- Главная
- Литература
- Эль Греко
Содержание
- 2. Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), великий испанский живописец, архитектор и скульптор. Уроженец с острова Крит,
- 3. Самая известная картина живописца эпохи Испанского Ренессанса, Эль Греко, 1586—1588 гг. Размеры 480 × 360 см.
- 4. Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины
- 5. Экспозиционная кульминация смещена к низу работы, где Стефан и Августин, склонившись, опускают Оргаса в землю. Святые
- 6. «Апостолы Петр и Павел», Эль Греко,1592г. Эрмитаж. Произведения Эль Греко, забытые сразу после его смерти, на
- 7. Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность в повышенно одухотворенном преломлении особенно проявилось в его изображениях учеников
- 8. Доменико Эль Греко «Иоанн Евангелист», около 1594-1604 Музей Прадо, Мадрид
- 9. Иоанна Богослова называли «апостолом любви», неоднократно в Новом Завете он упоминается, как любимый ученик Иисуса. Иоанн
- 10. Рыцарь с рукой на груди, 1577-84. Музей Прадо, Мадрид
- 11. Портретные работы Эль Греко – отдельная страница в творчестве знаменитого живописца. Строгие и похожие, монохромные с
- 12. Дама в мехах, 1577-80. Музей г. Глазго
- 13. Вероятно, "Дама в мехах" - первая работа Эль Греко, созданная им в Толедо, сохранившаяся до наших
- 14. Лаокоон, 1610. Национальная галерея, Вашингтон
- 15. В 1506 году в Риме была неожиданно найдена примечательная скульптура неизвестного скульптора с острова Родос, изображающая
- 16. Вид Толедо, 1597-99. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
- 17. Уникальность легендарной работы состоит в том, что это полотно – один из двух уцелевших пейзажей мастера.
- 19. Скачать презентацию
Слайд 2
Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), великий испанский живописец, архитектор и скульптор.
Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), великий испанский живописец, архитектор и скульптор.
В Венеции и Риме Эль Греко овладел приемам масляной живописи, передачей пространства и перспективы, обобщенным широким мазком; особенностями венецианского колоризма.
Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, куда он переехал около 1577 и где, не получив признания при королевском дворе в Мадриде, поселился в Толедо. В зрелом творчестве живописца Эль Греко стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовное толкование. Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине картинного пространства. Одну из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, основанный на обилии холодных бликов, беспокойной игре контрастных цветов, ярко вспыхивающих или приглушенных. Для Эль Греко характерно напряженное стремлением к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа. Повышенная одухотворенность образов, мистическая экзальтация сближают искусство этого художника с маньеризмом.
Слайд 3Самая известная картина живописца эпохи Испанского Ренессанса, Эль Греко, 1586—1588 гг. Размеры
Самая известная картина живописца эпохи Испанского Ренессанса, Эль Греко, 1586—1588 гг. Размеры
Слайд 4Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской
Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской
В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном.
В колористическом звучании картины, написанной в великолепной торжественно-траурной гамме с акцентами бело-серебристых, желтых, темно-синих и красных тонов, слиты различные живописные решения. Условному нереальному колориту небесной сферы, где прозрачные облака озарены внутренним светом, противостоят более весомые, темные, серо-черные тона нижней зоны в одеждах дворян, монашеских рясах, в сверкающих холодным блеском металлических латах Оргаса. Своеобразным объединением этих противоположных тенденций являются фигуры святых Августина и Стефана. Сохраняя меру реальности, яркие на темном фоне пятна их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов.
Слайд 5Экспозиционная кульминация смещена к низу работы, где Стефан и Августин, склонившись, опускают
Экспозиционная кульминация смещена к низу работы, где Стефан и Августин, склонившись, опускают
Эль Греко изобразил на картине не только местную знать. Так, люди в одеяниях с красными крестами - члены военно-религиозного общества, ордена Сантьяго. Имена большинства были утеряны в истории, но известно, что Эль Греко изобразил самого себя и своего друга Антонио де Коваррубиаса в толпе скорбящих.
Мальчик слева, указывающий на сцену погребения, — сын художника Хорхе Мануэль, будущий помощник отца. На носовом платке, выглядывающем из его кармана, художник поставил свою подпись по-гречески и год рождения сына — 1578. И отец, и сын смотрят прямо на зрителя, устанавливая с ним контакт.
Слайд 6«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко,1592г. Эрмитаж.
