Любовная лирика Ф.И. Тютчева

Содержание

Слайд 2

«Жизни блаженство в одной лишь любви»
Одной из центральных в зрелой лирике Ф.И.

«Жизни блаженство в одной лишь любви» Одной из центральных в зрелой лирике
Тютчева является тема любви. Пронзительно - гениальная любовная лирика поэта отразила его личную жизнь, полную страданий, трагедий, разочарований.

Слайд 4

Какую роль в судьбе и творчестве Тютчева сыграла каждая из них? Разную,но

Какую роль в судьбе и творчестве Тютчева сыграла каждая из них? Разную,но
с полным правом о каждой из них можно сказать:
“Любила ты, и так как ты любить, нет, никому еще не удавалось”.

Слайд 5

После окончания университета Тютчеву предстояло служить в Коллегии иностранных дел. И

После окончания университета Тютчеву предстояло служить в Коллегии иностранных дел. И в
в 1822 году он был назначен чиновником русской миссии в Мюнхене, столице Баварии (в ту пору самостоятельного государства).

Слайд 6

Амалия Максимилиановна Лерхенфельд (Крюденер)
Вскоре после приезда в Мюнхен Тютчев влюбился в

Амалия Максимилиановна Лерхенфельд (Крюденер) Вскоре после приезда в Мюнхен Тютчев влюбился в
16-летнюю красавицу Амалию фон Лерхенфельд.
Амалия была одарена редкостной, уникальной красотой. Ею восхищались позднее такие люди, как Генрих Гейне (он называл её «божественной Амалией», «сестрой» Венеры Медицейской), Пушкин, Николай I. Баварский король Людвиг I заказал портрет Амалии для собираемой им галереи европейских красавиц.

Слайд 7

Твой милый взор, невинной страсти полный, Златой рассвет небесных чувств твоих Не мог, увы!

Твой милый взор, невинной страсти полный, Златой рассвет небесных чувств твоих Не
Умилостивить их – Он служит им укорою безмолвной. Сии сердца, в которых правды нет, Они, о друг, бегут, как приговора, Твоей любви младенческого взора, Он страшен им, как память детских лет. Но для меня сей взор благодеянье; Как жизни ключ, в душевной глубине Твой взор живит и будет жить во мне: Он нужен ей, как небо и дыханье. Таков горе духов блаженных свет, Лишь в небесах сияет он, небесный; В ночи греха, на дне ужасной бездны, Сей чистый огнь, как пламень адский, жжёт. 1824

Слайд 8

«Мы познакомились во второй половине 1823г. Я была пятью годами моложе его.

«Мы познакомились во второй половине 1823г. Я была пятью годами моложе его.
Отец мой был дипломатом. Мы почувствовали симпатию друг к другу. Часто совершали прогулки по прекрасному Дунаю».

Слайд 9

Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы были двое; Внизу,

Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край. День вечерел; мы
в тени, шумел Дунай. И на холму, там, где, белея, Руина замка в дол глядит, Стояла ты, младая фея, На мшистый опершись гранит, Ногой младенческой касаясь Обломков груды вековой; И солнце медлило, прощаясь С холмом, и замком, и тобой. И ветер тихий мимолётом Твоей одеждою играл И с диких яблонь цвет за цветом На плечи юные свевал. Ты беззаботно вдаль глядела… Край неба дымно гас в лучах; День догорал; звучнее пела Река в померкших берегах. И ты с весёлостью беспечной Счастливый провожала день: И сладко жизни быстротечной Над нами пролетала тень. 1836

Слайд 10

Через 30 лет после их последней встречи они вновь увиделись в Германии

Через 30 лет после их последней встречи они вновь увиделись в Германии
на лечении летом 1870 г.
В это время сюда съезжалась вся европейская и русская знать, многие знали Тютчева. Но самой радостной была встреча с Амалией. Прогулки с пожилой но все еще сохранявшей привлекательность графиней, вдохновили Тютчева на создание прекрасного стихотворения «Я встретил вас…» (на стихи положен романс “Я встретил вас).
Последняя его встреча произошла 31 марта 1873г., разбитый параличом поэт увидел у своей постели Амалию. Лицо его просветлело, в глазах показались слезы. Он долго смотрел на нее, не говоря ни слова.

