Гончаров - Обломов (1)

Содержание

Слайд 2

И.А. Гончаров «Обломов»

«Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет

И.А. Гончаров «Обломов» «Пока остается хоть один русский, - до тех пор будет помнить Обломова» И.С.Тургенев
помнить Обломова»
И.С.Тургенев

Слайд 3

Замысел романа

Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского

Замысел романа Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского
воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие.

Слайд 4

Главная тема романа

Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место

Главная тема романа Главная тема романа – судьба поколения, ищущего свое место
в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь.

Слайд 5

Идейная направленность

«Я старался показать в «Обломове», как и отчего у

Идейная направленность «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас
нас люди превращаются прежде времени в ... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».
И.А.Гончаров

Слайд 6

В романе поставлены вопросы

о подлинной дружбе, любви,
о гуманизме,
о

В романе поставлены вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии
равноправии женщины,
о настоящем счастье,
осуждает дворянский романтизм.

Слайд 7

Идейный стержень романа

«Обломовщина» – это отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к труду,

Идейный стержень романа «Обломовщина» – это отсутствие высокой цели жизни, пренебрежение к
стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни .

Слайд 8

Понятие «обломовщина»

Понятие «обломовщина»

Слайд 9

Значение «Сна Обломова» в композиции романа

Сон раскрывает представления героя об идеале.

Значение «Сна Обломова» в композиции романа Сон раскрывает представления героя об идеале.
Детство формирует человека, закладывает нравственный фундамент, жизненные принципы.
Дворянская усадьба – вот колыбель, в которой воспитывались праздные, апатичные, безвольные люди.
Гончаров нанес удар по всей крепостной системе.

Слайд 10

Композиция романа

показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет

Композиция романа показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет
человек, превращаясь в мертвую душу.
Все действия происходят вокруг главного героя — Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в первой части). Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Слайд 11

Место действия романа

Петербург
(только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в

Место действия романа Петербург (только в IX главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).
Обломовку).

Слайд 12

Экспозиция романа

Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй части.

Экспозиция романа Экспозицию составляют первая часть романа и две первые главы второй
Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

Слайд 13

Завязка романа

В III и V гл. второй части завязывается узел события —

Завязка романа В III и V гл. второй части завязывается узел события
знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

Слайд 14

Развитие действия

VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к Ольге

Развитие действия VI-XI главы этой части - развитие действия. Чувство Обломова к
крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чем мы узнаем из его письма к Ольге.

Слайд 15

Кульминация романа

Кульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в любви

Кульминация романа Кульминация — XII глава третьей час­ти. Илья Ильич объяснился в
Ольге. Но он не может пожертво­вать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву.

Слайд 16

Развязка романа

Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В них

Развязка романа Этому посвящены XI-XII главы третьей части, которые составляют развязку. В
показана несостоятельность и банкротство Обломова.

Слайд 17

Постпозиция романа

В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия

Постпозиция романа В четвертой части - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные
жизни в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция. Параллельно показаны взаимоотношения Ольги и Штольца.

Слайд 18

Эпилог романа

В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти Обломова,

Эпилог романа В эпилоге (XI гл. четвертой части) Гончаров говорит о смерти
судьбе Захара, Штольца, Ольги. Эта глава объясняет смысл «обломовщины». Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлетов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И все это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.

Слайд 19

Сюжет романа

По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Сюжет романа По поводу сюжета существуют две точки зрения.

Слайд 20

Сюжет романа

Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов — Ольга

Сюжет романа Первая утвержда­ет, что в романе две сюжетные линии: Обломов —
и Штольц – Ольга . Ольга связывает обе линии воедино, но идейное противопоставление героев остается.
Вторая точка зрения профессора А.Г. Цейтлина, считающего, что в романе одна сюжетная линия. В романе все события подчинены одной цели — показать постепенное превращение Обломова в «мертвую душу». Главы же, в которых воссоздаются отношения Штольца и Ольги, призваны оттенить судьбу Обломова.

Слайд 21

Язык героев романа

Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц — люди

Язык героев романа Своеобразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц —
образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев.

Слайд 22

Критические отклики

В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость

Критические отклики В таланте Гончарова главную роль играет «изящность и тонкость кисти»,
кисти», «верность рисунка», преобладание художественного изображения над прямой авторской мыслью и приговором.
В.Г. Белинский