Слайд 2ПРИЧИНЫ СТРЕМИТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
В культуру XVIII век вошел под
названием "век Просвещения", или "век Разума". Екатерина II вела политику Просвещённого абсолютизма, что и способствовало стремительному продвижениюлитературы. "Просвещение" — такое же обозначение культурной эпохи, как "античность", "средневековье" или "Возрождение", то есть у этого термина самый широкий смысл. Просвещение создало свою особую картину мира на основе которой возник новый этап в искусствах.
Слайд 3ЛИТЕРАТУРА, КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Русская литература XVIII века была верным зеркалом
русской общественной жизни: все изменения в характере этой жизни полно и точно отразились в литературе. По литературным произведениям этой эпохи можно проследить, как зародилось русское общество, еще отсутствовавшее при Петре Великом, как оно воспиталось под влиянием «просвещенного абсолютизма», как доросло, до такой степени самосознания, что, при императрице Екатерине II, рискнуло бороться с этим «просвещенным абсолютизмом» во имя самостоятельности своего развития (Новиков, Радищев). Это привело к прояснению в русском обществе двух противоположных мировоззрений – консервативных и либеральных.
Слайд 4ЗАРОЖДЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ В XVIII ВЕКА
В русской литературе 18 века начинает складываться
первое самостоятельно направление – классицизм. Классицизм развился на основе образцов античной литературы и искусства эпохи Возрождения. На развитие русской литературы в 18 веке, большое влияние оказали петровские реформы, а также школа европейского просвещения.
Слайд 5ЗАРОЖДЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ В XVIII ВЕКА
В конце 18 века, складывается такое литературное
направление, как сентиментализм. Сентиментализм – направлен на исследование внутреннего мира человека, психологии личности, переживаний и эмоций. Расцветом русского сентиментализма в русской литературе 18 века стали произведения Радищева и Карамзина. Карамзин, в повести «Бедная Лиза» высказал интересные вещи, ставшие смелым откровением для русского общества 18 века.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА
Большим человеком 18 века был и
А. П. Сумароков(1717 - 1777). В его творчестве получили развитие жанры трагедии и комедии. Драматургия Сумарокова, способствовала пробуждению в людях человеческого достоинства и высших нравственных идеалов В сатирических произведениях русской литературы 18 века отметился Антиох Кантемир. Он был замечательным сатириком, высмеивал дворян, пьянство и корысть. Во второй половине 18 века, начался поиск новых форм. Классицизм переставал отвечать потребностям общества.
Слайд 7ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА
Крупнейшим поэтом в русской литературе 18
века стал Гаврила Романович Державин(1743 – 1816). Его творчество разрушало рамки классицизма, и вносило живую разговорную речь в литературный слог.Предназначение поэта, в понимании Г. Р. Державина — прославление великих поступков и порицание дурных. В оде «Фелица» он прославляет просвещённую монархию, которую олицетворяет правление Екатерины II. Умная, справедливая императрица противопоставляется алчным и корыстным придворным вельможам.Державин был замечательным поэтом, мыслящим человеком, поэтом – философом.
Слайд 8ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА
В начале 1760-х годов Денис Иванович
Фонвизин(1745 – 1792) создает свои первые произведения. Раннее его творчество отличалось острой сатирической направленностью. В 1760 году в «Литературном наследстве» был опубликован так называемый «ранний» «Недоросль».Успех премьеры «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами. Параллельно писатель занимался переводами.Успех премьеры «Недоросля» во время премьеры был настолько велик, что зрители, по принятому в то время обычаю, забросали сцену кошельками с деньгами.
Слайд 9ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТИ В ЛИТЕРАТУРЕ XVIII ВЕКА
Отдавая дань времени, в своей литературной
деятельности Ломоносов(1711 – 1765) обращался в основном к одам, поэтическим произведениям торжественного характера, которые посвящались высокопоставленным лицам и прославляли их прогрессивную деятельность на благо развития науки и страны в целом. Естественно, что лексика этих произведений была высокая, торжественная, с использованием образов античных богов и героев.
Жанр оды позволял соединить в большом стихотворении лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение.К таким произведениям относится ода, посвященная дочери Петра I для Ломоносова - "просвещенный монарх", "отец Отечества", "неустанный строитель".