Футуризм. Поэтическое течение

Содержание

Слайд 2

Что же такое футуризм?

Футуризм – это литературное течение начала ХХ века, распространенное

Что же такое футуризм? Футуризм – это литературное течение начала ХХ века,
в Италии и России. Футуристы пропагандировали идею открытого произведения искусства, которое бы охватывало зрителя со всех сторон.
Футуризм — одно из направлений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, проповедовавших дух анархического бунтарства

Слайд 3

Возникновение литературного течения

Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо Маринетти

Возникновение литературного течения Автор слова и основоположник направления — итальянский поэт Филиппо
(поэма «Красный сахар»).
20 февраля 1909 г. в газете «Фигаро» появилась статья Маринетти «Манифест футуризма». В манифесте Маринетти провозглашается «телеграфный стиль», что, в частности, положило начало ещё и минимализму. Отказ от традиционной грамматики. Право поэта на свою орфографию. Словотворчество. Скорость. Ритм. Мотоцикл был объявлен более совершенным творением, нежели скульптуры Микеланджело.

Слайд 4

Поэт должен тратить себя без остатка, с блеском и щедростью, чтобы

Поэт должен тратить себя без остатка, с блеском и щедростью, чтобы наполнить
наполнить восторженную страсть первобытных стихий.
Филиппо Томазо Маринетти

Н. Кульбин.
Портрет Маринетти

Р. Заткова.
Портрет Маринетти

Слайд 5

ФУТУРИЗМ – РЫВОК В ИСКУССТВЕ
ИЛИ БЕССМЫСЛЕННЫЙ ЭТАП?

КАК ОТОБРАЖАЕТСЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В

ФУТУРИЗМ – РЫВОК В ИСКУССТВЕ ИЛИ БЕССМЫСЛЕННЫЙ ЭТАП? КАК ОТОБРАЖАЕТСЯ ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФУТУРИЗМА?

КАКОВО ВЛИЯНИЕ ФУТУРИЗМА НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ?

КАК ФУТУРИЗМ СВЯЗАН С ДРУГИМИ ВИДАМИ ИСКУССТВА?

Слайд 6

ФУТУРИЗМ

Кубофутуризм

Эгофутуризм

«Мезонин поэзии» (поэтическое объединение)

«Центрифуга» (московская футуристическая группа)

ФУТУРИЗМ Кубофутуризм Эгофутуризм «Мезонин поэзии» (поэтическое объединение) «Центрифуга» (московская футуристическая группа)

Слайд 7

Футуризм – одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала

Футуризм – одно из основных авангардистских течений в европейском искусстве начала XX
XX века, получившее наибольшее развитие в Италии и России. Идеи футуризма, оформившиеся прежде всего в пространственных искусствах (например, скульптуре), нашли выражение и в литературе, театре, музыке, кинематографе, а также искусствоведении и литературоведении.

Слайд 8

Общая основа движения – стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и

Общая основа движения – стихийное ощущение «неизбежности крушения старья» (Маяковский) и стремление
стремление предвосхитить, осознать через искусство грядущий «мировой переворот» и рождение «нового человечества».

Слайд 9

Основные принципы футуризма

бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций,

Основные принципы футуризма бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы; отрицание культурных
попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиск раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
культ техники, индустриальных городов;
пафос эпатажа

Слайд 10

Знаете ли вы что…
* лучшая рифма к слову «ТЕАТР», по мысли

Знаете ли вы что… * лучшая рифма к слову «ТЕАТР», по мысли
Александра Кручёных, – это слово «КОРОВА»?
* футуризм – это босоножка от искусства, это ницшеанство форм?
* некоторые футуристы писали
стихи-рисунки?


кто                    придя                   в  твои                запретныя  где  б не был до того никто найдет безмолвныя твои     и тайны  света низведя        в тьме безответныя          родит тебе мечты            тот светлый ты         твоя звезда  живая        твой гений двойника     его смиренно призывая  смутясь  молись  издалека а   ты а ты вечерняя  звезда               тебе туда                глядеть                 где я                  я

Я еле качая верёвки, в  синели не различая синих    тонов и милой головки, летаю  в  просторе крылатый, как птица, меж   лиловых  кустов ! Но  в  заманчивом  взоре, знаю, блещет, алея, зарница! Я   и   счастлив   ею   без   слов!

