Литература ХХ века: массовая литература, модернизм

Содержание

Слайд 2

В ХХ веке складывается массовая культура, в которую входят, в том числе,

В ХХ веке складывается массовая культура, в которую входят, в том числе,
реклама и литература
литература

литература «культурного запроса» («концептуальноавторская», элитарная)

литература «массового спроса» (литературная «индустрия», массовая беллетристика)

Слайд 3

Массовая культура

Увеличилось время для отдыха за счет как сокращения рабочего времени, так

Массовая культура Увеличилось время для отдыха за счет как сокращения рабочего времени,
и развития техники, освобождавшей человека от многих необходимых ранее трудовых операций, особенно в домашнем хозяйстве.
В результате возникла потребность в досуге у самых широких слоев общества. Заполнение этого досуга стало задачей массовой культуры.
Индустрия досуга — фильмы, развлекательная литература, эстрадный юмор с максимально упрощенным содержанием, поп-музыка и т.д.

Слайд 4

Предметы массовой культуры должны быть занимательными по содержанию и доступными по форме,

Предметы массовой культуры должны быть занимательными по содержанию и доступными по форме,
иметь четкий сюжет с интригой и принадлежать конкретному жанру.

Общедоступность: опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное;
эскапизм — бегство от действительности;
быстродоступность и быстрозабываемость;
традиционность и консерватизм (в идеологии, ценностях);
оперирование средней языковой семиотической нормой;
занимательность.

Слайд 5

Компенсаторная функция массовой культуры

Массовая культура играет значительную роль в современном механизме снятия

Компенсаторная функция массовой культуры Массовая культура играет значительную роль в современном механизме
стрессов и напряжений.
Зритель или читатель идентифицирует себя с героями художественного произведения, стремясь к идеалу, который воплощает несбывшиеся мечты.
Массовая культура выступает в качестве иллюзорной компенсации за несправедливость жизни — отсутствие денег, успеха, признания и т.д. Успокаивает, дает иллюзию стабильности и предсказуемости жизни (добро побеждает, герои вступают в брак и т.п.).
Ее потребитель получает возможность на время отвлечься от своих проблем, отождествить себя с благополучным героем, разнообразить свое эмоционально бедное существование.

Слайд 6

Ориентация на коммерческий спрос и использование готовых моделей.

1. Серийность. Циклизация, присутствие переходящих

Ориентация на коммерческий спрос и использование готовых моделей. 1. Серийность. Циклизация, присутствие
из одного произведения в другое «культовых» персонажей, широкое распространение разного рода издательских коллекций. Принципиальная незавершаемость.
2. Жанровость. Канон успокаивает читателя, гарантирует определенный сюжет и финал. Жанровые границы становятся жесткими, жанровые модификации дробными: не роман, а «женский роман», «фантастический роман» и т.д.
3. Ослабление авторского начала.
4. Понятный язык. Нейтральный, демократичный стиль, лексика.
5. Happy end.

Слайд 7

Детективный жанр

Истоки: детективные новеллы Э.А. По,
произведения Артура Конан Дойла,
Герберта Кита

Детективный жанр Истоки: детективные новеллы Э.А. По, произведения Артура Конан Дойла, Герберта
Честертона,
Агаты Кристи, Жоржа Сименона.
схема ситуаций,
схема сюжетов,
схема системы персонажей,
схематичность в применении художественных средств, ретроспективная композиция, достаточно простой язык.
Разновидности: английский, французский, американский.
Множество поджанров: политический, мистический, женский, иронический.

Слайд 8

Шпионский роман

Вершиной этого популярного жанра стали 12 романов английского писателя Яна Флеминга

Шпионский роман Вершиной этого популярного жанра стали 12 романов английского писателя Яна
о Джеймсе Бонде, агенте 007.

Слайд 9

Триллер (от англ. thrill — вызывать трепет)

Восходит к новеллам Э.А. По. Признанный

Триллер (от англ. thrill — вызывать трепет) Восходит к новеллам Э.А. По.
классик - Стивен Кинг.
Поджанры: хоррор, мистический, детективный и т.д.

Слайд 10

Фантастика

Восходит к произведениям Жюля Верна (свыше 65 научно-фантастических романов) и Герберта Уэллса

Фантастика Восходит к произведениям Жюля Верна (свыше 65 научно-фантастических романов) и Герберта
(романы «Человек-невидимка», «Война миров» и др.).
Поджанры:
научно-популярная,
космическая, социальная и т.д.
Множество громких имен:
Рей Бредбери, Айзек Азимов,
Курт Воннегут, Филипп Дик,
Роберт Хайнлайн, Станислав Лем,
братья А.и Б. Стругацкие.

Слайд 11

Фэнтези

Родоначальник Джон Рональд Руэл Толкиен, «Властелин колец» (на основе моделей фольклорной волшебной

Фэнтези Родоначальник Джон Рональд Руэл Толкиен, «Властелин колец» (на основе моделей фольклорной
сказки). Определил сюжетную структуру, систему персонажей.
мир предполагаемого Средневековья,
присутствие магии (в том числе бытовой),
в центре сюжета – конфликт Добра и Зла, завершающийся победой (часто временной) Добра.
Огромное количество поджанров.

