Лит. направления 19 века 3 урок

Содержание

Слайд 2

Особенности литературы

В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы,

Особенности литературы В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы,
которые определили ее дальнейшее развитие:
народность;
высокие гуманистические идеалы;
гражданственность и чувство национального самосознания;
патриотизм;
поиски социальной справедливости.
Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

Слайд 3

Понятие литературного направления

Литературное направление — часто отождествляется с художественным методом. Обозначает совокупность

Понятие литературного направления Литературное направление — часто отождествляется с художественным методом. Обозначает
фундаментальных духовно-эстетических принципов многих писателей, а также ряда группировок и школ, их программно-эстетических установок, используемых средств.
Выделяют следующие литературные направления: а) Классицизм, б) Сентиментализм, в) Натурализм, г) Романтизм, д) Символизм, е) Реализм.

Слайд 4

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

объединяет писателей одной исторической эпохи, связанных общим пониманием жизненных ценностей

ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ объединяет писателей одной исторической эпохи, связанных общим пониманием жизненных ценностей
и
эстетического идеала;
свой стиль речи;
создаёт свой тип героя;
имеет характерные темы и сюжеты;
работает в определенных жанрах;
перекликается с другими видами искусства.

классицизм

реализм

романтизм

сентиментализм

Слайд 5

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ

Литературное течение — часто отождествляется с литературной группировкой и школой.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ТЕЧЕНИЕ Литературное течение — часто отождествляется с литературной группировкой и школой.
Обозначает совокупность творческих личностей, для которых характерна идейно-художественная близость и программно-эстетическое единство.
Литературное течение — это разновидность (как бы подкласс) литературного направления.
Например, применительно к русскому романтизму говорят о «философском», «психологическом» и «гражданском» течении.

Слайд 6

Классицизм
конец XVII –
начало XIX века

Утверждение
абсолютной
монархии

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Классицизм конец XVII – начало XIX века Утверждение абсолютной монархии ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Слайд 7

Истоки классицизма

Классицизм зародился и получил свое развитие во Франции с утверждением абсолютизма.

Истоки классицизма Классицизм зародился и получил свое развитие во Франции с утверждением
Вступив в полосу упадка в конце XVII века, классицизм возродился в эпоху Просвещения — Вольтер, М. Шенье и др.
После Великой французской революции с крушением рационалистических идей классицизм приходит в упадок, господствующим стилем европейского искусства становится романтизм.

Художественный стиль и направление в европейской литературе и искусстве XVII—нач. XIX веков. Название образовано от латинского «classicus» — образцовый.

Слайд 8

Особенности классицизма

Обращение к образам и формам античных литературы и искусства как идеальному

Особенности классицизма Обращение к образам и формам античных литературы и искусства как
эстетическому эталону, выдвижение принципа «подражания природе».
2. В основу эстетики положены принципы рационализма (от лат. «ratio» — разум), который утверждает взгляд на художественное произведение как на создание искусственное — сознательно сотворенное, разумно организованное, логически построенное.
3. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны запечатлевать устойчивые, непреходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.
4. Общественно-воспитательная функция искусства. Воспитание гармонической личности.

Слайд 9

Особенности классицизма

Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся:
«высокие» (трагедия, эпопея, ода;

Особенности классицизма Установлена строгая иерархия жанров, которые делятся: «высокие» (трагедия, эпопея, ода;
их сфера — государственная жизнь, исторические события, мифология, их герои — монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники)
«низкие» (комедия, сатира, басня, которые изображали частную повседневную жизнь людей средних сословий).
Каждый жанр имеет строгие границы и четкие формальные признаки, не допускалось никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.
Ведущий жанр — трагедия.

Слайд 10

Классицизм

СЮЖЕТЫ

Сюжеты из античной и
отечественной истории.
Героические судьбы.
Поединок страсти
и долга.

Классицизм СЮЖЕТЫ Сюжеты из античной и отечественной истории. Героические судьбы. Поединок страсти и долга.

