Слайд 2Филологические дисциплины, близкие к «Истории русской литературы»
- История зарубежной литературы
- Новейшая русская
литература
- Введение в литературоведение
- Теория литературы
- Анализ художественного текста
- Методика преподавания литературы
Слайд 3Периодизация русской литературы
1. X (XI) – XVII вв. (древнерусский период).
2. XVIII в.
3.
XIX в.:
1800-1840;
1850-1860;
1870-1890.
4. Конец XIX – начало ХХ вв. («рубеж веков», «серебряный век»).
5. ХХ в.:
1920-1930;
1940-2022…
Слайд 4Основные проблемы изучения дисциплины
Проблемы имеют объективную природу, т.е. касаются всех людей на
протяжении минимум двух последних веков. Они имеют тенденцию к обострению и углублению.
1. Для того, чтобы читать книги, не надо учиться на филфаке. Но каждый филолог должен уметь читать книги, а не слова в них.
а) ваша специальность подразумевает непрерывное чтение (… с. в сутки);
б) необходимо читать классику (образцы);
в) человек есть то, что он… (читает), скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты.
Слайд 5 Филология – родная сестра философии, у них один объект (бытие) и
предмет (человек, природа, общество), но разные методы.
Филология (от др.-греч. φιλολογία, «любовь к слову») — совокупность наук (языкознания, текстологии, литературоведения, источниковедения, палеографии и др.), изучающих культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Филология даёт универсальное знание: религия + философия + этика + эстетика + психология + история + культурология + политика + социология.
Филология – сложнейшая наука, требующая колоссальной и постоянно возрастающей эрудиции, аналитического ума и смелости мысли.
Слайд 62. Не знаем и не понимаем истории своей родины – России, т.
е. не представляем целостной, гармоничной картины российского исторического процесса в его связи с европейской и мировой историей.
3. Нет целостного представления о наличествующей реальности, в основе которой – онтологическое триединство Красоты, Добра и Истины.
4. Нет знаний в сфере христианской культуры, необходимых для понимания европейской литературы IV-XXI вв. Не понимаем сущность религии, сущность христианства, его основные направления и символы.
5. Не понимаем феномена литературы как явления духовной культуры.
причина появления литературы;
цель литературы – описание духовных законов мироздания;
особенности художественной литературы как вида искусства;
в новейшей (современной) литературе нет ничего, чего бы не было в старой (классической). Фикция современности – т. н. «современное искусство»;
генезис литературного произведения;
- виды литературы по различным основаниям: антропологическим (духовная – душевная – плотская), социальным (светская – церковная) и др.
- проблема «писатель и читатель»: не читать слова, а услышать слово автора и ответить на него. Объем знаний писателя и читателя должен быть соотносим.
Слайд 7Развитие культуры – не только движение вперед, это прежде всего накопление культурных
ценностей, отбор всего лучшего, что было создано человеком.
Культурный горизонт непрерывно расширяется. В ХХ в него вошли:
западноевропейское Средневековье, еще в XIX в. называвшееся «варварским», «готическим»;
византийская музыка и иконопись;
африканская скульптура;
эллинистический роман – любовное повествование на романской (не греч.) языке. II-I в. до н. э.;
фаюмский портрет – созданные в технике энкаустики погребальные портреты в Римском Египте I-III в.;
персидская миниатюра;
искусство инков;
и мн. др.
Слайд 12Культура и время
Культурные ценности не знают старения. В культурном развитии современности
участвуют ценности всех времен и народов, но прежде всего отечественной культуры.
Между культурой прошлого и настоящего есть прямая и обратная связь: время создаёт новые углы зрения; чем выше и значительнее идеал современности, тем больше мы можем увидеть и понять в прошлом.
Поэтому изучение памятников прошлого никогда не может завершиться.
Слайд 13ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. С момента своего появления в XI в. и
до 1917 г. (а у некоторых авторов и позже) это христианская по содержанию литература, то есть литература, в большей или меньшей степени сознательно и явно выражающая христианское мировоззрение. Этим русская литература духовно (религиозно) соединяется с европейской постантичной литературой.
Вопрос о том, что говорит Бог человеку, и что человек должен ответить Богу является важнейшим вопросом русской литературы.
2. Соборность – судьба каждого человека неразрывно связана с судьбой России.
В.С. Соловьев: «…идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности» (Русская идея, 1888).
Вопрос об исторической судьбе России и ее народа является важнейшим вопросом русской литературы.