Слайд 12

Женский роман

Истоки этого жанра можно обнаружить в классической литературе (романы Джейн Остин,

Женский роман Истоки этого жанра можно обнаружить в классической литературе (романы Джейн
Жермены де Сталь, Жорж Санд, «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте).
Лучшие образчики жанра:
«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл,
«Поющие в терновнике» Колин Маккалоу
В центре любовный сюжет и главная героиня с ее переживаниями.

Слайд 13

Элитарная, авторская литература
Принципы прозы ХХ века:
Неомифологизм.
Специфика в отношении границ иллюзии и реальности.
Приоритет

Элитарная, авторская литература Принципы прозы ХХ века: Неомифологизм. Специфика в отношении границ
стиля над сюжетом.
Нарушение принципов связности текста.

Слайд 14

Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний»)

Модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний»)

Модернизм — общее название разнородных направлений в искусстве и литературе, объединенных своей противопоставленностью реалистической и романтической моделям.
Термин появился в конце XIX в. и закрепился за нереалистическими течениями и явлениями в литературе и искусстве. Как сложившаяся система модернизм выступает с 1920-х гг.
Направление, характеризующееся разрывом с предшествующим историческим опытом художественного творчества, стремлением утвердить новые нетрадиционные начала в искусстве, непрерывным обновлением художественных форм. Попытка создать новый художественный язык, чтобы отразить тотальную переоценку ценностей человечества.

Слайд 15

Основные различия между модернизмом и реализмом

Реализм стремился к описанию существующей реальности, модернизм

Основные различия между модернизмом и реализмом Реализм стремился к описанию существующей реальности,
стремился моделировать свою реальность.
Для реалистической литературы характерная «семейственность», изображение семьи и человека как ее части. Модернисты либо вообще не касаются семьи, либо рисуют ее распад.
Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций.
Появился стиль (прием), получивший название «поток сознания» (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев.

Слайд 16

Поток сознания

Попытка непосредственного воспроизведения ментальной жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности, оборванности

Поток сознания Попытка непосредственного воспроизведения ментальной жизни сознания посредством сцепления ассоциаций, нелинейности,
синтаксиса.
Сознание подобно ручью, в котором все мысли, чувства, эмоции ощущения, ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо переплетаются подобно тому, как это происходит в сновидении.
Представляется собой форму, имитирующую устную речь, внутренний монолог. Несомненно связан с достижениями в психологии, с психоанализом, утверждавшим важность свободных ассоциаций.

Слайд 17

Виднейшие писатели и поэты эпохи модернизма

Марсель Пруст
Джеймс Джойс
Франц Кафка
Уильям Фолкнер
Герман

Виднейшие писатели и поэты эпохи модернизма Марсель Пруст Джеймс Джойс Франц Кафка
Гессе
Вирджиния Вулф
Эрнест Хеминуэй
Жан-Поль Сартр
Альбер Камю
Эжен Ионеско

Слайд 18

Марсель Пруст (1871-1922)

Роман «В поисках утраченного времени» (7 частей) охватывает более

Марсель Пруст (1871-1922) Роман «В поисках утраченного времени» (7 частей) охватывает более
50 лет. 4000 страниц, почти 1 500 000 слов.
Искусство не копирует, а создает жизнь.
Механизмы возращения утерянного времени.
Ассоциативная логика построения текста.

Слайд 19

Франц Кафка (1883-1924)

Романы «Замок», «Америка», «Процесс». Новеллы.
Кафка оставил наследие, полное загадок. Все

Франц Кафка (1883-1924) Романы «Замок», «Америка», «Процесс». Новеллы. Кафка оставил наследие, полное
попытки исследователей втиснуть писателя в рамки того или иного направления, причислить его только к экспрессионистам, сюрреалистам или абсурдистам не давали удовлетворительного результата.
Манера повествования Кафки более традиционная. Отсутствует техника потока сознания.
Поэтика определяется эстетикой сновидения (кошмара) и абсурда.

Слайд 20

Джеймс Джойс (1882-1941)

Роман «Улисс». Манифест модернизма и одна из самых блестящих, многогранных,

Джеймс Джойс (1882-1941) Роман «Улисс». Манифест модернизма и одна из самых блестящих,
полифонических и шокирующих книг 20-го века. Классика потока сознания.
Огромный роман, в котором описан 1 день из жизни заурядного человека.
Форма является носителем содержания. Формотворчество.
Стремление передать технологии мышления и творческого процесса.
Стремление к обобщению культурного опыта, отсылки к мировой культуре и литературе, обильное цитирование.
Имя файла: Литература-ХХ-века:-массовая-литература,-модернизм.pptx
Количество просмотров: 48
Количество скачиваний: 0