Произведения Эль Греко, забытые сразу после
«Апостолы Петр и Павел», Эль Греко,1592г. Эрмитаж. Произведения Эль Греко, забытые сразу после
Слайд 7Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность в повышенно одухотворенном преломлении особенно проявилось
Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность в повышенно одухотворенном преломлении особенно проявилось
Слайд 8Доменико Эль Греко «Иоанн Евангелист», около 1594-1604
Музей Прадо, Мадрид
Доменико Эль Греко «Иоанн Евангелист», около 1594-1604
Музей Прадо, Мадрид
Слайд 9 Иоанна Богослова называли «апостолом любви», неоднократно в Новом Завете он упоминается, как
Согласно преданию, Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, в частности в Ефесе, потом был привезен для суда в Рим, был приговорен к смерти, но чудесным образом спасся – ему не повредил чаша яда, который он выпил, и не погиб в котле с кипящим маслом. Затем апостола сослали на остров Патмос, где он получил и записал для последующих поколений мистическое Откровение. После ссылки он вернулся в Эфес, где прожил до глубокой старости. Единственный из апостолов, Иоанн избежал мученической смерти.
Традиционно Иоанна Богослова изображают в образе миловидного юноши с длинными волнистыми волосами. Его обычные атрибуты – книга (Евангелие) или свиток (послания), орел (как символ евангелиста, одного из четырех зверей вокруг престола Божьего из Откровения), который порой изображался с пером или чернильницей в клюве. Также к часто используемым атрибутам Апостола Иоанна относится чаша, в которой находится змея (символ чудесного спасения от яда).
Эль Греко неоднократно изображал Св. Иоанна: и в сериях Апостоладос, и в парных изображениях святых (с Св. Франциском и с Иоанном Крестителем), в Гефсиманском саду, и в мистическом «Снятии пятой печати». В данном случае, он воспроизводил святого в облике юноши с копной каштановых вьющихся волос, с узким нервным лицом. В руках Иоанн держит чеканный золотой кубок, в котором находится миниатюрный крылатый дракон.
Слайд 10Рыцарь с рукой на груди, 1577-84. Музей Прадо, Мадрид
Рыцарь с рукой на груди, 1577-84. Музей Прадо, Мадрид
Слайд 11Портретные работы Эль Греко – отдельная страница в творчестве знаменитого живописца. Строгие
Портретные работы Эль Греко – отдельная страница в творчестве знаменитого живописца. Строгие
Цветовыми акцентами выступает кружевной бархатный манжет и высокий воротник под самое горло, обрамляющий вытянутое лицо портретируемого с острой треугольной бородкой. Манжет притягивает внимание к руке мужчины, нельзя ни обратить внимание на его длинные аристократические пальцы. Ещё один яркий элемент - золотистый эфес шпаги. Шпага указывает на состоятельность господина, а внешний облик типичен для дворянина Золотого века Испании. Строгое лицо холёного мужчины не выражает, казалось бы, никаких эмоций, однако, удивляют глубокие умные глаза, которые могут сказать и об уме, и о благородстве.
Ранее высказывались предположения, что на картине изображён никто иной как Сервантес, или даже сам Эль Греко, хотя современные искусствоведы сходятся на мысли, что на полотне Хуан де Сильва-и-Рибера, алькальд и маркиз Толедо. Также ведутся споры о значении выразительного жеста (рука на груди) и здесь также наблюдается плюрализм мнений – от присяги до какого-то тайного жеста или даже условного сигнала.
Слайд 12Дама в мехах, 1577-80. Музей г. Глазго
Дама в мехах, 1577-80. Музей г. Глазго
Слайд 13Вероятно, "Дама в мехах" - первая работа Эль Греко, созданная им в
Вероятно, "Дама в мехах" - первая работа Эль Греко, созданная им в
Роскошные меха, облаком обволакивающе юную красавицу, написаны свободными и энергичными мазкам, в манере, напоминающей работы Тициана. Темные пряди, расположенные наискосок, зрительно придают объемность и реальность изображению.
Достоверно неизвестно, кто изображен на портрете, однако и вермя создания произведения, и свободная, даже интмная трактовка женского образа, и возраст молодой дамы на портрете, позволяет предположить, что художник изобразил Херониму де лас Куэвас, его неизменную спутницу жизни, мать Хорхе Мануэля, сына художника.
Также долгое время этот портрет приписывали другим художникам - Тиноретто, одного из придворных портретистов Алонсо Санчеса Коэльо, также кремонской портретистке Софонисбе Ангиссоле, первой известной хужожнице Ренессанса. Сезан полагал эту картину лучшим женским портретом во всей мировой живописи, и неоднократно копировал.
Слайд 14Лаокоон, 1610. Национальная галерея, Вашингтон
Лаокоон, 1610. Национальная галерея, Вашингтон
Слайд 15 В 1506 году в Риме была неожиданно найдена примечательная скульптура неизвестного скульптора с острова
В 1506 году в Риме была неожиданно найдена примечательная скульптура неизвестного скульптора с острова
Слайд 16Вид Толедо, 1597-99. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Вид Толедо, 1597-99. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Слайд 17 Уникальность легендарной работы состоит в том, что это полотно – один
Уникальность легендарной работы состоит в том, что это полотно – один