3. Русский – не кровь, а принадлежность к культуре. Понятие культуры. Отличие русской культуры (искусства, литературы) от европейской. Основа человеческой культуры – естественный нравственный закон (общечеловеческие ценности), выраженные в Декалоге.
Слайд 14
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
X(XI) – XVII в.
Слайд 15ВОПРОСЫ ТЕМЫ
1. Значение литературы Древней Руси.
2. Периодизация ДРЛ.
3. Монументально-исторический стиль.
4. Особенности
бытования ДРЛ.
Слайд 161. Значение ДРЛ
а) помогает понять достижения великой РЛ XIX и ХХ веков,
т.к.
- в ней находятся истоки высокой гражданственности и идейности литературы нового времени;
- она передала новейшей литературе высокую идейность, огромный художеств. опыт, гибкость и богатство литературного языка и образной системы.
б) в ДРЛ есть произведения, принадлежащие мировой литературе (вечности):
- «Повесть временных лет» – первая русская летопись
- «Поучение Владимира Мономаха»
- «Слово и полку Игореве»
- «Слово о погибели Русской земли»
- «Повесть о разорении Рязани Батыем»
- «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
- «Хождение за три моря Афанасия Никитина»
- «Житие протопопа Аввакума»
- «Повесть о Горе-злосчастии».
Слайд 17ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЛ
1) Литература Киевской Руси.
Общая черта – господство монументально-исторического стиля.
Периоды:
а) XI - н. XII в.
- относительное единство лит-ры и Киево-Новгородского государства;
- развивается в Киеве и Новгороде;
- формируется монументально-исторический стиль;
- возникают первые русские жития – Борис и Глеб; киево-печерский патерик;
- появляется первая летопись – «Повесть временных лет».
б) сер. XII - первая треть XIII в. – начало феодальной раздробленности:
- появление новых литературных центров: Владимир-Залесский, Суздаль, Ростов, Смоленск, Галич, Владимир-Волынский;
- возникают местные черты и местные темы;
- развиваются (появляются новые) жанры;
- злободневность и публицистичность.
Слайд 182) Монголо-татарское нашествие:
Завоевание: 1223 (битва при Калке) – 1241
Освобождение: 1380 -
1480 гг.
Повести о:
- вторжении на Русь;
- битве при Калке;
- взятии Владимира-Залесского;
- «Слово по погибели Русской земли», «Житие Александра Невского».
Особенности:
- литература сжимается до 1-ой темы, которая проявляется с необычайной интенсивностью;
- черты МИС приобретают трагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства.
Слайд 193) Конец XIV – первая половина XV (Предвозрождение) – эконом. и культ.
возрождение Руси в годы, непосредственно предшествовавшие и последующие Куликовской битве 1380 г.
Особенности:
- экспрессивно-эмоц. стиль;
- патриот. подъем;
- возрождение летописания, исторический повестей и агиографии.
Слайд 204) Вторая половина XV в. – развитие реформационно-гуманистических направлений в Европе; подчинение
Новгородской и Псковской республик; борьба с ересями; падение Константинополя (1453); формирование единого Русского централизованного гос-ва. Русь замыкается в собственных культурных границах.
Особенности:
– распространяются памятники переводной светской повествовательной литературы (беллетристика);
- появляются первые оригинальные памятники такого типа, как «Повесть о Дракуле», «Повесть о Басарге»;
- развивается публицистика;
- внутренняя политика гос-ва и преобразования общества занимают всё больше внимания читателей.
Слайд 21 *Беллетри́стика (от фр. belles lettres — «изящная словесность») — общее название
светской художественной литературы.
Словари русского языка выделяют три значения слова беллетристика:
1. Обозначение художественной литературы в отличие от документальной и научной.
2. Название прозы в отличие от поэзии.
3. Название «лёгкого чтения» в отличие от «серьёзного».
Слайд 225) С сер. XV в. усиливается официальное направление.
Наступает пора «второго монументализма»:
традиц. формы доминируют и подавляют возникшее в период Предвозрождения индивидуальное начало в литературе.
События второй половины XVI в. (второй период правления Ивана Грозного, война на севере (Литва, Швеция), на юге (Крымский хан Давлет-Герей), боярская оппозиция, опричнина; Федор Иоаннович, смерть Дмитрия, Борис Годунов).
задержали развитие беллетристики – занимательной литературы.
Слайд 236) XVII в. – переход к лит-ре Нового времени: развитие
- индивидуального начала
во всём: в типе писателя и его творчестве;
- индивидуальных вкусов и стилей;
- писательского профессионализма;
- чувства авторской собственности;
- индивидуального, личностного протеста, связанного с трагическими поворотами в биографии писателя.