Слайд 11

Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»:

Какой ни взять сюжет, высокий или забавный,
Смысл

Фрагмент из трактата Буало «Поэтическое искусство»: Какой ни взять сюжет, высокий или
должен быть всегда в согласьи с рифмой плавной.
Напрасно кажется, что с ним в войне она:
Ведь рифма лишь раба: послушной быть должна.
Коль тщательно искать, то вскоре острый разум
Привыкнет находить ее легко и разом;
Рассудка здравого покорствуя ярму,
Оправу ценную дает она ему.

Слайд 12

Особенности классицизма

Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип «единства места, времени и действия»,

Особенности классицизма Классицистическая драматургия утвердила так называемый принцип «единства места, времени и
что означало:

действие пьесы должно происходить в одном месте,
время действия должно быть ограничено временем продолжительности спектакля (возможно больше, но максимальное время, о котором должна была повествовать пьеса — один день),
единство действия подразумевало, что в пьесе должна быть отражена одна центральная интрига, не перебиваемая побочными действиями.

Слайд 13

Герою своему искусно сохраните
Черты характера среди любых событий.
Но строгой логики от вас

Герою своему искусно сохраните Черты характера среди любых событий. Но строгой логики
в театре ждут;
В нем властвует закон, взыскательный и жесткий.
Bы новое лицо ведете на подмостки?
Пусть будет тщательно продуман ваш герой,
Пусть остается он всегда самим собой.
Н. Буало

Слайд 14

ТИП ГЕРОЯ

ТИП ГЕРОЯ

Слайд 15

Для классицистических пьес характерна «система амплуа».

Амплуа— стереотип характера, который переходит из пьесы

Для классицистических пьес характерна «система амплуа». Амплуа— стереотип характера, который переходит из
в пьесу.
Например, амплуа классицистической комедии - это идеальная героиня, герой-любовник, второй любовник (неудачник); резонер — герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего; субретка — веселая горничная, которая, напротив, активно участвует в интриге.
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»:
героиня — герой-любовник — второй любовник
В конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Слайд 16

Требования к классицистической композиции

В пьесе, как правило, 4 акта — в третьем

Требования к классицистической композиции В пьесе, как правило, 4 акта — в
кульминация, в четвертом развязка.
Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию.
Действие замедляется длинными монологами основных персонажей.

Слайд 17

Классицизм в России

Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII века в

Классицизм в России Русский классицизм зародился во второй четверти XVIII века в
творчестве зачинателей новой русской литературы — А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова. В эпоху классицизма русская литература освоила сложившиеся на Западе жанровые и стилевые формы, влилась в общеевропейское литературное развитие, сохранив при этом свою национальную самобытность.
В конце XVIII — нач. XIX века русский классицизм испытывает воздействие сентименталистских и предроман-тических идей, что сказывается в поэзии Г. Р. Державина, трагедиях В. А. Озерова и гражданской лирике поэтов-декабристов.

Слайд 18

Классицизм в России

Характерные особенности русского классицизма:
а) Сатирическая направленность — важное место

Классицизм в России Характерные особенности русского классицизма: а) Сатирическая направленность — важное
занимают такие жанры, как сатира, басня, комедия, непосредственно обращенные к конкретным явлениям русской жизни;
б) Преобладание национально-исторической тематики над античной (трагедии А. П. Сумарокова, Я. Б. Княжнина и др.);
в) Высокий уровень развития жанра оды (у М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина);
г) Общий патриотический пафос русского классицизма.

Слайд 19

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЦИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ КЛАССИЦИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ

Слайд 20

Сентиментализм
вторая половина XVIII –
начало XIX века

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Народно-
освободительные
войны в Европе, Америке.

Сентиментализм вторая половина XVIII – начало XIX века ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА Народно- освободительные
Буржуазия – новая
общественная
сила

В России
1773 - 1775 –
Пугачёвский бунт
и его подавление

Слайд 21

Истоки сентиментализма

Сентиментализм (от английского sentimental — «чувствительный») — течение в европейской литературе

Истоки сентиментализма Сентиментализм (от английского sentimental — «чувствительный») — течение в европейской
и искусстве XVIII века. Был подготовлен кризисом просветительского рационализма, явился завершающим этапом Просвещения. Хронологически в основном предшествовал романтизму, передав ему ряд своих черт.

