Культурно-историческое развитие России II половины XIX века, отражение его в литературном процессе

Содержание

Слайд 2

Цель:

Задачи:

Целостное представление культурной, социальной и политической жизни России II половины XIX века.

Дать

Цель: Задачи: Целостное представление культурной, социальной и политической жизни России II половины
общее представление об эпохе.
Установить взаимосвязь между социальной, политической и культурной жизнью.
Познакомить с яркими представителями культуры, науки и искусства II половины XIX века

Слайд 3

Не жизнь идет по литературным теориям, а литература изменяется сообразно с направлениями

Не жизнь идет по литературным теориям, а литература изменяется сообразно с направлениями жизни. Н. А. Добролюбов
жизни.
Н. А. Добролюбов

Слайд 4

В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Беспомощность угнетённой

В России литература всегда была в союзе с освободительным движением. Беспомощность угнетённой
и забитой крестьянской массы повышала интерес к ней со стороны наиболее просвещённых и гуманных представителей образованного слоя, пробуждала у них сочувствие и сострадание. Неизбежные столкновения, идейные конфликты таились в самой сущности русской жизни, и писатель, проникавший в эту сущность, не мог не заметить их.

Слайд 5

Главные вопросы эпохи

Кто виноват?

Что делать?

Главный герой русской литературы – и реалистический, и

Главные вопросы эпохи Кто виноват? Что делать? Главный герой русской литературы –
романтический – ищет достойную человеческого назначения форму практической деятельности.

жизнь страны

социальная

культурная

политическая

Слайд 6

Главные исторические
события II половины XIX века

1853 – 1856 гг. – Крымская

Главные исторические события II половины XIX века 1853 – 1856 гг. –
война, поражение России.
1855 г. - смерть Николая I.
19 февраля 1861 г. – отмена крепостного права.
1861 г. – реформы Александра II (земская, городская, судебная, военная и т.д.)
1877 – 1878 гг. – Русско-турецкая война.
1 марта 1881 г. – убийство Александра II народниками.
1869 - 1881 гг. - последствия крестьянской реформы. Активизация тайных революционных организаций

Слайд 7

60-е годы XIX века – одна из самых ярких страниц в истории

60-е годы XIX века – одна из самых ярких страниц в истории
идейного и художественного развития нашей страны.

60-е годы XIX века

наука

живопись

литература

музыка

театр

журналистика

II половина XIX века

Русская культура

Слайд 8

Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н. Н.

Неизгладимый след в истории науки оставили труды великих учёных: химиков Н. Н.
Зинина и А. М. Бутлерова, математика П. Л. Чебышева, исследователей-путешественников Н. М. Пржевальского и Н. Н. Миклухо-Маклая.

В 60-е годы стали появляться первые женщины-врачи и учёные: дочь крестьянина Н. П. Суслова, печатавшаяся в «Современнике»; М. А. Бокова – доктор медицины Гейдельбергского университета; С. В. Ковалевская – знаменитый математик, профессор Стокгольмского университета и др.

НАУКА
В 60-е годы определился интерес к естественным наукам у таких выдающихся учёных, как прославившиеся впоследствии Д. И. Менделеев, И. И. Мечников, К. А. Тимирязев, И. П. Павлов.

Новое слово в медицине своими работами сказали врачи С. П. Боткин и Н. И. Пирогов.

Слайд 9

М. И. Глинка
(1804 – 1857)

М. И. Глинка – родоначальник классической русской музыкальной

М. И. Глинка (1804 – 1857) М. И. Глинка – родоначальник классической
школы. Его творчество оказало влияние на всех русских композиторов XIX века.

А. С. Даргомыжский
(1813 – 1869)

Основные произведения:
Оперы: «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», «Симфония на две русские темы», увертюры, романсы, арии, песни.

Основные произведения: оперы «Русалка», «Эсмеральда», опера-балет «Торжество Вакха», пьесы для фортепиано, романсы и песни на слова Пушкина, Лермонтова, Кольцова.

П. И. Чайковский ( 1840-1893)

Основные произведения: оперы «Пиковая дама», «Евгений Онегин», « Орлеанская дева», « Чародейка», «Иоланта», «Мазепа», «Черевички», балеты «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро».

МУЗЫКА

Слайд 10

Знаменитым кружком стала «Могучая кучка»: композиторы Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Кюи.
Девиз кружка: музыкальный

Знаменитым кружком стала «Могучая кучка»: композиторы Бородин, Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев, Кюи. Девиз
реализм и народность
сочувствовали передовым идеям века;
сюжеты находили в историческом прошлом русского народа;
в 1861 году организовали «Бесплатную музыкальную школу»;
широко общались с публикой.