Личностное начало способствует появлению силлабической поэзии и регулярного театра.
Слайд 24Силлабическое стихосложение (изосиллаби́зм; от др.-греч. συλλαβία — равносложность, от ἴσος — равный
и συλλαβή — слог) — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не по числу ударений и схеме их расположения.
Например:
Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.
(Антиох Кантемир. Сатира Первая)
В каждой строке 13 слогов, кроме того, после 7 слога обязательный словораздел — цезура
Слайд 253. Монументально-исторический стиль (монументальный историзм) – преобладающий и всеохватывающий стиль в летописании
XI-XII вв., а также и во всей литературе этого периода.
Особенности:
стремление древнерусских книжников судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования, поэтому авторы XI-XIII вв. стремятся изображать только самое крупное и значительное;
рассмотрение предмета изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических;
всё наиболее значительное и красивое представляется монументальным, величественным, воспринимается как бы с большого удаления. Развито панорамное зрение, стремление сопрягать в изложении различные удаленные друг от друга объекты.
Слайд 26 В летописях действие переносится из одного места в другое, находящееся на
противоположном конце Русской земли. Рассказ о событиях в Новгороде сменяется рассказом о событиях во Владимире или Киеве, далее упоминаются события в Смоленске или Галиче и т. д. Такая особенность летописного повествования объясняется не только тем, что в летописи обычно соединяются различные источники, написанные порой в различных пунктах Русской земли. Особенность эта соответствует духу повествования того времени. Она присуща не только летописи, но и «Поучению» Владимира Мономаха, и Киево-Печерскому патерику, и житию Бориса и Глеба, и «словам» или поучениям.
Вместе с тем монументализм XI-XIII вв. имеет одну резко своеобразную черту, отличающую его от наших современных представлений о монументальном как инертном, тяжелом, неподвижном. Монументализм в ДРЛ был связан с совершенно противоположными качествами, в частности с быстротой передвижения на больших географических пространствах. Герои произведений совершают переходы, перемещаются со своими дружинами из одного города в другой, из одного княжества в соседнее.
Слайд 27 Историзм монументального стиля выражался в особом пристрастии к исторической теме. Древнерусские
писатели стремились писать не о вымышленном, а об исторически бывшем, и когда описывали что-либо фантастическое (напр., чудеса), то и сами по большей части верили в них и стремились внушить читателям, что те или иные события происходили в действительности. Литература того времени не знает (или считает, что не знает) ни вымышленных лиц, ни вымышленных событий.
Кроме того, книжники пытались всякое историческое событие или действующее лицо связать с другими, столь же историческими событиями или лицами — напомнить о предках князя, его «отцах» и «дедах», сравнить героя или событие с подобными героями или событиями, известными им из византийских хроник или Библии, искать и находить аналогии всему, что происходило в огромном и едином по своим основным законам мире.
Слайд 28Возникновение ДРЛ
Это одна из самых древних литератур Европы, древнее французской, английской
и немецкой. Ей более 1000 лет (ДРЛ – более 700). Начало – вторая половина X века («Речь философа», ПВЛ: 986 г.).
Литература возникла внезапно (культурный скачок, переход кол-ва в кач-во).
Предпосылки:
а)высокий уровень развития фольклора дал возможность восприятия новых (забытых) духовных и эстетических ценностей, с которыми знакомила письменность;
б) Из Болгарии пришло:
превосходно организованное письмо;
богатый ЛЯ, способный выразить сложнейшие духовные, философские, нравственные, политические идеи;
болгарская и переведенная в Болгарии литература.
Слайд 294. Особенности бытования ДРЛ
- целиком рукописная. Книгопечатание (Москва, сер. XVI в.) оч.
слабо изменило характер и способы распространения литературных произведений. В основном и в XVII в. они продолжали распространяться путем переписки;
- писцы вносили свои поправки, изменения, сокращения или, наоборот, развивали и расширяли текст. Памятники ДРЛ обычно не имели устойчивого текста (вариативность). Новые редакции и новые виды произведений появлялись в ответ на новые требования, выдвигавшиеся жизнью, или под влиянием литер. вкусов;
- некоторые сочинения читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав др. произведений. Чувства авторской собственности не было (NB: общее с фольклором);
Слайд 30литература древняя (= Русскому государству);
литература русская – отражающая жизнь русского народа во
всех ее проявлениях на протяжении 10 веков;
до XVII в. вся РЛ – духовная, т.е. описывающая взаимодействие индивидуального духовного мира человека с внешним;
она давала человеку ясные, простые и точные ответы на все вопросы, поэтому философия (в ее европейском понимании была не нужна).
