Михаэль Тонет — немецкий и австрийский мастер-мебельщик

Содержание

Слайд 2

Михаэль Тонет (2 июля 1796, Боппард, Рейнланд-Пфальц, Германия — 3 марта 1871, Вена, Австрия) — немецкий и австрийский мастер-мебельщик, изобретатель  венской мебели.

Михаэль Тонет (2 июля 1796, Боппард, Рейнланд-Пфальц, Германия — 3 марта 1871,

Слайд 3

Михаэль Тонет родился в семье  кожевника Франца Антона Тонета и Маргареты Фишбах .

Михаэль Тонет родился в семье кожевника Франца Антона Тонета и Маргареты Фишбах
Его обучили ремеслу столяра. В богатой лесами долине реки Рейн имелись хорошие экономические предпосылки для этого ремесла. Кроме того в близлежащем местечке Нойвид находилась всемирно известная столярная мастерская Давида Рентгена (1743-1807), успех которого также мог послужить стимулом для выбора этого ремесла.

Слайд 4

В 1815 году умерла Маргарет Тонет. Ответственность за семью, а также

В 1815 году умерла Маргарет Тонет. Ответственность за семью, а также тяжелые
тяжелые экономические последствия наполеоновских войн побудили Франца Тонета в 1816 году выхлопотать освобождение своего сына от воинской повинности в прусской армии, для того чтобы он смог помочь отцу добывать средства к жизни.

Слайд 5

Уже через три года, в 1819 году, Михаэль Тонет открыл собственную мебельную

Уже через три года, в 1819 году, Михаэль Тонет открыл собственную мебельную
мастерскую в Боппарде. В 1820 году он женился на Марии Грае. У Марии и Михаэла Тонет было 14 детей, 7 из них достигли взрослого возраста: две дочери и сыновья Франц, Михаэль, Август, Йозеф и Яков.

Открытие собственного магазина и первые творческие эксперименты

Слайд 6

Тогда в Германии был в моде стиль Бидермайер. Это простая добротная недорогая

Тогда в Германии был в моде стиль Бидермайер. Это простая добротная недорогая
мебель хорошо покупалась немецкими бюргерами. И дела молодого столяра пошли в гору. Но творческая жилка не давала наслаждаться достатком.

Слайд 7

Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Михаэль Тонет начал проводить первые

Фирма Михаэля Тонета процветала, заказов было много. Михаэль Тонет начал проводить первые
эксперименты - производство мебели для сидения из клеёной слоистой фанеры.
Однажды молодой Тонет увидел английские стулья. Его поразили детали из гнутого дерева. Над технологией гнутого дерева трудились в 18 веке довольно много мастеров в разных концах Европы. Но впервые запатентовали его англичане, ведь для кораблестроения, которое являлось важнейшим промыслом в Англии, гнутое дерево было прорывом в технологии. По той же технологии стали гнуть деревянные бруски и для изготовления декоративных элементов у спинок стульев.

Слайд 8

Гнутье древесины имеет давнюю традицию. Еще в 17 веке в Англии изготовлялись

Гнутье древесины имеет давнюю традицию. Еще в 17 веке в Англии изготовлялись
полукруглые спинки из гнутой древесины - стул «Windsor». Приблизительно в 1720 году И. Камберлэнд получил в Англии первый патент, за ним получили патент Х.Джэксон (1768) и Й.Видлер (1794). После 1800 года столяр-краснодеревщик Жан Йозеф Шапю начал изготавливать мебель из клеёных деревянных сегментов. В Бостоне американец Самуэль Грэгг 31 августа 1808 года подал заявку на патент стула «Elastic Chair», у которого рама спинки, сидение и передние ножки стула представляли собой единую конструкцию из гнутой цельной древесины.

Слайд 9

В кораблестроении и для производства карет также экспериментировали способы гнутья древесины. Брегенцский

В кораблестроении и для производства карет также экспериментировали способы гнутья древесины. Брегенцский
каретный мастер Мельхиор Финк разработал способ гнутья обода колеса из одного куска дерева,за который он в 1817 году получил привилегию (патент). Через девять лет, в 1826 году, англичанину Исааку Садженту удалось изготовить способом гнутья обод колеса, лестничные перила и оконные рамы из предварительно размягченной горячим водяным паром древесины. Приблизительно в 1830 году американец Эдвард Рейнольдс из Хэдденфилда в Нью-Джерси сконструировал гнутарные станки для изготовления обода колеса.