Слайд 11

I половина XIX века

Во второй половине XIX в. в истории русского театра

I половина XIX века Во второй половине XIX в. в истории русского
наступает новая эпоха - на сцене появляются пьесы великого русского драматурга А. Н. Островского. А. Н. Островский (1823 – 1886) – родоначальник русского национального театра.

Самые известные его произведения: «Банкрот», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок», «Гроза», «Волки и овцы», «Доходное место», « Бесприданница», «Снегурочка» и др.

II половина XIX века

ТЕАТР

Основные произведения, которые были поставлены в театре: «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор», «Женитьба» Гоголя, пьесы Мольера.
Мелодрамы, водевили составляли 60% всех постановок.

Слайд 12

Театр Островского

Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании: писатель

Театр Островского Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании:
создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре.
Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актёрскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию.
Основные идеи реформы театра:
театр должен быть построен на условностях (есть «4-я стена», отделяющая зрителей от актёров);
неизменность отношения к языку: мастерство речевых характеристик, выражающих почти все о героях;
ставка не на одного актёра;
«люди ходят смотреть игру, а не самую пьесу — её можно и прочитать».

Слайд 13

«Современник»

«Русское слово»

«Колокол»

«Искра»

Журнал, близкий к «Современнику», был основан в 1859 г. Талантливые статьи

«Современник» «Русское слово» «Колокол» «Искра» Журнал, близкий к «Современнику», был основан в
Писарева принесли журналу широкую известность в кругах демократических читателей и ненависть реакционеров. Журнал был закрыт в 1866 г.

Газета начала издаваться с 1 июля 1857 года, сначала раз в месяц, затем – два раза в месяц, а в иные годы –еженедельно. «Колокол» приобрёл огромное влияние, сыграв исключительную роль в революционной истории России.

«Библиотека для чтения»

«Русский вестник»

Критик А. Дружинин выступил с программой «чистого искусства», не связанного с реальной жизнью. Журнал не имел успеха у широких кругов общества 60-х годов.

Журнал Каткова (изд. с 1856 г). Был центром притяжения для многих либеральных и консервативных писателей.

ЖУРНАЛИСТИКА

Слайд 14

Журнал «Современник»

Был создан Пушкиным и начал выходить в 1836 г.
В 1838

Журнал «Современник» Был создан Пушкиным и начал выходить в 1836 г. В
г. его редактором стал профессор П. А. Плетнёв. В 1847 г. журнал взяли в аренду Панаев и Некрасов, которые сумели сгруппировать вокруг него все лучшие литературные силы того времени: Белинский, Герцен, Огарёв, Тургенев, Григорович, Достоевский, Л. Толстой, Фет и др. Вскоре Чернышевский и Добролюбов вошли в редакцию «Современника» и сделали журнал революционной трибуной. Успех журнала возрастал с каждой новой его книжкой. в редакции становился неизбежным. Из журнала ушли Тургенев, Дружинин, Л. Толстой, Гончаров. Но пришла талантливая молодёжь. Журнал звал к борьбе и революции. 15 июня 1862 г. журнал был закрыт. В 1866 г. «Современник» закрыт уже навсегда.

Редакция журнала «Современник»

Слайд 15

Журнал «Искра»

«Искра» — еженедельный русский иллюстрированный литературно-художественный сатирический журнал демократической направленности. Издавался в Санкт-Петербурге с 1859 по 1873 год.
Журнал

Журнал «Искра» «Искра» — еженедельный русский иллюстрированный литературно-художественный сатирический журнал демократической направленности.
«Искра» был основан в 1859 году поэтом В. С. Курочкиным и художником Н.А. Степановым.

Слайд 16

Н. А. Некрасов

Ф. И. Тютчев

М. Е. Салтыков-Щедрин

А. Н. Островский

И. А. Гончаров

А. А.

Н. А. Некрасов Ф. И. Тютчев М. Е. Салтыков-Щедрин А. Н. Островский
Фет

ЛИТЕРАТУРА

Слайд 17

А. П. Чехов

Ф. М. Достоевский

Л. Н. Толстой

Н. С. Лесков

И.С. Тургенев

ЛИТЕРАТУРА

А. П. Чехов Ф. М. Достоевский Л. Н. Толстой Н. С. Лесков И.С. Тургенев ЛИТЕРАТУРА

Слайд 18

Основные литературные жанры:

«Очерковые книги».
Мемуарно-автобиографические жанры.
Демократическая повесть, роман.
Жанр сказа.
Лирические жанры в

Основные литературные жанры: «Очерковые книги». Мемуарно-автобиографические жанры. Демократическая повесть, роман. Жанр сказа.
творчестве поэтов-романтиков.