христоцентричность;
гомилетичность (учительность);
синкретизм – связь (взаимодополнение) с другими видами искусства, прежде всего с изобразительным, музыкой, архитектурой. Невозможно полное и подлинное понимание одного вида без понимания всех других областей худ. творчества Древней Руси. Тесно переплетаются: изобразительное искусство и литература; духовная и материальная культура; общечеловеческое и национальное своеобразие;
использование международного литературного языка (церковнославянского);
своеобразие литературного процесса (не было опыта Античности и Возрождения);
Слайд 31интерес к народу и к судьбе человека из народа;
- особые представления о
пространстве и времени (космизм);
«сквозные» сюжеты; патриотизм, военная тематика;
традиционность – произведения жили веками, дополнялись и перерабатывались.
типы: большой и маленький человек, сочувствие к «маленькому человеку»;
интерес к идеальному герою (святой);
- максимализм;
- сочетание исповеднического и проповеднического начал;
критичность (особая роль сатиры);
запаздывание в осознании собственных достижений;
соединение смирения и мужества;
- имперсональность и анонимность, отсутствие представлений об авторстве (не было ни Данте, ни Шекспира) – проявление соборности: не я, но Бог во мне; авторитет, а не автор. Хор (рой) в котором нет (или очень мало) солистов; господствует унисон (оч. мало диссонанса). Не литература отдельных писателей (как и фольклор), а надындивидуальное искусство, создававшееся путем накопления соборного опыта. Безымянность ДРЛ – выражение самой сути художественного познания мира и способов худ. Выражения;
Слайд 32- тесная связь с фольклором; ближе к фольклору, чем к индивид. творчеству
писателей Нового времени: не себе, не о себе, не для себя, а «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся»;
- этикетность. Этикет – принятый порядок, совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления уважениями к людям, предметам, явлениям или традициям.
А также это совокупность представлений о ходе совершившихся событий, о поведении действующих лиц в ситуациях (в соответствии с их официальным статусом), о способах описания этих событий.
- символичность.
Слайд 33 «Перед нами литература, которая возвышается над семью веками как единое грандиозное
целое, как одно колоссальное произведение, поражающее нас подчиненностью одной теме, единым борением идей, контрастами, выступающими в неповторимое сочетание».
«Древнерусские писатели – не зодчие отдельно стоящих зданий. Это – градостроители. Они работали над одним, общим грандиозным ансамблем. Они обладали замечательным «чувством плеча», создавали циклы, своды и ансамбли произведений, в свою очередь слагавшихся в единое здание литературы, в котором и самые противоречие составляли некое органическое явление, эстетически уместное и даже необходимое».
(Д.С. Лихачев)
Слайд 34«Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли
- не знаю, вне ли тела - не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке (только не знаю - в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 2-4).
Для изображения духовного мира древнерусские писатели использовали специальные средства поэтики, важнейшим из которых был символ.
Слайд 35Человек ощущал себя в мире и ничтожной частицей, и участником мировой истории.
В
этом мире всё значительно, полно сокровенного смысла. Задача человека – разгадать смысл вещей, понять себя и мир. Для этого ему дан талант.
Духовный мир человек пытался раскрыть и объяснить через символику звездного неба, драгоценных камней, животных, растений. Когда в окружающей природе не хватало элементов, для создания символов использовались представители флоры и фауны античных и восточных мифологий, цветовых и численных соотношений:
«1» – единство Бога.
«2» – двуединая природа Христа.
«3» – триединство Бога.
«4» – символ материального мира:
- 4 стороны света;
- 4 первоначала (стихии): земля, вода, воздух, огонь.
Слайд 36 «7» = 3 (Бог) + 4 (человек – материальное начало); дух
(душа) и тело.
Следовательно, всё, что касается человека, семерично по своей природе:
7 смертных грехов;
7 таинств;
7 возрастов;
7 планет, управляющих жизнью;
7 дней творения мира;
7 тысячелетий мировой истории и т. д.
Письменность расшифровывала этот мир знаков. Ощущение значимости и величия мира лежало в основе литературы.
Слайд 37 СИМВОЛ (греч. σύμβολον – условный язык, знак, сущность, опознавательная примета) —
образ, имеющий несколько переносных (иносказательных) значений (толкований). Символ – это образ, имеющий множество потенциальных значений и интерпретаций и средство их порождения.
