Слайд 2Лирические отступления в
романе А.С. Пушкина
Слайд 3Лирическое отступление
Это вне сюжетный элемент произведения; композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора
от непосредственного сюжетного повествования; авторское рассуждение, размышление, высказывание, выражающее отношение к изображаемому или имеющее к нему косвенное отношение. Может становиться воспоминаниями, обращениями автора к читателям.
Слайд 4Лирические отступления могут занимать очень большое место в произведении.
Таковы отступления в
романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (только в главе I –ой отступления о театре, юности, о творчестве, о плане романа и другие).
Эти разнообразнейшие по темам и богатые по содержанию отступления способствуют широте охвата действительности, делая пушкинский роман в стихах, по словам Белинского, подлинной «энциклопедией русской жизни».
Лирические отступления начинают играть ведущую роль, и основное внимание читателя устремляется на чувства и мысли великого поэта.
Слайд 5Автобиографические отступления.
Воспоминания о юношеской любви в первой
главе.
Рассуждения о «ножках».
Воспоминания о
московской«красавице» в 7 главе .
Отсылки к биографии в начале и конце 8 главы
Слайд 6Разговоры на житейскую тему.
О любви;
О семье;
О браке;
О современных вкусах и
модах;
О дружбе;
О образовании и т. д.
Слайд 7Пейзажные отступления.
Художественным открытием Пушкина стали реалистические образы русской природы. На протяжении всего
романа перед читателем проходит и зима, когда «трещат морозы» с веселыми играми ребятишек и катанием по «опрятней модного паркета» льду, Пушкин рисует тихое «северное» лето, «карикатуру южных зим», «мелькнёт и нет» , не оставляет без внимания любимую осень, когда леса обнажались, и весну: «Весна, весна, – пора любви». «Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; ...и соловей уж пел в безмолвии ночей»
Слайд 8Исторические отступления.
Знаменитые строки о Москве; Отечественной войне 1812 года, отпечаток которой лег
на пушкинскую эпоху, расширяют исторические рамки романа.
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля;
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.