Слайд 2Биография.
Фома Аквинский (1225-1274).Родился в семье графа Аквинского в городке Роккасекка.
Посвятил свою жизнь
философским трудам, странствиям, публичным проповедям и речам, преподаванию.
Слайд 3Знаменитые работы Фомы Аквинского:
«Сумма философии» (1259-1269), «Сумма теологии» (1273), «Сумма против язычников»
(1259-1264).
Слайд 4Суть учения Фома Аквинского заключается в объединении христианства и философских взглядов Аристотеля.
Слайд 5Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его бытия.Всякая субстанция зависит
от божественного желания, а мир-это совокупность всех субстанций.
Слайд 6Истинное бытие-Бог. Все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии.Чем сложнее
природа существа, тем выше его положение и тем больше свободы действия.
Слайд 7Тезаурус.
Движение — всё, что движется, движимо кем-то(чем-то) другим.
Причина-всё, что существует, имеет причину.
Случайность
и необходимость — случайное зависит от необходимого.
Степени качества — всё, что существует, имеет различные степени качеств.
Цель — всё в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл.
Слайд 8Философ Фома Аквинский является продолжателем Аристотеля.
Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве.
Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу.
Слайд 9Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает
интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права.
Тирания, как форма власти, недопустима. Она противоречит высшему замыслу, способствует возникновению идолопоклонничества.
Слайд 10Философская школа.
Фома Аквинский жил во время такого философского этапа как схоластика и
являлся её систематизатором. Главной идеей её было обоснование и систематизация христианского вероучения с использованием идей античной философии.
Слайд 11Критика философии Фомы Аквинского.
Родоначальник немецкой классической философии Иманнуил Кант подробно развивает в
«Критике чистого разума» доказательства бытия Бога и приходит к парадоксальному результату. С одной стороны, он говорит, что рациональными аргументами можно доказать существование Бога, но нельзя сделать доказательства убедительными для противоположной стороны.
Слайд 12Доказательства могут строится по-разному, но у них есть общая структура и общая
логика движения мысли.
Слайд 13Регулятивный принцип разума, по Канту, в следующем: идя от целостностей, уже выстроенных
рассудком, мы полагаем целостность всех целостностей, а затем и ум, который есть всем умам ум, а также добро, которое есть добро всякой доброте.
Слайд 14Кант показывает путь разума и его общую логику, которые рождают идею Бога.
Таким образом, получается, что все рациональные доказательства бытия Бога не доказывают бытие Бога, а лишь иллюстрируют стремление разума его постичь.
Слайд 15Особенности философии Ф.Аквинского.
Фома Аквинский считал, что универсалии (то есть понятия вещей) существуют
трояко:
«до вещей», в божественном разуме, как пока еще не воплощенные идеи этих вещей.
«в вещах», в качестве сущности этих вещей.
«после вещей» — в мышлении человека в результате операций абстрагирования и обобщения.
Слайд 16Интересные факты о Ф.Аквинском.
За высокий рост, неповоротливость и молчаливость в школе
его называли сицилийским быком.
У него был ужасный почерк. Все его работы записывали секретари.
Большинство его работ имели формат диалога, являясь более понятными для студентов.
Слайд 17Список литературы.
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Фидлософия: учеб.4е изд.,
перераб. и доп. –
М.: ТК Велби, Издво Проспект, 2007.592 с.
2. История философии: учебник для высших учебных
заведений/ под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. 3е
изд. Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 736 с.
3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. 2е изд. М.:
Гардарики, 2002. – 736 с.
4. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция:
А.Л. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов – М.:
Сов. Энциклопедия, 1983. 840 с.