Слайд 11

Ф.И. Тютчев А.С. Пушкин К.Б. К***

Я встретил вас –

Ф.И. Тютчев А.С. Пушкин К.Б. К*** Я встретил вас – и всё
и всё былое Я помню чудное мгновенье:
В отжившем сердце ожило; Передо мной явилась ты,
Я вспомнил время золотое – Как мимолётное виденье,
И сердцу стало так тепло… Как гений чистой красоты.
Как поздней осени порою В томленьях грусти безнадежной,
Бывают дни, бывает час, В тревогах шумной суеты,
Когда повеет вдруг весною Звучал мне долго голос нежный
И что-то встрепенётся в нас, - И снились милые черты.
Так, весь обвеян дуновеньем Шли годы. Бурь порыв мятежный
Тех лет душевной полноты, Рассеял прежние мечты,
С давно забытым упоеньем И и забыл твой голос нежный,
Смотрю на милые черты Твои небесные черты.
Как после вековой разлуки В глуши, во мраке заточенья
Гляжу на вас, как бы во сне, - Тянулись тихо дни мои
И вот – слышнее стали звуки, Без божества, без вдохновенья,
Не умолкавшие по мне… Без слёз, без жизни, без любви.
Тут не одно воспоминанье, Душе настало пробужденье:
Тут жизнь заговорила вновь, - И вот опять явилась ты,
И то же в вас очарованье, Как мимолётное виденье,
И та ж в душе моей любовь!.. Как гений чистой красоты.
26 июля 1870
И сердце бьётся в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слёзы, и любовь.
1825

Слайд 13

Репродукции полотен русских художников второй половины XIX века

"Всадница" К.Брюллов

"Лунная ночь" И.Крамской

Репродукции полотен русских художников второй половины XIX века "Всадница" К.Брюллов "Лунная ночь" И.Крамской "Неравный брак" Пукирев

"Неравный брак" Пукирев

Слайд 14

5 марта 1826 года Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, урождённой графине

5 марта 1826 года Тютчев женился на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер.
Ботмер. Это был во многих отношениях необычный, странный брак. Двадцатидвухлетний Тютчев тайно обвенчался (ещё и через два года в Мюнхене, по свидетельству Генриха Гейне, не знали об этой свадьбе) с совсем недавно овдовевшей женщиной, матерью четырёх сыновей в возрасте от одного до семи лет, к тому же с женщиной, которая была на четыре года старше его. Но так или иначе Тютчев не совершил ошибки. Элеонора беспредельно полюбила его. «…Нигде человек не был столь любим другим человеком, сколь я любим ею. Я могу сказать <…>, что в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда ради моего благополучия она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня», - писал Тютчев впоследствии в одном из писем к родителям.

Слайд 15

Элеонора Фёдоровна Ботмер (Петерсон)

В часы, когда бывает И с тверди благосклонной,
Так тяжко

Элеонора Фёдоровна Ботмер (Петерсон) В часы, когда бывает И с тверди благосклонной,
на груди, С лазуревых высот
И сердце изнывает, Вдруг воздух благовонный
И тьма лишь впереди; В окно на нас пахнёт…
Без сил и без движенья, Уроков и советов
Мы так удручены, Они нам не несут,
Что даже утешенья И от судьбы наветов
Друзей нам не смешны, - Они нас не спасут.
Вдруг солнца луч приветный Но силу их мы чуем,
Войдёт украдкой к нам Их слышим благодать,
И брызнет огнецветной И меньше мы тоскуем,
Струёю по стенам: И легче нам дышать…
Так мило-благодатна,
Воздушна и светла
Душе моей стократно
Любовь твоя была.
1858

Слайд 16

«О нашей свадьбе никто не знал, даже родители поэта. Ведь я была

«О нашей свадьбе никто не знал, даже родители поэта. Ведь я была
лютеранкой, а он православного вероисповедания. Возникли трудности не только с получением родительского благословения, но и разрешения церковного. Мы скрывали свой брак. Сказать, что любила Тютчева – ничего не сказать, я его боготворила».
“Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею, в течении одиннадцати лет не было ни одного дня в ее жизни когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня”.