Наиболее законченное выражение сентиментализм принял в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия — произведения Дж. Томсона, О. Голдсмита, Дж. Крабба, С. Ричардсона, JI. Стерна.

Слайд 22

Сентиментализм

главенство чувства,
а не разума;
высшая ценность – человек,

Сентиментализм главенство чувства, а не разума; высшая ценность – человек, а не
а не государство;
природа – мерило всех
ценностей;
идея нравственного
равенства людей

Sentimental (англ.) - чувствительный

Утверждаемые жизненные ценности

Слайд 23

Основные признаки сентиментализма

Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности.
2. В отличие от классицизма

Основные признаки сентиментализма Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности. 2. В отличие
с его просветительским пафосом, доминантой «человеческой природы» объявлял чувство, а не разум.
3. Условием формирования идеальной личности считал не «разумное переустройство мира», а высвобождение и совершенствование «естественных чувств».
4. Герой литературы сентиментализма более индивидуализирован: по происхождению (или убеждениям) он демократ, богатый духовный мир простолюдина — одно из завоеваний сентиментализма.
5. Однако в отличие от романтизма (предромантизма), сентиментализму чуждо «иррациональное»: противоречивость настроений, импульсивность душе

Слайд 24

Сентиментализм

Эстетический
идеал

Естественность, преданность «натуре», органическая связь с природой.

Искренность, простота, поэтичность, растроганность, умиление

Сентиментализм Эстетический идеал Естественность, преданность «натуре», органическая связь с природой. Искренность, простота,
и грусть

Слайд 25

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ

ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ

Слайд 27

В России представителями сентиментализма являлись: М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (наиб,

В России представителями сентиментализма являлись: М. Н. Муравьев, Н. М. Карамзин (наиб,
известное произв. — «Бедная Лиза»), И. И. Дмитриев, В. В. Капнист, Н. А. Львов, молодой В. А. Жуковский.
Характерные особенности русского сентиментализма:
а) Достаточно четко выражены рационалистические тенденции;
б) Сильна дидактическая (нравоучительная) установка;
в) Просветительские тенденции;
г) Совершенствуя литературный язык, русские сентименталисты обращались к разговорным нормам, вводили просторечия.

Сентиментализм в России

Слайд 28

ЖАНРЫ

ЖАНРЫ

Слайд 29

ТИП ГЕРОЯ

ТИП ГЕРОЯ

Слайд 30

Сентиментализм

СЮЖЕТЫ

Отдельные ситуации
будничной жизни.
Дни в трудах на лоне природы. Изображение
крестьянского быта

Сентиментализм СЮЖЕТЫ Отдельные ситуации будничной жизни. Дни в трудах на лоне природы.
(часто в пасторальных тонах).

Слайд 31

Романтизм
конец XVIII –
начало XIX века

Великая
французская
революция
и разочарование
в её

Романтизм конец XVIII – начало XIX века Великая французская революция и разочарование
итогах
В России
Отечественная война 1812 г.
Народ – истинный герой войны –
закрепощён и бесправен.
Ощущение разочарованности,
неудовлетворённости
в русском обществе.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Слайд 32

Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII—первой половины

Одно из крупнейших направлений в европейской и американской литературе конца XVIII—первой половины
XIX века, получившее всемирное значение и распространение.
В XVIII веке романтическим именовалось все фантастическое, необычное, странное, встречающееся лишь в книгах, а не в действительности. На рубеже XVIII и XIX вв. «романтизмом» начинает именоваться новое литературное направление.

Романтизм

Слайд 33

РОМАНТИЗМ ПРИШЁЛ В РОССИЮ С ЗАПАДА

Его корни уходят в средневековую поэзию трубадуров,

РОМАНТИЗМ ПРИШЁЛ В РОССИЮ С ЗАПАДА Его корни уходят в средневековую поэзию

миннезингеров,
воспевающих любовь.
Центры романтизма:
в Германии – Йенская школа,
в Англии – Озёрная школа.

