Любовь в романе И.С. Тургенева Отцы и дети

Содержание

Слайд 2


Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь И.С. Тургенев
держится и движется жизнь
И.С. Тургенев

Слайд 3

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь , через самое

В любом тургеневском романе герои проведены через любовь , через самое личное
личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя.

Слайд 4

Цель урока:
раскрыть суть отношений героев;
понять, для чего
автор испытывает героев любовью.

Цель урока: раскрыть суть отношений героев; понять, для чего автор испытывает героев любовью.

Слайд 5

Любовные линии в романе «Отцы и дети»:

Базаров Одинцова;
Николай Петрович Фенечка;
Павел Петрович Княгиня

Любовные линии в романе «Отцы и дети»: Базаров Одинцова; Николай Петрович Фенечка;
Р.;
Аркадий Катя

Слайд 6

Павел Петрович и Княгиня Р

Павел Петрович и Княгиня Р

Слайд 7

Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти

Работая над лексикой VII главы, покажите, как изменился Павел Петрович после смерти
княгини Р.
Найдите ключевые слова, характеризующие княгиню Р. Подтвердите неопределенность и загадочность героини. Как образ княгини Р. помогает в понимании характера Павла Петровича? Как любовь Павла Петровича к княгине Р. помогает понять образ Базарова?
Используя текст XXIV главы, объясните, почему Павел Петрович интересовался Фенечкой.

Слайд 8

Павел Петрович и Княгиня Р

Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь Павла Петровича,

Павел Петрович и Княгиня Р Эта любовь — любовь-наваждение, которая «сломала» жизнь
он уже не мог жить по-прежнему после смерти княгини. Эта любовь не принесла ничего людям, кроме муки.

Слайд 9

Николай Петрович и Фенечка

Николай Петрович и Фенечка

Слайд 10

Расскажите историю Фенечки, выделите ее основные черты. Какова композиционная роль этого образа?
Сравните

Расскажите историю Фенечки, выделите ее основные черты. Какова композиционная роль этого образа?
переживания Николая Петровича (конец VIII главы) с переживаниями Павла Петровича.
Сопоставьте любовь братьев. Что общего и в чем разница в их чувствах? Какова роль любовных историй братьев в понимании образа Базарова?

Слайд 11

Николай Петрович и Фенечка

Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста. Если отношения Павла

Николай Петрович и Фенечка Любовь Николая Петровича и Фенечки естественна и проста.
Петровича и княгини Р. не могли воплотиться в брак, семью, они напоминали костер, который вспыхнул, а потом долго тлели угли, то отношения Николая Петровича и Фенечки — это прежде всего семья, сын. Их любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.

Слайд 12

Базаров и Одинцова

Базаров и Одинцова

Слайд 13

Используя текст VII, XIV и ХVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
Наблюдая за лексикой XIV,

Используя текст VII, XIV и ХVII глав, охарактеризуйте отношение Базарова к женщине.
XV, XVI глав, проследите, как незаметно меняется Базаров, как постепенно исчезает цинизм, появляется смущение.

Слайд 14

Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова.

Расскажите об Одинцовой, докажите, что она могла бы понять Базарова.

Слайд 15

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Сравните две сцены

Опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает страшные душевные муки. Сравните две
объяснения Базарова — поздним вечером и днем (XVII, XVIII главы). Почему объяснение произошло днем, когда уже не было того очарования ночи, которое «вливается в душу и заставляет ее трепетать»?

Слайд 16

Почему не могла состояться любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI и XVIII

Почему не могла состояться любовь героев? Докажите свое мнение, используя текст XVI
глав.
Виновата ли Одинцова, не отвечая Базарову?
Охарактеризуйте поведение Базарова после объяснения. «Растоптала» ли любовь Базарова?

Слайд 17

Базаров и Одинцова

Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый, циничный

Базаров и Одинцова Любовь-страсть Базарова раздваивает его душу, показывая, что этот грубый,
нигилист может быть романтиком. Любовь Базарова на первый взгляд похожа на любовь Павла Петровича, она тоже не состоялась, но любовь не «растоптала» Базарова, после объяснения Базаров с головой уходит в работу. Критики П. Г. Пустовойт и А. Г. Цейтлин считают, что любовь «низводит» Базарова с пьедестала. Если согласиться с этой точкой зрения, то тогда Базаров и Павел Петрович похожи. Испытание любовью показывает, что Базаров способен любить по-настоящему, страстно, глубоко.

Слайд 18

Аркадий и Катя

Аркадий и Катя

Слайд 19

Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV). Зачем в романе показана

Проследите по тексту, как относится Аркадий к Анне Сергеевне Одинцовой (глава XIV).
влюбленность Аркадия в Анну Сергеевну?
Опираясь на текст, докажите, что Аркадий меняется («возвращается» к себе истинному) под влиянием Кати (главы XXV, XXVI).
Какова идейно-композиционная роль образа Кати?

Слайд 20

Аркадий и Катя

Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь и потрясений, которая

Аркадий и Катя Земная любовь Аркадия и Кати, состоявшаяся любовь без бурь
естественно перейдет в брак, напоминает любовь Николая Петровича и Фенечки. Таким образом, в отношении к любви похожи отец и сын.

Слайд 21

Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение.
Базаров и Одинцова – любовь –

Павел Петрович и княгиня Р. – любовь-наваждение. Базаров и Одинцова – любовь
страсть.
Николай Петрович и Фенечка – любовь-семья (естественность и простота).
Аркадий и Катя – земная любовь.

Слайд 22

Тургенев и Полина Виардо

Тургенев и Полина Виардо

Слайд 24

Высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство;

Высказывания самого Тургенева о сущности любви: “Любовь – вовсе даже не чувство;
она – болезнь, известное состояние души и тела; она не развивается постепенно; в ней нельзя сомневаться, с ней нельзя хитрить; обыкновенно она овладевает человеком без спроса, против его воли – ни дать ни взять холера или лихорадка. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин”.