Слайд 10

Михаэль Тонет начал экспериментировать с гнутым деревом, и вскоре создал свою технологию

Михаэль Тонет начал экспериментировать с гнутым деревом, и вскоре создал свою технологию
для создания очень легких и недорогих стульев. Решив расширить производство, он купил старую мельницу, где начал сам изготавливать для своего столярного производства клей. Но не рассчитал финансовые затраты, залез в долги и оказался в весьма  стеснённых обстоятельствах. Ему помог случай.
Михаэль Тонет использовал для гнутья листы фанеры, которые он разрезал на полосы одного размера параллельно направлению волокна. Затем он варил их в клею и складывал связками в шаблоны для гнутья. Для того чтобы обеспечить по возможности более быстрое и экономное производство, он сконструировал шаблоны для широких связок полос, которые после гнутья разрезались в продольном направлении, тем самым обеспечивался процесс одновременного гнутья нескольких одинаковых сегментов.

Слайд 11

Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах. Однако подобная технология позволяла

Это положило начало серийному производству в ограниченных масштабах. Однако подобная технология позволяла
гнутье лишь в одной плоскости. Такие полосы из фанеры Михаэль Тонет использовал для своих первых «Стульев с боковым обрамлением», которые изготовлялись мебельщиками той эпохи из цельных, нарезных и склеенных друг с другом кусков древесины.

Слайд 12

Это была очень трудоемкая работа. Однако за счет фанеровки мебели можно было

Это была очень трудоемкая работа. Однако за счет фанеровки мебели можно было
скрыть различные способы производства. Тонету удалось наладить более быстрое, рациональное с точки зрения расхода материала и тем самым более дешевое изготовление стульев, кресел и канапе.
Для того чтобы обеспечить охрану прав на свой способ производства, в 1840 году в Пруссии Тонет подал заявку на патент, которая была все же отклонена из-за отсутствия достаточной степени новизны. Лишь вторая заявка на патент во Франции привела к успеху:в 1841 году он получил желанный сертификат.

Слайд 13

В 1841 году в Кобленце проходила промышленная выставка, где свои стулья представил

В 1841 году в Кобленце проходила промышленная выставка, где свои стулья представил
Михаэль Тонет. На эту выставку приехал министр иностранных дел Австрии князь Клеменс Меттерних, был поражён необычными стульями Тонета и пригласил мастера в Вену. Продав мельницу и расплатившись с догами, Тонет отправился за тысячу километров, в другую страну, где у него были сотни конкурентов. Но Тонет надеялся на Бога, и на свой талант.
Чтобы открыть свою мастерскую в Вене, у него не было денег. И  Михаэль Тонет нанялся на работу в ремесленный цех мастера Карла Лейстлера. Это был довольно знаменитый цех, специализировавшийся на тяжёлой резной мебели, на которую всегда был спрос. Но параллельно своей работе в цеху Тонет продолжал делать мебель из гнутого дерева.

Выставки

Слайд 14

Тонет хорошо обдумал это приглашение. И лишь после проведения гессенской выставки ремесел

Тонет хорошо обдумал это приглашение. И лишь после проведения гессенской выставки ремесел
в Майнце весной 1842 года он отправился вместе с ван Меертеном в Вену, для того чтобы продемонстрировать там свой принцип производства Объединению ремесленников Нижней Австрии.
Однако там он отказался детально изложить свою технологию производства. Поэтому было принято решение,на основании которого ему отказали в выдаче патента. Однако это не меняло ситуации: к этому времени Михаэль Тонет имел 800 стульев и сам мог продемонстрировать свои образцы в Венском дворе.

Слайд 16

В 1843 году Карл Лейстлер получил заказ на мебель для Лихтенштейнского дворца в

В 1843 году Карл Лейстлер получил заказ на мебель для Лихтенштейнского дворца
Вене. Перестройкой дворца руководил английский архитектор Петер Губерт Дэсвигнэс. Случайно Дэсвигнэс увидел работы Тонета и, как и раньше Меттерних, был в восторге от тонетовских лёгких, практически воздушных стульев. Произошёл конфликт. Договор был подписан с Лейстлером, а Дэсвигнэс хотел тонетовские стулья. В результате, обоим сторонам пришлось идти на уступки. Михаэль Тонет обязался не указывать на стульях своё имя и нигде и рекламировать себя, как их автора. Ему была предоставлена возможность работать в мастерской Лейстлера, но в отдельном помещении, куда ни Лейстлер, ни его рабочие не могли входить.