Слайд 11

Русский футуризм

В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк —

Русский футуризм В России первыми футуристами стали художники братья Бурлюки. Давид Бурлюк
основатель в своём имении колонии футуристов «Гилея». Ему удаётся сплотить вокруг себя самые разные, яркие, ни на кого не похожие индивидуальности. Маяковский, Хлебников, Кручёных, Бурлюк – наиболее известные имена русского футуризма

Слайд 12

Давид Бурлюк

Давид Бурлюк

Слайд 13

Давид Бурлюк.
Портрет В. Каменского

Василий Каменский.
Фото 1914г.

Давид Бурлюк. Портрет В. Каменского Василий Каменский. Фото 1914г.

Слайд 14

Д. Бурлюк
«Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»

Д. Бурлюк «Портрет песнебойца фигуриста Василия Каменского»

Слайд 15

Картины М. Ларионова

Картины М. Ларионова

Слайд 16

Русский футуризм

«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода

Русский футуризм «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода
современности». Но призыв этот смягчён высказыванием ниже: «Кто не забудет первой любви, тот не узнает любви последней» - гласила «Пощечина общественному вкусу»

Слайд 17

Не давая опомниться публике, футуристы одновременно с книгой «Пощёчина общественному вкусу»

Не давая опомниться публике, футуристы одновременно с книгой «Пощёчина общественному вкусу» выпустили
выпустили листовку под тем же названием.
Хлебников особенно её любил и расклеивал её в вегетарианской столовой (в Газетном переулке) среди всяческих объявлений, хитро улыбаясь, раскладывал на пустых столах, как меню.

Слайд 18

На обороте листовки были помещены для наглядности и сравнения “в нашу пользу”
произведения:

На обороте листовки были помещены для наглядности и сравнения “в нашу пользу”
против текста Пушкина — текст Хлебникова, против Лермонтова — Маяковского, против Надсона — Бурлюка, против Гоголя — мой.
Меньше всего мы думали об озорстве. Но всякое новое слово рождается в корчах и под визги всеобщей травли. Нам, участникам, книги и декларации не казались дикими ни по содержанию, ни по оформлению. Думаю, что они не поразили бы и теперешнего читателя, не очень-то благоговеющего перед Леонидами Андреевыми, Сологубами и Куприными. Но тогдашние охранители “культурных устоев” из «Нового времени», «Русского слова», «Биржевки» и проч. устами Буренина, А. Измайлова, Д. Философова и др. пытались просто нас удушить.
А. Кручёных

Слайд 19

Теперь эта травля воспринимается как забавный бытовой факт. Но каково было

Теперь эта травля воспринимается как забавный бытовой факт. Но каково было нам
нам в свое время проглатывать подобные булыжники! А все они были в таком роде:
  — Вымученный бред претенциознобездарных людей...
— Хулиганы — сумасшедшие — наглецы!
— Такой дикой бессмыслицей, бредом больных горячкой людей или сумасшедших наполнен весь сборник... Бурлюков дураков и Кручёных напридачу на Канатчикову дачу...

Б. Лившиц, Н. Бурлюк,
В. Маяковский, Д. Бурлюк
и А. Кручёных

Слайд 23

М. Матюшкин, А. Кручёных,
К. Малевич

А. Шемшурин, Д. Бурлюк,
В. Маяковский

М. Матюшкин, А. Кручёных, К. Малевич А. Шемшурин, Д. Бурлюк, В. Маяковский

Слайд 24

Д. Бурлюк.
«Лошадь-молния»

К. Малевич. «Суперматическая
Композиция»

Д. Бурлюк. «Лошадь-молния» К. Малевич. «Суперматическая Композиция»

Слайд 25

СТИХИ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА
Бесконечность реальности упирается в небо, Абсурдом взрезая его безмятежность. Окон