Слайд 17

Ещё томлюсь тоской желаний, - Ещё стремлюсь к тебе душой – И в сумраке

Ещё томлюсь тоской желаний, - Ещё стремлюсь к тебе душой – И
воспоминаний Ещё ловлю я образ твой… Твой милый образ, незабвенный, Он предо мной, везде, всегда, Недостижимый, неизменный, - Как ночью на небе звезда… 1848

Слайд 18

Эрнестина Фёдоровна Пфеффель (Дёрнберг)

После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женился

Эрнестина Фёдоровна Пфеффель (Дёрнберг) После смерти Элеоноры в 1838 году Тютчев женился
вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Фрица Дёрнберга Эрнестина Дёрнберг, с ней поэт познакомился ещё в 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Молодой женщине, одной из первых красавиц, уже тогда удалось покорить сердце поэта. Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом-хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки ещё одного тютчевского шедевра – «Люблю глаза твои, мой друг»

Слайд 19

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.С. Пушкина
Люблю глаза твои, мой друг,
С

Сопоставительный анализ стихотворений Ф.И. Тютчева и А.С. Пушкина Люблю глаза твои, мой
игрой их пламенно-чудесной,
Когда их приподымешь вдруг
И, словно молнией небесной,
Окинешь бегло целый круг…
Но есть сильней очарованья:
Глаза, потупленные ниц
В минуты страстного лобзанья,
И сквозь опущенных ресниц
Угрюмый, тусклый огнь желанья.
1836

Её глаза
( В ответ на стихи князя Вяземского)
Она мила – скажу меж нами –
Придворных витязей гроза,
И можно с южными звездами
Сравнить, особенно стихами,
Её черкесские глаза,
Она владеет им и смело
Они горят огня живей;
Но, сам признайся, то ли дело
Глаза Олениной моей!
Какой задумчивый в них гений,
И сколько детской простоты,
И сколько томных выражений,
И сколько неги и мечты!..
Потупит их с улыбкой Леля –
В них скромных граций торжество;
Поднимет – ангел Рафаэля
Так созерцает божество.
1828

Слайд 20

С какою негою, с какой тоской влюблённый Твой взор, твой страстный взор изнемогал

С какою негою, с какой тоской влюблённый Твой взор, твой страстный взор
на нём! Бессмысленно-нема… нема, как опалённый Небесной молнии огнём,- Вдруг от избытка чувств, от полноты сердечной, Вся трепет, вся в слезах, ты повергалась ниц… Но скоро добрый сон, младенческо-беспечный, Сходил на шёлк твоих ресниц – И на руки к нему глава твоя склонялась, И. матери нежней, тебя лелеял он.. Стон замирал в устах… дыханье уровнялось – И тих и сладок был твой сон. А днесь… О. если бы тогда тебе приснилось, Что будущность для нас обоих берегла… Как уязвлённая, ты б с воплем пробудилась – Иль в сон иной бы перешла. Между концом 1838 и серединой 1939

Слайд 21

Не знаю я, коснётся ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей воскреснуть и

Не знаю я, коснётся ль благодать Моей души болезненно-греховной, Удастся ль ей
восстать, Пройдёт ли обморок духовный? Но если бы душа могла Здесь, на земле, найти успокоенье, Мне благодатью ты б была – Ты, ты, моё земное провиденье!.. Апрель 1851

Слайд 22

«Она сидела на полу…»

Она сидела на полу
И груду писем разбирала

«Она сидела на полу…» Она сидела на полу И груду писем разбирала

И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала –
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела –
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело…
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
1858

Слайд 23

Елена Денисьева – последняя любовь Тютчева

Елена Денисьева – последняя любовь Тютчева

Слайд 24

Елена Денисьева

В 1850 году Тютчев сближается с Еленой Александровной Денисьевой, 24-летней

Елена Денисьева В 1850 году Тютчев сближается с Еленой Александровной Денисьевой, 24-летней
девушкой, племянницей и воспитанницей А.Д. Денисьевой, инспектрисы Смольного института, где воспитывались две дочери поэта. Натура живая, пылкая, впечатлительная, Елена глубоко и самоотверженно полюбила Тютчева, и он ответил ей длительной страстной привязанностью. В глазах высшего петербургского общества их 14-летняя связь (за это время у них родилось трое детей) была вызывающе скандальной, причём вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой.

Слайд 25

«Принадлежала я к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и

«Принадлежала я к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Рано лишилась матери и
была на попечении тетушки, инспектрисы Смольного института. Она любила меня как дочь. Рано начала вывозить в свет. Бывали мы в доме Тютчевых, с Федором Ивановичем встречались в Смольном, когда он посещал своих дочерей. Наши отношения вылились в светский скандал.»

Слайд 26

«Однако с семьей Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться

«Однако с семьей Тютчев не порывал и никогда не смог бы решиться
на это. Привязанность к жене совмещалась с любовью ко мне, и это вносило в его отношение к обеим женщинам мучительную раздвоенность. Передо мной навсегда закрылись двери домов, где я прежде была желанной гостьей. Отец от меня отрекся.»