Слайд 17

Ещё один казус произошёл, когда во дворце оказались тяжеловесные стулья Лейстлера и

Ещё один казус произошёл, когда во дворце оказались тяжеловесные стулья Лейстлера и
необычайно лёгкие Тонета. Чтобы разница не казалась столь разительной, Тонет вынужден был под сиденьями прибить оловянные пластины для утяжеления стульев.
Результатом работы над стульями Лихтенштейнского дворца стало финансовое благополучие, и Михаэль Тонет открывает в Вене свою собственную мастерскую. Далее были заказы на мебель для других венских дворцов –  Палффи и Шварценберкского, а также для венского кафе «Daum». И наконец, в 1851 году Михаил Тонет отправился в Лондон на первую Всемирную выставку товаров.

Слайд 18

Специально изготовленная для выставки мебель была действительно уникальной и по качеству, и

Специально изготовленная для выставки мебель была действительно уникальной и по качеству, и
по дизайну. Но получила только бронзовую медаль. Мебель Карла Лейстлера оценили выше, всё-таки Европа была ещё слишком консервативна и массивная резная мебель была ей ближе. Всю коллекцию тонетовской мебели выкупил архитектор Дэсвигнэс. Он видел в Михаэле Тонете гения мебели будущего. После смерти Дэсвигнэса сыновья Михаила Тонета выкупили у наследников тонетовскую лондонскую коллекцию, и сейчас отдельные её предметы находятся в различных музеях Германии, Австрии и Чешской республики. Например, один из уникальных столов со столешницей из черепаховой кости, перламутра и латуни находится в замке в Визовице.
Кстати, у Михаэля Тонета была довольно большая семья. Пятеро его сыновей продолжили дело отца, стали прекрасными художниками-столярами. На своих сыновей Тонет переписал свою мастерскую. Так в 1853 году появилась фирма  «Gebrüder Thonet». Условием для сыновей было, что никто из них не должен был отделяться и основывать собственное производство. Тонет хотел развития фирмы и сохранения собственных технологий.

Слайд 20

Одним из основных идей Тонета было удешевить производство, а значит и конечный

Одним из основных идей Тонета было удешевить производство, а значит и конечный
продукт. Палисандровое дерево, из которого делали чаще всего стулья, было дорогое. И Тонет обнаружил, что прекрасно гнётся и выдерживает нагрузки бук, которого на Моравии было довольно много. К тому же стулья из бука получались необыкновенно прочные. Ходит даже легенда, что для демонстрации прочности стульев в конце 19 века тонетовский стул сбросили с Эйфелевой башни в Париже, он отскочил от брусчатки и даже не треснул.
Мебель производили из бука, придавая ему благородные оттенки при помощи морилки. Для более дорогой мебели к буку клеили шпон из палисандрового дерева.

Слайд 21

Свою первую фабрику для серийного выпуска гнутой мебели Михаэль Тонет решил построить

Свою первую фабрику для серийного выпуска гнутой мебели Михаэль Тонет решил построить
на Моравии в маленькой деревне Коржичаны, так как вокруг были исключительно буковые леса, дерево даже возить не надо было. Вторая фабрика возникла в 1861 году в Быстрице под Гостыном. Позже Тонет открыл ещё несколько филиалов своей фирмы на Моравии, в Германии, две фабрики были открыты даже на территории Российской империи, венские стулья получили широкое распространение в России. Представительство фирмы было даже в Лондоне, но центром производства оставалась фабрика в Быстрице под Гостыном.

Слайд 22

Уже через год фирма «Thonet» стала мировой знаменитостью. Заказы увеличивались, число работников

Уже через год фирма «Thonet» стала мировой знаменитостью. Заказы увеличивались, число работников
фабрики в Быстрице росло. Сначала рабочие пешком ходили на работу по три часа из разных окрестных деревень, а потом постепенно переселялись в Быстрице. Для них фабрика строила дома и необходимые социальные объекты. Так Быстрице за три года из маленькой деревушки превратилась в успешно развивающийся город. Впервые на фабрике работало огромное количество женщин, что для того времени было необычным.

Слайд 23

В 1871 году Михаэл Тонет умер.Бразды правления предприятием перешли сыновьям. Стулья Тонета становятся

В 1871 году Михаэл Тонет умер.Бразды правления предприятием перешли сыновьям. Стулья Тонета
«товарами массового промышленного производства». Дешевые, изготовленные из цельногнутых элементов, стулья быстро завоевывают европейский рынок. Некоторые из сложившихся в это время простых, пригодных для массового производства форм стульев предвосхитили начинания, предпринятые в этом направлении мебельной промышленностью XX века. Стоимость одного стула составляла около трех австрийских форинтов, а количество реализованных изделий достигло сорока миллионов штук.
Имя файла: Михаэль-Тонет-—-немецкий-и-австрийский-мастер-мебельщик.pptx
Количество просмотров: 54
Количество скачиваний: 0