огромное строительство, народ жил в достатке. Это морально укрепило, чтобы взяться за разработку исторической темы. И Шамсутдинов представил эту тему в своих картинах.

Слайд 8

Образы в картинах Р.Г.Шамсутдинова.

Шамсутдинов историю поэтизирует. Его герои мужественны, а героини

Образы в картинах Р.Г.Шамсутдинова. Шамсутдинов историю поэтизирует. Его герои мужественны, а героини
прекрасны. У Сююмбике, например, не глаза, а очи в пол-лица, в которых навек поселилась тоска. Картина «Утямыш-Гирей хан и Сююмбике»(1546-1566)- тому пример. Эта картина создана в 2006 году. Размер картины 450х650мм, написана на бумаге красками темпер. На картине показана огромная любовь к своему маленькому сыну. Сын, обнимая мать, ищет у неё защиты.

Слайд 9

Картина «Кул Шариф.XVI»

История Казанского ханства, вобравшего в себя тысячелетнюю традицию тюрских государств

Картина «Кул Шариф.XVI» История Казанского ханства, вобравшего в себя тысячелетнюю традицию тюрских
Евразии и опыт своих предшественниц-Волжской Булгарии и Золотой Орды, окутана тайнами и легендами. Шамсутдинов и это не обошёл стороной. В своей картине «Кул Шариф.XVI»(1991) он представил главу мусульманского духовенства накануне падения ханства, великого сеида, выдающегося государственного деятеля и поэта. Мы видим воина, сражающегося с врагом, его взгляд, твёрдый, смелый, разит наповал.

Слайд 10

Картина «Кул Гали. «Книга Юсуфа».

Эту картину художник написал в 1993-1994 годах. Картина

Картина «Кул Гали. «Книга Юсуфа». Эту картину художник написал в 1993-1994 годах.
вбирает в себя несколько иллюстраций, посвящённых книге великого поэта «Книга Юсуфа». На картине мы видим правителя Юсуфа, занимающего трон на кресле.

Слайд 11

Картина «Поэт Мухамедьяр (1497-1540).

Картина написана в 1991 году. Это портрет знаменитого поэта

Картина «Поэт Мухамедьяр (1497-1540). Картина написана в 1991 году. Это портрет знаменитого
Казанского ханства Мухамедьяра. Этот портрет можно не только смотреть, но и читать. Он красив, ласкает взор. Но это не только внешняя красота. Это красота, обнявшая и мысли человека, жизнь духа, и множественность состояний неповторимой личности, хотя на бумаге запечатлен лишь один-единственный миг. Мы чувствуем, какими были выражение лица, поза, жест до этого мига и какими они будут после него. Каждый портрет- целая гамма разнообразных чувств. Но есть всегда и доминанта, главная линия в спектре. В этой картине- мудрая сосредоточенность поэта.

Слайд 12

Картина «Нурсултан(?-1518)».

Посетив выставку этого замечательного художника 27 марта этого года, я

Картина «Нурсултан(?-1518)». Посетив выставку этого замечательного художника 27 марта этого года, я
созерцала все выставленные его картины. Я любовалась ими. И будто оказалась в прошлом. Около каждой картины я представляла сюжет её в активном действии. Из всех картин мне больше всего запомнилась картина «Нурсултан». Она написана в 1997 году. У неё было два мальчика, которые впоследствии стали ханами. Она гостила у хана Гирея, знала арабский, персидский, русский языки. На картине она во всей власти, гордая, красивая, умная женщина. Его взгляд устремлён в какую-ту точку. Вероятно, она обдумывает какое-нибудь важное решение, либо свершившееся событие.

Слайд 13

Портреты и автопортреты.

Рушан Галяфович Шамсутдинов- ещё и талантливый портретист. Портреты композитора Р.Яхина

Портреты и автопортреты. Рушан Галяфович Шамсутдинов- ещё и талантливый портретист. Портреты композитора
в 1997г., А.Монасыпова- в 1999г., поэта Мударриса Аглямова- в 1997г., писателя А.Гилязова –в 1998г., президента Академии наук РТ Мансура хасанова- в 1998г.. Более того, он писал самого себя. Это его автопортрет 1963, 1969 гг. Портреты своей матери (1971).