Слайд 27

«Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики

Цикл – группа стихотворений, посвящённых одному

«Денисьевский цикл» – вершина любовной лирики Цикл – группа стихотворений, посвящённых одному
лицу, объединённых общей мыслью и темой.
С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах, посвященных Елене Денисьевой. В «Денисьевский цикл» входят стихи, написанные с1850 по 1864 годы:
«Предопределение»
«Я очи знал…»
«Не говори: меня он, как и прежде, любит»
«О, не тревожь меня укорой справедливой!..»
«Чему молилась ты с любовью…»
«Не раз ты слышала признанье…»
«О, как убийственно мы любим…»
«Последняя любовь»
«Весь день она лежала в забытьи…»

Слайд 28

План анализа стихотворений «Денисьевского цикла»

1. Автобиографизм цикла, его исповедальность (стихи-исповедь).
2.

План анализа стихотворений «Денисьевского цикла» 1. Автобиографизм цикла, его исповедальность (стихи-исповедь). 2.
Лирический герой, его трагическое мироощущение и нравственный самокритицизм (запутался в своих отношениях, двойственном положении, привязан к семье, сердце тянется к Денисьевой, чувство вины перед ней).
3. Романтическая концепция любви (любовь как стихийная страсть и поединок роковой).
4. Лирическая героиня цикла.
5. Пути раскрытия внутреннего мира героини ( внутренний мир героини раскрывается через монологи лирического героя).
6. Фрагментарность стихотворений ( каждое стихотворение читается как фрагмент, мгновение любовных ощущений).
7. Психологический драматизм (любовь – это дисгармония, поединок)
8. Внутренний монолог как основная форма раскрытия темы любви в цикле.

Слайд 29

«Я очи знал, - о эти очи…» Тема «очей» развивается двумя причудливо соединяющимися

«Я очи знал, - о эти очи…» Тема «очей» развивается двумя причудливо
путями: «внешняя», портретная линия, и «внутренняя», психологическая

Слайд 30

Предопределение

Любовь, любовь – гласит преданье – Чему молилась ты с

Предопределение Любовь, любовь – гласит преданье – Чему молилась ты с любовью,
любовью,
Союз души с душой родной – Что, как святыню, берегла,
Их съединенье, сочетанье, Судьба людскому суесловью
И роковое их слиянье, На поруганье предала.
И… поединок роковой…
И чем одно из них нежнее Толпа вошла, толпа вломилась
В борьбе неравной двух сердец, В святилище души твоей,
Тем неизбежней и вернее, И ты невольно устыдилась
Любя, страдая, грустно млея, И тайн и жертв, доступных ей.
Оно изноет наконец…
Ах, когда б живые крылья
Души, парящей над толпой,
Её спасали от насилья
Безмерной пошлости людской!

Слайд 31

«Денисьевский цикл»

Не раз ты слышала признанье:
«Не стою я любви твоей».
Пускай моё она

«Денисьевский цикл» Не раз ты слышала признанье: «Не стою я любви твоей».
созданье –
Но как я беден перед ней…
Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе…
Когда порой так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,
Где спит она – твоё рожденье –
Твой безымянный херувим,-
Пойми ж и ты моё смиренье
Пред сердцем любящим твоим.
1851

Слайд 32

«Денисьевский цикл»

О не тревожь меня укорой справедливой! Переживания лирического героя:
Поверь, из нас

«Денисьевский цикл» О не тревожь меня укорой справедливой! Переживания лирического героя: Поверь,
из двух завидней часть твоя: как я беден перед ней, мне больно
Ты любишь искренно и пламенно, а я – вспомнить о себе, без веры я стою,
Я на тебя гляжу с досадою ревнивой. благоговею и поклоняюся тебе,
гляжу с досадою ревнивой, жалкий
И, жалкий чародей, перед волшебным миром, чародей, безжизненным кумиром.
Мной созданным самим, без веры я стою –
И самого себя, краснея, узнаю Духовный мир героини:
Живой души твоей безжизненным кумиром. перед любовию твоею, пред сердцем
любящим твоим, с такою верой и мольбой,
Между июлем 1950 и серединой 1851 клонишь ты колено пред колыбелью дорогой,
ты любишь искренно и пламенно, перед
волшебным миром, живой души твоей.