Слайд 34

Классические страны романтизма — Германия, Англия, Франция.
Начиная с 1840-х гг., романтизм

Классические страны романтизма — Германия, Англия, Франция. Начиная с 1840-х гг., романтизм
в основных европейских странах уступает ведущее положение критическому реализму и отходит ка второй план.

Слайд 35

Своих вершин романтизм достигает в первой трети 19 века в творчестве немецкого

Своих вершин романтизм достигает в первой трети 19 века в творчестве немецкого
писателя Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, англичанина Джорджа Байрона и француза Виктора Гюго

Слайд 36

Утверждаемые жизненные ценности

Романтизм

Romantique(фр.)–таинственное, нереальное

неприятие бездуховности реальной жизни;
бегство от существующей действительности

Утверждаемые жизненные ценности Романтизм Romantique(фр.)–таинственное, нереальное неприятие бездуховности реальной жизни; бегство от

и поиски идеала вне её;
утверждение самоценности духовно-
творческой жизни личности, внимание
к внутреннему миру человека;
свобода

Слайд 37

Эстетический
идеал

Романтизм

Изображение желаемого –
мира мечты

Свобода, мощь, неукротимость,
бурный порыв

Природа как выражение

Эстетический идеал Романтизм Изображение желаемого – мира мечты Свобода, мощь, неукротимость, бурный

стихийного начала
жизни, свободы

Слайд 38

Антипросветительская направленность в романтизме достигает своей наивысшей точки. Социально-идеологические предпосылки — разочарование

Антипросветительская направленность в романтизме достигает своей наивысшей точки. Социально-идеологические предпосылки — разочарование
в результатах Великой французской революции и плодах цивилизации вообще, протест против пошлости, обыденности буржуазной жизни.
Общая пессимистическая направленность — идеи «космического пессимизма», «мировой скорби» (герои произведений Ф. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи и др.). Тема «лежащего во зле» «страшного мира» особо ярко отразилась в «драме рока» или «трагедии рока» (Г. Клейст, Дж. Байрон, Э. Т. А. Гофман, Э. По).
3. Вера во всемогущество духа человека, в его способность к обновлению. Человек— микрокосм, малая вселенная.
В центре романтического произведения всегда стоит сильная, исключительная личность, противостоящая обществу, его законам или морально-нравственным нормам.

Основные признаки романтизма

Слайд 39

4. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются

4. «Двоемирие», то есть разделение мира на реальный и идеальный, которые противопоставляются
друг другу (напр., произведения Гофмана, особенно ярко в: «Золотой горшок», «Щелкунчик», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер»). Романтики противопоставили классицистическому «подражанию природе» творческую активность художника: художник создает свой, особый мир, более прекрасный и истинный.

Основные признаки романтизма

Слайд 40

Романтики первыми обращаются к истории (Вальтер Скотт – создатель жанра исторического

Романтики первыми обращаются к истории (Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа);
романа);

Слайд 41

Характеры даны вне истории, история – декорация (В. Гюго «Собор Парижской

Характеры даны вне истории, история – декорация (В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»);
Богоматери»);

Слайд 42

«Местный колорит». Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, ее

«Местный колорит». Противостоящая обществу личность чувствует духовную близость с природой, ее стихией.
стихией. Именно поэтому у романтиков так часто возникают в качестве места действия экзотические страны и их природа (Восток).

Слайд 43

интерес к национальной самобытности, фольклору (Лермонтов «Песня про ... купца Калашникова»);

интерес к национальной самобытности, фольклору (Лермонтов «Песня про ... купца Калашникова»);

Слайд 44

особое изображение природы – отказ от подражания ей, провозглашение права художника

особое изображение природы – отказ от подражания ей, провозглашение права художника на
на преображение реальности. Романтиков интересует бурная стихия – море, горы, небо; иногда герой вступает с ней в борьбу;

Слайд 45

- тяготение к фантастике, смешению высокого и низкого, трагического и комического, к

- тяготение к фантастике, смешению высокого и низкого, трагического и комического, к
«ночной» стороне движения души, к интуитивному и бессознательному;
- использование символики (например, небо, море, горы – свобода; тюрьма, келья – неволя, роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; кинжал или меч – символы борьбы за свободу);
- отказ от иерархии жанров эпохи классицизма.