Символ является способом выражения смысла текста, при помощи которого раскрывается связь между ассоциации читателя и переживаниями, настроениями и идеями автора.
Символ показывает, что у образа имеется некий иной смысл, который не совпадет с самим образом.
Поэт Вяч. Иванов: Символ тогда истинный символ, когда он неисчерпаем в своем значении.
Академик С.С. Аверинцев: Всякий символ есть образ (и всякий образ есть, хотя бы в некоторой мере, символ) <…>. Предметный образ и глубинный смысл выступают в структуре символа как два полюса, немыслимые один без другого (ибо смысл теряет вне образа свою явленность, а образ вне смысла рассыпается на свои компоненты) <…>. Переходя в символ, образ становится «прозрачным»; смысл «просвечивает» сквозь него, будучи дан именно как смысловая глубина, смысловая перспектива, требующая нелегкого «вхождения» в себя.
Пример символического образа: Парус в стихотворении М.Ю. Лермонтова («Белеет парус одинокий…»)
Слайд 38Модели символического прочтения:
1. Фактическое (буквальное).
2. Аллегорическое (аналогическое).
3. Тропологическое (нравоучительное).
4. Анагогическое (возводящее к
Духу).
Слайд 39Древнерусское искусство
Было открыто в начале ХХ в.
а) живопись: иконы, фрески, мозаики;
б) архитектура; от храмов XI в. дот «нарышкинского барокко» конца XVII в.;
в) градостроительство:
- сочетание нового со старым;
- создание силуэта города (об-лика);
- создания ансамбля, композиции города;
г) древнерусское шитье;
д) скульптура.
В древнерусском искусстве были яркие имена (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий и сыновья), но это прежде всего искусство традиции и лишь затем – искусство индивидуальных творческих инициатив.
Эпоха Предвозрождения (XIV-XV) – личность уже начала играть заметную роль.
Слайд 42Феофан Грек и Семён Чёрный расписывают церковь Рождества
(миниатюра Лицевого летописного свода, 16
век)
«Того же лета онутре града Москвы подписаша церковь Рождества пречистыя Богородицы и предел святого Лазаря мастеры Феодор Гречин да Семен Черной»
Слайд 43«Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я
в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15,5).
Слайд 44Ведущий московский иконописец и мастер фресок конца XV - начала XVI веков.
Продолжатель традиций Андрея Рублёва. Дионисий - первый известный по документам русский иконописец светского сословия (1444-1502).
Слайд 45Онтология ДРЛ
Литература запечатлевает в себе (в своих образах) представление о мире людей,
живших в определенную эпоху.
ДРЛ отражает христианское (православное) мировоззрение людей от вероучительных (догматических) истин до бытовых предписаний.
Она учит людей, что значит быть христианином в конкретном времени и месте (социальном статусе).
Христианин – тот, кто живет по воле Христа, исполняет Его заповеди.
Соборность, собор, храм, Церковь. А. С. Хомяков: «Церковь есть … единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати».
Слайд 48Росписи храмов напоминали о событиях Ветхого и Нового Заветов и собирали вокруг
человека мир святости: св. воинов – внизу, мучеников – повыше; в куполе – Вознесение Христа, на парусах сводов, поддерживающих купол, – евангелисты.
Храм – микромир и микрочеловек:
- голова;
- шея барабана;
- плечи;
- окна (от «око», т.е. очи);
- над окнами – брови.
Слайд 51Таким же микромиром была крестьянская изба или хоромы князя: расположение красного угла,
печи – всё свидетельствовало о том, что она ощущалась как честь большой Вселенной:
- дом ставили красным углом на восток;
- по смерти клали в могилу головой на запад, чтобы лицом он встречал солнце;
- алтари храмов – навстречу возникающему дню.
Восток – будущее, запад – прошлое.
Для мировоззрения древнерусского человека и в жизни, и в искусстве и в литературе характерно чувство:
- значимости происходящего;
- значимости всего временного;
- значимости истории даже человеческого бытия.
Человек помнил о мире в целом, как огромном единстве, ощущая свое место в этом мире.
Слайд 52Мир: малый и большой – человек и вселенная.
Всё взаимосвязано, всё значительно, всё
напоминает человеку о смысле жизни, о величии мира и значимости в нем его судьбы.
В апокрифе о создании Адама говорится:
тело – от земли;
кости – от камней;
кровь – от моря;
очи – от солнца
мысли – от неба («облак»);
свет в очах – от света вселенной;
дыхание – от ветра;
тепло тела – от огня.
