Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

Содержание

Слайд 2

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

«Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и
II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом» (А.С. Пушкин. «Путешествие из Москвы в Петербург», 1834).
Ломоносов стоит впереди наших поэтов, как вступление впереди книги (Н.В. Гоголь).
«Бесспорных гениев, с бесспорным «новым словом» во всей нашей литературе было всего только три: Ломоносов, Пушкин и частью Гоголь» (Ф.М. Достоевский. «Об искусстве»)
Прижизненное изображение (1757 год)

Слайд 3

Биография

1711 – родился в селе Мишанинском Двинского уезда Архангелогородской губернии.
1730 год –

Биография 1711 – родился в селе Мишанинском Двинского уезда Архангелогородской губернии. 1730
отправляется в Москву.
1731-35 – учеба в Славяно-греко-латинской академии, 1734-35 – в Киево-Могилянской академии.
1735 – отобран для определения в Академию Наук.
1736 – зачислен в Академический университет.
1736-39 – отправлен в Марбург учиться горному делу.
1741 – возвращается в Петербург.

Основные даты

Слайд 4

Биография

1742 – адъюнкт физического класса Академии наук и художеств.
1745 – назначен профессором

Биография 1742 – адъюнкт физического класса Академии наук и художеств. 1745 –
химии.
1755 – при участии Ломоносова основан Московский университет (составляет проект).
1758 – становится руководителем Исторического собрания, Географического департамента, Академического университета и Академической гимназии.
1765 – скончался от воспаления легких.

Основные даты

Слайд 5

Жизнь Ломоносова как миф

<…> Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик По своей

Жизнь Ломоносова как миф Скоро сам узнаешь в школе, Как архангельский мужик
и божьей воле Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете — Кто-нибудь свезет в Москву, Будешь в университете — Сон свершится наяву! <…>
Не бездарна та природа, Не погиб еще тот край, Что выводит из народа Столько славных то и знай, —
Столько добрых, благородных, Сильных любящей душой, Посреди тупых, холодных И напыщенных собой!
(Н.А. Некрасов. «Школьник», 1856)

Слайд 6

Теория трех штилей

«Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1758)

Теория трех штилей «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1758)

Слайд 7

Ода

Оды
Торжественные Духовные
Для чтения вслух императрице Раздумья о мире и Боге
Об успехах

Ода Оды Торжественные Духовные Для чтения вслух императрице Раздумья о мире и
царствующего монарха
Общее – абсолютная гармония формы и содержания

Ода – жанр торжественного красноречия

Слайд 8

Ода

Повод – важное для государства событие
Тема – восхваление царствующего монарха
Форма – одическая

Ода Повод – важное для государства событие Тема – восхваление царствующего монарха
строфа, четырехстопный ямб
Язык – высокий штиль
Ораторская интонация – предназначены для декламации
«Одический восторг», «сопряжение далековатых идей»

Черты торжественной оды:

Слайд 9

Торжественная ода

Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верьх горы высокой, формулировка темы Где ветр в

Торжественная ода Восторг внезапный ум пленил, Ведет на верьх горы высокой, формулировка
лесах шуметь забыл; aBaB В долине тишина глубокой. Внимая нечто, ключ молчит, Которой завсегда журчит И с шумом в низ с холмов стремится. Развитие, конкретизация темы Лавровы вьются там венцы, ccDeeD Там слух спешит во все концы; Далече дым в полях курится.
(«Ода на взятие Хотина», 1739)

Одическая строфа

Слайд 10

Торжественная ода

Из скольких строф состоит ода?
Сколько строф связаны с образом Елизаветы? Почему?
За

Торжественная ода Из скольких строф состоит ода? Сколько строф связаны с образом
что Ломоносов хвалит императрицу?
Почему в оде, посвященной Елизавете, упоминается Петр Первый?
Что Ломоносов пишет о России? Какой предстает Россия в оде?
Какие особенности торжественной оды проявляются в оде 1747 года?

Ода на день восшествия Елизаветы Петровны 1747 года

Слайд 11

Торжественная ода

СТРОФА III
Войне поставила конец – Войну окончать или сделать войне конец,

Торжественная ода СТРОФА III Войне поставила конец – Войну окончать или сделать
сказать можно, а войне поставить конец, я не знаю можно ли сказать. Можно употребить вместо построить дом, поставить дом, а вместо окончать войну весьма мне сумнительно, чтоб позволено было написать поставить конец. Говорится сделал начало, сделал конец, а не поставил.    
На целый запад и восток – Целый запад сказать в русском языке весьма не свойственно. Говорится на весь запад. Цело в русском языке знаменует то, что не испорчено.    
На целый запад и восток – Лутче бы сказать на весь свет, а если употреблен запад и восток, так я не ведаю, для чего север не сказан. Что не сказан юг, тому я еще не столько удивляюсь.  
В чем суть претензий Сумарокова? Какие черты оды Ломоносова он подвергает критике?

А.П. Сумароков. «Критика на оду», 1748

Слайд 12

Домашнее задание

Докажите, что ода Ломоносова имеет агитационный характер. За что «агитирует» Ломоносов?

Домашнее задание Докажите, что ода Ломоносова имеет агитационный характер. За что «агитирует» Ломоносов?

Слайд 13

Духовная ода

Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на горы чорна тень; Лучи

Духовная ода Лице свое скрывает день; Поля покрыла мрачна ночь; Взошла на
от нас склонились прочь; Открылась бездна звезд полна; Звездам числа нет, бездне дна.
Песчинка как в морских волнах, Как мала искра в вечном льде, Как в сильном вихре тонкой прах, В свирепом как перо огне, Так я, в сей бездне углублен, Теряюсь, мысльми утомлен!
Уста премудрых нам гласят: Там разных множество светов; Несчетны солнца там горят, Народы там и круг веков: Для общей славы божества Там равна сила естества.
Но где ж, натура, твой закон? С полночных стран встает заря! Не солнце ль ставит там свой трон? Не льдисты ль мещут огнь моря? Се хладный пламень нас покрыл! Се в ночь на землю день вступил!
О вы, которых быстрый зрак Пронзает в книгу вечных прав, Которым малый вещи знак Являет естества устав, Вам путь известен всех планет; Скажите, что нас так мятет?
Что зыблет ясный ночью луч? Что тонкий пламень в твердь разит? Как молния без грозных туч Стремится от земли в зенит? Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар?
Там спорит жирна мгла с водой; Иль солнечны лучи блестят, Склонясь сквозь воздух к нам густой; Иль тучных гор верьхи горят; Иль в море дуть престал зефир, И гладки волны бьют в эфир.
Сомнений полон ваш ответ О том, что окрест ближних мест. Скажите ж, коль пространен свет? И что малейших дале звезд? Несведом тварей вам конец? Скажите ж, коль велик творец?
(1743)

ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ

Слайд 14

Аллегория ( от греч. ἀλληγορία – иносказание) – художественное представление отвлеченного понятия

Аллегория ( от греч. ἀλληγορία – иносказание) – художественное представление отвлеченного понятия
в виде конкретного художественного образа.