СТИХИ КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА Бесконечность реальности упирается в небо, Абсурдом взрезая его безмятежность.
нет и  в воздух таращатся слепо Белые стены - мертвая верность. Купола багряным закатом жизни Воткнули в мякиш небесный кресты. Солнечных бликов светлые брызги Спасают следы былой красоты. День ото дня какие-то люди Приходят молить за свои грехи. Уходят уверенные - спасение будет. С чьей-то могучей и чистой руки. Смешение красок, тени изломанные, Фантасмагория эмоций и чувств. Ловлю пустые и обескровленные Взгляды. Спаси же их, Иисус.

Слайд 26

К.Малевич.
«Корова и скрипка»

Д. Бурлюк. «Женщина с четырьмя глазами и курицей».

К.Малевич. «Корова и скрипка» Д. Бурлюк. «Женщина с четырьмя глазами и курицей».

Слайд 27

К. Малевич.
«Жизнь в большой гостинице»

Л. Попова
«Футуристический портрет»

К. Малевич. «Жизнь в большой гостинице» Л. Попова «Футуристический портрет»

Слайд 28

Работы П. Филонова

«Победа вечности»

«Те, кому нечего терять»

Работы П. Филонова «Победа вечности» «Те, кому нечего терять»

Слайд 29

К. Малевич. «Голова Крестьянина» М. Ларионов.
«Красный лучизм»

К. Малевич. «Голова Крестьянина» М. Ларионов. «Красный лучизм»

Слайд 30

М. Ларионов
«Автопортрет»

М. Ларионов «Автопортрет»

Слайд 31

Читать снизу вверх

Читать снизу вверх

Слайд 32

Книги футуристов

В. Каменский
«Танго с коровами»

Книги футуристов В. Каменский «Танго с коровами»

Слайд 33

Владимир Маяковский (1893-1930)

Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в семье

Владимир Маяковский (1893-1930) Владимир Маяковский родился в селе Багдади в Грузии в
Владимира Константиновича Маяковского и Александры Алексеевны Павленко.
Первое «полустихотворение» Маяковский напечатал в нелегальном журнале «Порыв», который издавался Третьей гимназией. По его словам, «получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».
В Москве Маяковский познакомился с революционно настроенными студентами, начал увлекаться марксистской литературой
Познакомившись с Давидом Бурлюком, основателем футуристической группы «Гилея», вошёл в поэтический круг и примкнул к кубофутуристам. Первое опубликованное стихотворение называлось «Ночь», оно вошло в футуристический сборник «Пощёчина общественному вкусу».

Слайд 34

Не помню, как он был одет, знаю, что был очень бледен и

Не помню, как он был одет, знаю, что был очень бледен и
мрачен, сжевал папиросу и сейчас же зажег другую, затянулся, хмуро ждал, чтобы публика успокоилась, и вдруг начал — как рявкнул с места: Вам, проживающим за оргией оргию, Имеющим ванную и теплый клозет...      Публика по большей части состояла именно из “имеющих все удобства”, поэтому застыла в изумлении: кто с поднятой рюмкой, кто с куском недоеденного цыпленка. Раздалось несколько недоумевающих возгласов, но Маяковский, перекрывая голоса, громко продолжал чтение.      Когда он вызывающе выкрикнул последние строчки — лучше в баре б… буду подавать ананасную воду! — некоторые женщины закричали: ай! ох! и сделали вид, что им стало дурно. Мужчины, остервенясь, начали галдеть все сразу, поднялся крик, свист, угрожающие возгласы. Более флегматичные плескали воду на декольте своих спутниц и приводили их в себя, махая салфетками и платками.      Маяковский стоял очень бледный, судорожно делая жевательные движения, желвак нижней челюсти всё время вздувался, — опять закурил и не уходил с эстрады. Очень изящно и нарядно одетая женщина, сидя на высоком стуле, вскрикнула:       — Такой молодой, здоровый... Чем такие мерзкие стихи писать — шел бы на фронт!