Слайд 46

Т
И П Г Е Р О Я

Т И П Г Е Р О Я

Слайд 47

РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ

Конфликт между личностью и обществом; неразрешим, несёт с собой смерть

РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ Конфликт между личностью и обществом; неразрешим, несёт с собой смерть героя
героя

Слайд 48

Романтизм

СЮЖЕТЫ

Конфликт героя и общества.
Поединок личности и судьбы.
Действия героя в
необычных, исключительных

Романтизм СЮЖЕТЫ Конфликт героя и общества. Поединок личности и судьбы. Действия героя
обстоятельствах:
экзотические страны,
нецивилизованные народы,
потусторонний мир

Слайд 49

ЖАНРЫ

ЖАНРЫ

Слайд 50

Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни — общенациональным

Зарождение романтизма в России связано с общественно-идеологической атмосферой русской жизни — общенациональным
подъемом после войны 1812 года. Все это обусловило не только становление, но и особый характер романтизма поэтов-декабристов (напр., К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский), чье творчество было одушевлено идеей гражданского служения, проникнуто пафосом вольнолюбия и борьбы.
Характерные особенности романтизма в России:
а) Форсированность развития литературы в России в начале XIX века обусловило «набегание» и совмещение различных стадий, которые в других странах переживались поэтапно. В русском романтизме переплелись предромантические тенденции с тенденциями классицизма и Просвещения.
б) Более ярко выраженная социальная направленность русского романтизма. Напр., поэзия декабристов, произведения М. Ю. Лермонтова.

Романтизм в России

Слайд 51

В русском романтизме получают особенное развитие такие жанры, как элегия, идиллия. Очень

В русском романтизме получают особенное развитие такие жанры, как элегия, идиллия. Очень
важным для самоопределения русского романтизма было развитие баллады (напр., в творчестве В. А. Жуковского).
Резче всего контуры русского романтизма определились с возникновением жанра лиро-эпической поэмы (южные поэмы А. С. Пушкина, произведения И. И. Козлова, К. Ф. Рылеева, М. Ю. Лермонтова и др.).
Развивается исторический роман, как большая эпическая форма (М. Н. Загоскин, И. И. Лажечников).
Особый путь создания большой эпической формы — циклизация, то есть объединение внешне самостоятельных (и частично печатавшихся отдельно) произведений («Двойник или Мои вечера в Малороссии» А. Погорельского, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова, «Русские ночи» В. Ф. Одоевского).

Романтизм в России

Слайд 52

Баллада В.А.Жуковского «Светлана»

Баллада В.А.Жуковского «Светлана»

Слайд 53

Большую роль в становлении pyccкoгo романтизма сыграл Константин Николаевич Батюшков.
Eгo лирика

Большую роль в становлении pyccкoгo романтизма сыграл Константин Николаевич Батюшков. Eгo лирика
предстает как поэтизированная автобиография - «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь». Творчество Батюшкова отличают совершенство стиха, поиски новых художественных форм, глубокий психологизм

К. Н.Батюшков (1787-1855)

Слайд 54

Натурализм

Натурализм Натурализм (от латинского natura — «природа») — литературное направление, сложившееся в

Натурализм Натурализм Натурализм (от латинского natura — «природа») — литературное направление, сложившееся
последней трети XIX века в Европе и США.
Характерные особенности натурализма:
Стремление к объективному, точному и бесстрастному изображению реальности и человеческого характера, обусловленного физиологической природой и средой, понимаемой преимущественно как непосредственное бытовое и материальное окружение.
Основной задачей натуралистов было изучить общество с той же полнотой, с какой естествоиспытатель изучает природу.
2. Художественное произведение рассматривалось как «человеческий документ», а основным эстетическим критерием считалась полнота осуществленного в нем познавательного акта.
3. Натуралисты отказывались от морализования.

