Слайд 2История создания
Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.
Этот
цикл создавался писателем на протяжении 18 лет - с 1869 по 1886 г.
В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик».
В 1880 году была опубликована одна сказка «Игрушечного дела людишки».
Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в период с 1883 по 1886 гг.
Слайд 3Список сказок
1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
2. «Пропала
совесть»
3. «Дикий помещик»
4. «Игрушечного дела людишки»
5. «Премудрый пискарь»
6. «Самоотверженный заяц»
7. «Бедный волк»
8. «Карась-идеалист»
9. «Добродетели и пороки
10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель»
11. «Чижиково горе»
12. «Недреманное око»
13. «Дурак»
14. «Верный Трезор»
15. «Коняга»
16. «Кисель»
Слайд 4Список сказок
17. «Баран-непомнящий»
18. «Здравомысленный заяц»
19. «Соседи»
20. «Либерал»
21. «Праздный разговор»
22. «Христова ночь»
23.
«Путем-дорогою»
24. «Приключение с Крамольниковым»
25. «Деревенский пожар»
26. «Гиена»
27. «Рождественская сказка»
28. «Ворон-челобитчик»
29. «Медведь на воеводстве»
30. «Орел-меценат»
31. «Богатырь»
32. «Вяленая вобла»
Слайд 5Подзаголовок
«Сказки для детей
изрядного возраста»
«Для детей от 7 до 70»
Дети эти –
взрослые, нуждающиеся в поучении.
Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.
Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов.
Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.
Слайд 6Обращение
к жанру сказки
Причины интереса к жанру сказки:
условия цензуры;
воздействие на
писателя фольклорной и литературной традиции;
появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);
органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.
Слайд 7Традиции и новаторство
С народной сказкой сказку Салтыкова - Щедрина объединяют сказочный
сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.
Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.
Слайд 8Тематика
Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы:
I. Тема власти,
ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа
II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству
III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию
IV. Нравственно-этические темы Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем
Слайд 9Тематика
I. Тема власти:
ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),
псевдопросветительской
деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),
взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);
Слайд 10Тематика
II. Тема народа:
его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),
покорности
(“Повесть о том, как...”, “Коняга”),
стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”),
вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)
Слайд 11Тематика
III. Тема интеллигенции:
осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной
власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Слайд 12Тематика
III. Тема интеллигенции:
осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной
власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Слайд 13Тематика
III. Тема интеллигенции:
осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной
власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)
Слайд 14Тематика
IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”,
“Добродетели и пороки”).