Слайд 33

Реконструкция текста

О, как убийственно мы любим, Судьбы ужасным приговором
Как в буйной

Реконструкция текста О, как убийственно мы любим, Судьбы ужасным приговором Как в
слепости страстей Твоя любовь для ней была,
Мы то всего вернее губим, И незаслуженным позором
Что сердцу нашему милей! На жизнь её она легла!
Давно ль, гордясь своей победой, Жизнь отреченья, жизнь страданья!
Ты говорил: она моя… В её душевной глубине
Год не прошёл – спроси и сведай, Ей оставались вспоминанья…
Что уцелело от нея? Но изменили и оне.
Куда ланит девались розы, И на земле ей дико стало,
Улыбка уст и блеск очей? Очарование ушло…
Всё опалили, выжгли слёзы Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
Горячей влагою своей. То, что в душе её цвело.
Ты помнишь ли, при вашей встрече, И что ж от долгого мученья,
При первой встрече роковой, Как пепл, сберечь ей удалось?
Её волшебны взоры, речи Боль злую, боль ожесточенья,
И смех младенческо-живой? Боль без отрады и без слёз!
И что ж теперь? И где ж всё это? О, как убийственно мы любим!
И долговечен ли был сон? Как в буйной слепости страстей
Увы, как северное лето, Мы то всего вернее губим,
Был мимолётным гостем он! Что сердцу нашему милей!..
Первая половина 1851

Слайд 34

«Последняя любовь»

О, как на склоне наших лет
Нежней мы любим и суеверней…
Сияй, сияй,

«Последняя любовь» О, как на склоне наших лет Нежней мы любим и
прощальный свет
Любви последней, зари вечерней!
Полнеба обхватила тень,
Лишь там, на западе, бродит сиянье, -
Помедли, помедли, вечерний день,
Продлись, продлись, очарованье.
Пускай скудеет в жилах кровь,
Но в сердце не скудеет нежность…
О ты, последняя любовь!
Ты и блаженство, и безнадежность.
Между серединой 1851 и началом 1854

Слайд 35

Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Денисьевой

Весь день она лежала в

Стихотворение посвящено воспоминаниям о последних часах жизни Денисьевой Весь день она лежала
забытьи,
И всю её уж тени покрывали.
Лил тёплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.
И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу…
И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
«О, как всё это я любила!»
Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому ещё не удавалось!
О господи!.. И это пережить…
И сердце на клочки не разорвалось…
1864

Слайд 36

Текстуальные сближения стихов Ф.И. Тютчева с романами и повестями И.С. Тургенева

Неполноценность

Текстуальные сближения стихов Ф.И. Тютчева с романами и повестями И.С. Тургенева Неполноценность
героя выражена в горестной «самокритике»
Тютчев Тургенев
Не раз ты слышала признанье: « Я, точно, недостоин Вас. Я не стою того,
«Не стою я любви твоей…» чтобы Вы для меня отторглись от Вашей
сферы».
Перед любовию твоею «Я расстаюсь с вами, вероятно навсегда,
Мне больно вспомнить о себе… и оставить Вам о себе память хуже той,
которую я заслуживаю, было бы слишком
горько. Вот для чего я пишу к Вам. Я не
Пойми ж и ты моё смиренье хочу ни оправдываться, ни обвинять
Пред сердцем любящим твоим. кого бы то ни было, кроме самого себя…»

Слайд 37

Текстуальные сближения


Л.Н. Толстой
А.И. Куприн
«Анна Каренина»
«Олеся»
Н.С.

Текстуальные сближения Л.Н. Толстой А.И. Куприн «Анна Каренина» «Олеся» Н.С. Лесков Ф.М. Достоевский «Очарованный странник» «Идиот»
Лесков
Ф.М. Достоевский
«Очарованный странник»
«Идиот»

Слайд 38

Особенность тютчевских эпитетов, сравнений, метафор

Особенность тютчевских эпитетов, сравнений, метафор

Слайд 39

1.Что такое любовь в представлении Тютчева, чем она была для поэта?
2.

1.Что такое любовь в представлении Тютчева, чем она была для поэта? 2.
Почему женщины влюблялись в Тютчева?

Слайд 40

Любовь

"Самоубийство"

"Поединок роковой"

"Блаженство и безнадежность"

"Союз души с душой родной"

"Буйная

Любовь "Самоубийство" "Поединок роковой" "Блаженство и безнадежность" "Союз души с душой родной"
слепота страстей"

Мучения

Страдания

Роковая страсть

Рок

Боль

Трагедия

Высшая полнота бытия

Божий дар

Имя файла: Любовная-лирика-Ф.И.-Тютчева.pptx
Количество просмотров: 28
Количество скачиваний: 0