Слайд 55

Развитие натурализма

Особое развитие натурализм получил во Франции — например, к натурализму относится

Развитие натурализма Особое развитие натурализм получил во Франции — например, к натурализму
творчество таких писателей, как Г. Флобер, братья Э. и Ж. Гонкур, Э. Золя (который разработал теорию натурализма).
В России натурализм не получил широкого распространения, он сыграл лишь определенную роль на начальном этапе развития русского реализма.

Слайд 56

«Натуральная школа»

Термин впервые был употреблен Ф.В.Булгариным как презрительная кличка в адрес литературной

«Натуральная школа» Термин впервые был употреблен Ф.В.Булгариным как презрительная кличка в адрес
молодежи 1840-х годов.
Термин был переосмыслен В.Г.Белинским:
«натуральное- правдивое изображение действительности».

Слайд 57

Писатели «натуральной школы»

Писатели «натуральной школы»

Слайд 58

Основные принципы «натуральной школы»:

подражание действительности;
создание «энциклопедии русской жизни.
Основные жанры «натуральной школы» — очерк,

Основные принципы «натуральной школы»: подражание действительности; создание «энциклопедии русской жизни. Основные жанры
социальная повесть, социально-психологический роман.
Писатели этого направления отдавали приоритет социальной проблематике, развивали темы «маленького человека», «героя времени», «эмансипации женщины».

Слайд 59

Реализм
с 30-х годов
XIX века

Осмысление
итогов революций,
поиск реальных
путей пересоздания
действительности

В

Реализм с 30-х годов XIX века Осмысление итогов революций, поиск реальных путей
России
противостояние
дворянской и
разночинно-демократической
культур

ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА

Слайд 60

Утверждаемые жизненные ценности

Реализм

Realis (лат.) – вещественный,
действительный

стремление к познанию
человека

Утверждаемые жизненные ценности Реализм Realis (лат.) – вещественный, действительный стремление к познанию
и мира;
открытие законов
существования
человека и общества

Слайд 61

Реализм (от позднелатинского realis — вещественный, действительный) — литературное и художественное направление

Реализм (от позднелатинского realis — вещественный, действительный) — литературное и художественное направление
XIX—XX вв.
Берет свое начало в Возрождении (так называемый «Ренессансный реализм») или в Просвещении («просветительский реализм»).
Черты реализма отмечаются в древнем и средневековом фольклоре, античной литературе.

Слайд 62

Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
2. Литература

Художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. 2. Литература
в реализме является средством познания человеком себя и окружающего мира.
3. Познание действительности идет при помощи образов, создаваемых посредством типизации фактов действительности («типические характеры в типической обстановке»). Типизация характеров в реализме осуществляется через «правдивость деталей» в «конкретностях» условий бытия персонажей.
4. Реалистическое искусство — искусство жизнеутверждающее, даже при трагическом разрешении конфликта. Философское основание этому — гностицизм, вера в познаваемость и адекватное отражение окружающего мира, в отличие, например, от романтизма.
5. Реалистическому искусству присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать и запечатлевать возникновение и развитие новых форм жизни и социальных отношений, новых психологических типов.

Основные черты реализма

Слайд 63

Верность
действительности,
передача
сущности жизни,
значительность
идей

Изображение
жизни
в её развитии

Принцип
историзма

Принцип

Верность действительности, передача сущности жизни, значительность идей Изображение жизни в её развитии

народности

Психологизм;
высокая
художественность

Реализм

Слайд 65

Тема «маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

 

Тема «маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Слайд 66

СЮЖЕТЫ

Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. Изображает отношения человека и окружающей

СЮЖЕТЫ Подробно и объективно воссозданные картины национального быта. Изображает отношения человека и
среды. Человеческий характер раскрывается в связи с социальными обстоятельствами.

Реализм

Слайд 67

ЖАНРЫ

ЖАНРЫ
Имя файла: Лит.-направления-19-века-3-урок.pptx
Количество просмотров: 58
Количество скачиваний: 1