Слайд 35

В. Маяковский.
«Рулетка»

«Жираф»

В. Маяковский. «Рулетка» «Жираф»

Слайд 36

Велимир Хлебников (1885 - 1922)

Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885

Велимир Хлебников (1885 - 1922) Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885
года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии
В 1898 году семья переехала в Казань, где Виктор поступил в 3-ю казанскую гимназию. В 1912 футуристы начали активную деятельность.
В первой половине 1913 года Хлебников на постоянной основе сотрудничал с газетой «Славянин», просуществовавшей до июля и работал над сверхповестью (изобретённый им жанр).Там поэт пробыл до сентября, и состоявшийся летом съезд футуристов, на котором был принят ещё один манифест, прошёл без его участия.
В начале 1914 года состоялся визит в Россию родоначальника итальянского футуризма, на лекциях которого Хлебников демонстративно отсутствовал, из-за чего поссорился со многими своими друзьями

Слайд 37

КУЗНЕЧИК
Крылышкуя золотописьмом
Тончайших жил,
Кузнечик в кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
«Пинь, пинь,

КУЗНЕЧИК Крылышкуя золотописьмом Тончайших жил, Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много
пинь!» –тарарахнул
зинзивер.
О, лебедиво!
О, озари!

Слайд 38

Заклятие смехом
О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют

Заклятие смехом О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что
смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно! О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей! О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! Смейево, смейево, Усмей, осмей, смешики, смешики, Смеюнчики, смеюнчики. О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи!

Слайд 39

Проявляя обостренное чутье к слову, футуристы доходили до абсурда, занимаясь конструированием. Особое

Проявляя обостренное чутье к слову, футуристы доходили до абсурда, занимаясь конструированием. Особое
значение они придавали словотворчеству, «самовитому слову». В программной статье «Слово как таковое» были приведены заумные строки: Дыр бул щыл убеншщур скум вы со бу р л эз Их автор, А. Крученых утверждал, что «в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».

Автограф В. Хлебникова

Слайд 40


…Я живу по бесконечной инерции как каждый в рассеянности свалившийся с носа луны остановить

…Я живу по бесконечной инерции как каждый в рассеянности свалившийся с носа
не могу своего парадного шествия…
…Все читать заумь станут Изучая мою ПОЭТСКУЮ СУСТЕНЬ… Радуйтесь же пока я с вами И не смотрите грустными…

ГО ОСНЕГ КАЙД
М Р БАТУЛЬБА
СИНУ АЕ КСЕЛ
ВЕР ТУМЬ ДАХ
ГИЗ
1913

Алексей Кручёных
1886 - 1968

Слайд 41

Если бьешься и злая рифма никак не выходит, Пойди и плюнь другу

Если бьешься и злая рифма никак не выходит, Пойди и плюнь другу
на розовый жилет. Затанцуют в горле твоем бриллиантиновые колоды И посыпятся зуботычины созвучий, как с Олимпа велосипед 1919

Жижа сквернословий, Мои крики самозваные. Не надо к ним предисловья - Я хорош даже бранный! 1913

Страница из книги А. Кручёных
«Тэ ли лэ». 1914 год.

Слайд 42

Давид Бурлюк (1882 - 1967)

Украинский, русский и американский поэт, художник, один из

Давид Бурлюк (1882 - 1967) Украинский, русский и американский поэт, художник, один
основоположников российского футуризма
Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных выставках. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др. У него было два брата и три сестры — Владимир, Николай, Людмила, Марианна и Надежда. Владимир и Людмила были художниками, Николай — поэтом. Они также были участниками движения футуристов.
Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной Бурлюк и через друзей распространял эти издания преимущественно в пределах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений

Слайд 43

МЁРТВОЕ НЕБО
«Небо — труп»!! не больше!
Звезды — черви — пьяные

МЁРТВОЕ НЕБО «Небо — труп»!! не больше! Звезды — черви — пьяные
туманом
Усмиряю больше — лестом обманом.
Небо — смрадный труп!
Для (внимательных) миопов,
Лижущих отвратный круп
Жадною (ухваткой) эфиопов.
Звезды — черви (гнойная живая) сыпь!
Я охвачен вязью вервий
Крика выпь.
Люди-звери!
Правда-звук!
 Затворяйте же часы предверий
Зовы рук
Паук.