Следовательно, человек – мирокосм, «малый мир» (в некот. ДР текстах).
Слайд 57Представление о человеке (антропология)
1. Человек — «образ» и «подобие» Божие.
2. Трихотомия:
личность человека (самосознание) = дух + душа (ум, чувства, воля) + тело.
3. Поступки людей соответствуют их официальному статусу.
4. Не изображается индивидуальное, личное.
Слайд 58Человек и Книга в Древней Руси
- власть книги над человеком;
«книжники»;
обряд чтения;
- книги
– источник радости, знания о сокровенном;
«антирыночность» отношения к книгам;
«духовная недвижимость» (связь поколений)
Отношение «книжника» к своему труду:
понять и донести людям волю Бога (не самовыражение);
- талант (дар) – поручение Бога, которое нужно исполнить наилучшим образом.
Слайд 59 Литература обладала всеохватывающим внутренним единством, единством темы и единством взгляда на
мир. Иногда оно прерывалось противоречиями воззрений, публицистическими протестами и идеологическими спорами – но они лишь подчеркивали общее единство.
ДРЛ – литература одной темы и одного сюжета:
сюжет – мировая история;
тема – смысл жизни человека.
Не все произведения посвящены мировой истории, но каждое произведение находит свое место и время в истории мира, поэтому:
все произведения могут быть поставлены в один ряд друг за другом в порядке совершавшихся событий, и мы всегда знаем, к какому историческому времени они отнесены автором;
литература стремится рассказать не о придуманном, а о реальном, поэтому реальные события мировой истории и реальное географическое пространство связывает между собой все отдельные произведения.
Слайд 60 Вымысел в ДРЛ маскировался правдой. Открытый вымысел не допускался. Все произведения
посвящены событиям, которые были, совершились или хотя и не существовали, но всерьез считались совершившимися.
До XVII в. нет или почти нет условных персонажей, имена действующих лиц – исторические: Борис и Глеб, Феодосий Печерский, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский.
Персонажи ДРЛ:
великие ист. личности (Александр Македонский, Авраамий Смоленский);
исторически значимые современники (князья, полководцы, епископы, бояре);
святые подвижники, влияющие на ход отечественной и мировой истории духовными и нравственными подвигами. Удивительно то, что они были известны очень немногим, жили в уединении.
Слайд 61Годичный круг праздников – повторение (переживание) Священной истории.
Каждый день года связан с
памятью каких-либо святых или событий.
Человек жил в окружении событий истории, которые не просто вспоминались, а как бы повторялись ежегодно в одно и то же время.
История не сочиняется. С точки зрения ДРЛ сочинение – ложь, поэтому огромные русские произведения, излагающие всемирную историю, – в основном переводы с греческого: хроники или компиляции на основе переводных и оригинальных произведений.
Произведения по русской истории пишутся вскоре после того, как событие совершилось – очевидцами, по памяти или со слов свидетелей.
Слайд 62 Новые произведения о событиях прошлого – это только соединения, своды, обработки
старого материала – русские летописи.
Летописи – не только записи о том, что произошло в годовом порядке, это своды тех произведений литературу, которыми располагал летописец и которые содержали исторические сведения.
В летописи вводили исторические повести, жития, различные документы, послания.
Произведения часто включались в циклы и своды, так как каждое произведение воспринималось как часть чего-то большего.
Для древнерусского писателя и читателя композиция была самым важным. Нормой было то, что в отдельных частях произведение повторяло уже известные из других источников сведения, совпадало с ними по тексту.
Все тексты ДРЛ обладали духовным единством, родством.
Слайд 63Особенность исторических сочинений состояла в том, что конкретные исторические события всегда описывались
в контексте движения мировой истории:
а) повесть начинается с упоминания о главных мировых событиях (сотворении мира, всемирном потопе, вавилонском столпотворении, Боговоплощении и пр.);
б) повесть непосредственно включается в мировую историю: в какой-либо из больших сводов по всемирной истории.
Например:
- «Чтение о житии и погублении Бориса и Глеба»: перед началом повествования – краткая история вселенной от сотворения мира и история Иисуса Христа.
- «Повесть о Горе-Злосчастии» начинается от сотворения мира: «А в начале веко сего тленного сотворил Бог небо и землю, сотворил Бог Адама и Еву, и повелел им жити во святом раю…». И уже затем следует рассказ о безвестном молодом пьянице, азартном игроке, дошедшем до последних ступеней падения.