Слайд 19

Вопрос о путях развития России:

двигаться ли в направлении политики Западной

Вопрос о путях развития России: двигаться ли в направлении политики Западной Европы

Европы или искать собственные пути развития?
Западники Славянофилы
принимали реформы считали, что Россия
Петра Великого должна опираться на
собственную культуру,
на исторические
либералы революционные традиции и православие.
демократы (В. И. Даль, С. Т. Аксаков, А. Н. Островский,
(А. И. Герцен, Н. П. Огарев, А. А. Григорьев, Ф. И. Тютчев)
В. Г. Белинский, И. С. Тургенев)

Слайд 20

В. Г. Перов (1833 -1882)
Основные работы: «Тройка», «Приезд станового на следствие», «Проповедь

В. Г. Перов (1833 -1882) Основные работы: «Тройка», «Приезд станового на следствие»,
в сельском храме», «Чаепитие в Мытищах», «Утопленница», «Птицелов», «Последний кабак у заставы», «Старики –родители на могиле сына» (Тургенев «Отцы и дети»), портреты А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского.

ЖИВОПИСЬ

Слайд 21

И. И. Шишкин (1832 – 1898)
Основные произведения: «В лесу», «Рубка леса», «Полдень.

И. И. Шишкин (1832 – 1898) Основные произведения: «В лесу», «Рубка леса»,
В окрестностях Москвы», «Утро в сосновом бору», «Вид на острове Валааме», «Рожь».

Слайд 22

А. К. Саврасов (1830-1897)
Основные работы: «Грачи прилетели», «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик. Зима»,

А. К. Саврасов (1830-1897) Основные работы: «Грачи прилетели», «Просёлок», «Зимняя дорога», «Дворик.
«Лосиный остров в Сокольниках», « Сельский вид».

Слайд 23

И. Н. Крамской (1837 – 1887)
Основные работы: «Полесовщик», «Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос в

И. Н. Крамской (1837 – 1887) Основные работы: «Полесовщик», «Неизвестная»,«Пасечник», «Русалка», «Христос
пустыне»,портреты Л. Толстого, Н. Некрасова, М.Салтыкова-Щедрина, И. Шишкина.

«Искусство должно говорить правду о жизни… искусство должно быть национальным…Художник – критик общественных явлений…Только чувство общественности даёт силу художнику и удесятеряет его силы… Без идеи нет искусства, но в то же время, и ещё более того, без живописи, живой и разительной, нет картин, а есть только благие намерения и только!»

Слайд 24

И. Е. Репин (1844 - 1930)
Основные работы: « Не ждали, «Бурлаки», «Арест

И. Е. Репин (1844 - 1930) Основные работы: « Не ждали, «Бурлаки»,
пропагандиста», «Царевна Софья», «Протодиакон», «Осенний букет», «Иван Грозный и сын его Иван», «Крёстный ход в Курской губернии» и другие.

Репин вскрывал противоречия действительности. В исторических полотнах раскрывал трагические конфликты, создал яркие вольнолюбивые образы. В портретах современников раскрывал личность в психологическом и социальном плане.

Слайд 25

К. А. Савицкий (1844-1905)
Основные работы: « Ремонтные работы на железной дороге», «Встреча

К. А. Савицкий (1844-1905) Основные работы: « Ремонтные работы на железной дороге»,
иконы», «На войну».

В. И. Якоби (1834-1902) «Привал арестантов»

Г. Г. Мясоедов (1834-1911)
«Знахарь», «Земство обедает»

Слайд 26

Выводы:

Во II половине XIX века историко-литературных процесс развивался в двух направлениях: формировалась

Выводы: Во II половине XIX века историко-литературных процесс развивался в двух направлениях:
литература, которая была тесно связана с общественной жизнью, стремилась быть «учебником жизни». Этот процесс породил литературу критического реализма, также развивалась литература «чистого искусства», отражающая тончайшие переживания человека, литература, пытающаяся усовершенствовать общество с эстетических позиций. Однако в произведениях русской классики смогли интегрироваться оба процесса: в классической литературе беспощадная критика буржуазных отношений сочеталась с глубоким психологизмом, умением передать «диалектику души» человека, и отразить это на высоком художественном уровне. Это определило величайшее мировое значение русской литературы II половины XIX века.