Маяковский (1)

Содержание

Слайд 2

Стихотворение «Лиличка!» было написано А. Маяковским в 1916 году. За год до

Стихотворение «Лиличка!» было написано А. Маяковским в 1916 году. За год до
этого, в 1915 году, поэт знакомится с Лилей Брик. Об этом знакомстве Маяковский в своей автобиографии «Я сам» написал так: «Радостнейшая дата Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками». Он любил Л. Брик всю жизнь. Ей было посвящено много стихотворений, и одно из них «Лиличка!»
На протяжении многих лет стихотворение не имело никаких шансов быть изданным: его публикации противилась цензура. Причиной тому являлись многочисленные безумные и провокационные «выходки» Лили, которые были известны множеству людей. Поэтому при жизни Маяковского произведению не суждено было дойти до читателей. Первая публикация стала возможна спустя четыре года после самоубийства поэта, лишь в 1934 г.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Слайд 3

Этим стихотворением поэт хочет передать свои чувства к Л. Брик читателю. Лирический

Этим стихотворением поэт хочет передать свои чувства к Л. Брик читателю. Лирический
герой говорит, о том, что не выдержит, если любимая женщина его бросит. Он просит, чтобы он заранее простилась, чтобы было не так больно тому человеку, который её любит:
Ни надо этого,
дорогая,
хорошая,
дай, простимся сейчас.

Слайд 4

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру послания. Об этой жанровой принадлежности свидетельствует

Жанр, направление, размер Произведение относится к жанру послания. Об этой жанровой принадлежности
сам подзаголовок («Вместо письма»), а также форма обращения к любимой женщине. Вместе с тем, в стихотворении присутствуют черты элегии, а значит, переданы эмоции разочарования и тоски.
Стихотворение является ярким образцом литературного направления «футуризм». Являясь убеждённым поэтом футуристом, Маяковский смело экспериментирует с текстовой формой произведения.
Поэтический размер – разностопный хорей. Рифмовка перекрёстная, а в некоторых строчках она вообще отсутствует. Подобное сочетание стихотворного размера и рифмовки помогает автору максимально точно передать свои страстные, порывистые любовные эмоции.

Слайд 5

Композиция

Композиционное «здание» произведения построено в строгом соответствии с футуристическими требованиями. Оно представляет

Композиция Композиционное «здание» произведения построено в строгом соответствии с футуристическими требованиями. Оно
собой монолог – обращение лирического героя (поэта) к своей избраннице. Поэтическое «полотно» не разделено ни на семантические части, ни на четверостишия. Перед нами целостный, единый мысленный поток, исторгаемый поэтом под прессом эмоционального напряжения.

Слайд 6

Стихотворение состоит из двух частей, совершенно разных по объёму. В первой части

Стихотворение состоит из двух частей, совершенно разных по объёму. В первой части
описывается внутренний мир лирического героя. Вторая же часть, состоящая из трёх строчек, представляет собой лирическую просьбу. Но я думаю, что и первую часть можно разделить на две маленькие части. Первая – это отношения героя с возлюбленной, вторая – чувства лирического героя.

Слайд 7

Темы и настроение

Темой произведения является страдание, принесённое чувством огромной любви. Данная тема

Темы и настроение Темой произведения является страдание, принесённое чувством огромной любви. Данная
раскрывается путём обращения поэта к своей избраннице. Произведение имеет подзаголовок «Вместо письма», тем самым автор прозрачно намекает на то, что он (лирический герой) изливает в послании свои самые сокровенные чувства. При этом он не желает говорить о них публично: слова любви адресованы только избраннице, и больше никому. Произведение насквозь проникнуто эмоциями отчаяния безнадёжно влюблённого мужчины. Лирический герой предчувствует неизбежность скорого разрыва: он видит, что любимая цинично играет его чувствами.

Слайд 8

Основная идея

Основная мысль произведения заключается в следующем: истинную любовь не способны умертвить

Основная идея Основная мысль произведения заключается в следующем: истинную любовь не способны
никакие внешние обстоятельства, ни ссоры, ни частые расставания. Настоящая любовь приносит много страдания, но также и много счастья. Поэт помнит каждый миг любовных встреч со своей избранницей. Он сравнивает свою непростую любовь с тяжёлой гирей, которую невозможно с лёгкостью скинуть и позабыть.

Слайд 9

Образы и символы

Маяковский, чтобы донести до читателей всю глубину своих чувственных переживаний,

Образы и символы Маяковский, чтобы донести до читателей всю глубину своих чувственных
создал следующие образы:
образ лирического героя – центральный. Романтический герой полностью идентичен автору. Герой признаётся, что находится под властью и чарами горячо любимой женщины. Он говорит, что над ним, помимо её взгляда, «не властно лезвие ни одного ножа». Женщина чаще всего проявляет себя в отношении поэта крайне жестокой, эмоционально чёрствой и легкомысленной. Герой никогда не знает, где и с кем в определённый момент времени находится его избранница, кому она «строит глазки». Вместе с тем, образ возлюбленной сродни божеству, о котором лирический герой не способен сказать ничего негативного. Как известно, божеству можно лишь поклоняться, невзирая ни на что;
образы быка и слона – лирический герой создаёт смысловые образы двух диких животных. Бык и слон, вконец измучившись жарой и тяжёлым трудом, отправляются отдохнуть в спокойное и тихое местечко. Подобно этим двум несчастным животным, страдает и поэт: он точно также мечтает о побеге и отдыхе от мучительных любовных переживаний. Но, к сожалению, ни побег, ни отдых для героя невозможны: любовные «сети» не отпускают его никуда.

Слайд 10

Средства выразительности

В произведении автором создано немало оригинальных средств художественной выразительности. Чтобы донести

Средства выразительности В произведении автором создано немало оригинальных средств художественной выразительности. Чтобы
до избранницы искренность собственных любовных признаний, Маяковский использует:
эпитеты – «холодные воды», «суетные дни», «мутная передняя», («иступленный», «сломанная», «дорогая», «хорошая», «тяжкая», «царственный» и другие;
метафоры – «тело в улицу брошу я», «сердце в железе»;
олицетворения – «у любви твоей и плачем не вымолишь отдых»;
авторские неологизмы – «обезумлюсь», «выреветь», «отчаяньем иссечась».
Здесь присутствует и сравнения. Например, лирический герой сравнивает свою любовь с трудом быка, его уморила любовь, как быка уморил труд. Но бык отдохнет, «разляжется в холодных водах», а у его любви «и плачем не выманишь отдых».

Слайд 11

В стихотворении каждое слово в отдельности выражает чувства лирического героя. Романтические, нежные,

В стихотворении каждое слово в отдельности выражает чувства лирического героя. Романтические, нежные,
ласковые слова описывают любовь героя, а тревожные, мрачные – ветреные чувства, то есть боязнь того, что любимая женщина его бросит.