Кульбин. Портрет Бурлюка

Слайд 44

Д. Бурлюк. «Головы»

Лентулов «Автопортрет»

Д. Бурлюк. «Головы» Лентулов «Автопортрет»

Слайд 45

Стихи поэтов-футуристов

Лето 1911, Давид Бурлюк
1882-1967 Ленивой лани ласки лепестков Любви лучей лука Листок летит

Стихи поэтов-футуристов Лето 1911, Давид Бурлюк 1882-1967 Ленивой лани ласки лепестков Любви
лиловый лягунов Лазурь легка Ломаются летуньи листокрылы Лепечут ЛОПАРИ ЛАЗОРЕВЫЕ ЛУН Лилейные лукавствуют леилы Лупотствует ленивый лгун Ливан лысейший летний ларь ломая Литавры лозами лить лапы левизну Лог лексикон лак люди лая Любовь лавины = латы льну.

Алексей Крученых 1886-1968 № 1 Дыр бул щыл убеншщур скум вы со бу р л эз № 2 фрот фрон ыт не спорю влюблен черный язык то было у диких племен № 3 Та са мае ха ра бау Саем сию дуб радуб мола аль.
1913 г.

Слайд 46

Д. Бурлюк. «Революция»

Д. Бурлюк. «Революция»

Слайд 47

Д. Бурлюк. «Приход весны и лета»

Д. Бурлюк. «Приход весны и лета»

Слайд 48

К.Чуковский: «Среди московских кубофутуристов немало талантов, и многих нельзя не любить, –

К.Чуковский: «Среди московских кубофутуристов немало талантов, и многих нельзя не любить, –
но все они вместе, – как явление русского быта свидетельствуют о роковом понижении нашей национальной духовной культуры».
М.Горький: «Их много ругают, и это несомненно, громадная ошибка… Их породила сама жизнь, наши современные условия. Они – вовремя рожденные ребята… Как бы смешны и крикливы не были наши футуристы, но им нужно широко раскрывать двери, широко, ибо это молодые голоса, зовущие к молодой жизни».

Слайд 49

Что же стало с футуристами?

Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как

Что же стало с футуристами? Судьба многих футуристов трагична. Одни расстреляны, как
Терентьев, другие сгинули в ссылке, как Хабиас. Выживших обрекли на забвение: Каменский, Кручёных, Гуро, Шершеневич. Только Кирсанову, Мартынову, Асееву, Шкловскому удалось, несмотря на опалу, сохранить статус признанных писателей и дожить до преклонных лет в полном расцвете творческих сил. Пастернак был затравлен при Хрущёве, хотя к тому времени полностью отошёл от принципов футуризма.

Слайд 50

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие
из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством.
Футуризм был источником вдохновения для некоторых авангардных русских художников, таких как Михаил Фёдорович Ларионов, Наталья Сергеевна Гончарова и Казимир Северинович Малевич
С точки зрения идеологии между итальянским и русским футуризмом также существовали различия. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, а его лидера Маринетти упрекали в шовинизме и женоненавистничестве. В то же время, в русском футуризме немало антивоенных произведений, в противоположность милитаризму Маринетти

Русский футуризм в сравнении
с итальянским

Слайд 51

Интересный факт

СТИХИ НА СТЕНАХ ЗДАНИЙ В ЛЕЙДЕНЕ
В 1989 году

Интересный факт СТИХИ НА СТЕНАХ ЗДАНИЙ В ЛЕЙДЕНЕ В 1989 году группой
группой бельгийских и нидерландских деятелей искусства было основано общество Tegen-Beeld. В 1992 году по их инициативе был начат проект «Стихи на стенах», и что примечательно, первым из украсивших один из лейденских домов стало стихотворение Марины Цветаевой «Моим стихам». Этот дом находится по адресу Nieuwsteeg 1.

Слайд 52

Стихи В. Хлебникова

Стихи В. Хлебникова