Н. А. Некрасов — журналист, издатель и редактор

Содержание

Слайд 2

Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не только как национальный

Николай Алексеевич Некрасов вошел в историю русской культуры не только как национальный
поэт, но и как крупнейший журналист, редактор журналов «Современник» (1847-1866) и «Отечественные записки» (1868-1877) и книгоиздатель.
Приехав в Петербург летом 1838 г. в свои неполные семнадцать лет, он уже в октябрьском и ноябрьском номерах «Сына Отечества» напечатал свои первые стихи, жил некоторое время в квартире редактора этого журнала Н.А. Полевого.

Слайд 3

Уже к концу 1839 г. Некрасов был вхож в редакции всех петербург­ских

Уже к концу 1839 г. Некрасов был вхож в редакции всех петербург­ских
журналов и известен как способный журнальный работник и литературный критик, так что, когда Ф.А. Кони, основавший в начале 1840 г. новый журнал «Пантеон русского и всех европейских теат­ров», стал подыскивать себе надежного помощника по редакции, его выбор пал на Некрасова. А с осени 1840 г. под редакцию Кони пере­шла и «Литературная газета», издававшаяся А.А. Краевским, и Не­красов становится одним из основных сотрудников обоих изданий, редактируемых Кони.

Слайд 4

С первого номера «Отече­ственных записок» 1843 г., оставаясь основным сотрудником крити­ческого отдела

С первого номера «Отече­ственных записок» 1843 г., оставаясь основным сотрудником крити­ческого отдела
«Литературной газеты», Некрасов вместе с И.И. Па­наевым участвовал в сатирических «Литературных и журнальных заметках» В.Г. Белинского. А в отсутствие Белинского (лето 1843 г.) Некрасов взял на себя часть его обязанностей по критическому отде­лу журнала Краевского.

Слайд 5

Не­красов писал: «Отзывы мои о книгах обратили внимание Белинского, мысли наши в

Не­красов писал: «Отзывы мои о книгах обратили внимание Белинского, мысли наши в
отзывах отличались замечательным сходством, хотя мои заметки в газете по времени часто предшествовали отзывам Белинско­го в журнале. Я сблизился с Белинским». «Поворот к правде» - так определил сам Некрасов значение для него личного сближения с Бе­линским.

Слайд 6

Осенью 1843 г. Краевский продал свои права на издание «Литера­турной газеты» книгопродавцу

Осенью 1843 г. Краевский продал свои права на издание «Литера­турной газеты» книгопродавцу
А.И. Иванову, оставив за собой обя­занности ответственного редактора. Однако фактически принять на себя исполнение обязанностей редактора «толстого» журнала «Оте­чественные записки» он не смог. «Краевский по контракту взял на себя всю работу за 18 000 рублей ассигнациями, - вспоминал впо­следствии Некрасов, - а сдал мне всю ее за 6000 рублей в год. В газете был отдел «Дагерротип», весь он исписывался мною и в стихах, и в прозе. Я как-то недавно расчел, что мною написано всего журнальной работы до 300 печатных листов».

Слайд 7

Некрасов руководил «Литературной газетой» до мая 1845 г. Начало его работы в

Некрасов руководил «Литературной газетой» до мая 1845 г. Начало его работы в
качестве нео­фициального редактора ознаменовалось программной статьей «Взгляд на главнейшие явления русской литературы в 1843 году», напечатанной в двух первых номерах газеты 1844 г. В этом году им было написано большинство рецензий, но основная часть его авторской работы была связана с публицистическим отделом под рубрикой «Пе­тербургская хроника».

Слайд 8

С мая 1845 г. Некрасов оставляет «Литературную газету», вновь пере­шедшую под редакцию

С мая 1845 г. Некрасов оставляет «Литературную газету», вновь пере­шедшую под редакцию
Кони, для самостоятельной редакционно-издательской деятельности и до конца этого года выпускает в свет две части «Физиологии Петербурга». Некрасовский альманах стал одним из первых коллективных изданий, в основу которого была положена социаль­но-преобразующая идея, декларированная Белинским во «Введении» к первой части «Физиологии Петербурга».

Слайд 9

В отличие от пре­дыдущего альманаха, авторов которого объединяла задача «физиоло­гического» исследования разных

В отличие от пре­дыдущего альманаха, авторов которого объединяла задача «физиоло­гического» исследования разных
сфер жизни Петербурга в очерковой, публицистической форме, новый альманах под названием «Петербург­ский сборник» должен был стать органом демократического направ­ления русской литературы во всех ее жанрах - прозе, поэзии, публи­цистике, критике. Эта книга вышла в свет в начале 1846 г.

Слайд 10

Первоначально возник замысел купить право на издание како­го-либо из существовавших петербургских журналов,

Первоначально возник замысел купить право на издание како­го-либо из существовавших петербургских журналов,
но реализо­вался он в иной форме: был заключен договор об аренде журнала с П.А. Плетневым — издателем основанного еще А.С. Пушкиным и утратившего после гибели поэта популярность «Современника». В качестве официального редактора был приглашен университетским профессор и цензор, опытный журналист А.В. Никитенко, что обес­печивало надежную защиту от повышенного внимания к журналу со стороны цензурного ведомства.

Слайд 11

В течение долгих лет «Современник» Некрасова - солидный «литературный, ученый и политический»

В течение долгих лет «Современник» Некрасова - солидный «литературный, ученый и политический»
журнал - выходил с красивыми цветными картинками мод из Парижа и непременной статьей о но­вых веяниях в этой области. Убежденный, что без отдела мод журнал утратит значительную часть подписчиков, Некрасов стойко перено­сил насмешки и отказался от картинок лишь тогда, когда «Современ­ник» занял господствующее положение в русской журналистике.

Слайд 12

В первые годы издания «Современника» Некрасову приходилось быть не только руководителем, но

В первые годы издания «Современника» Некрасову приходилось быть не только руководителем, но
и ведущим сотрудником всех отде­лов журнала. Он писал фельетонные обозрения литературно-обще­ственной жизни, редакционные полемические выступления, рецен­зии, сатирические заметки, информации и анонсы. Основным помощником и соавтором Некрасова (под традиционной маской Но-ный поэт) в «журнальных» (критико-публицистических) отделах «Современника» в эти годы был И.И. Панаев. Этой же маской оба редактора «Современника», писавшие совместно и редакционные статьи, пользовались в «Современнике» для рецензий и фельетонов (коллек­тивных и индивидуальных).

Слайд 13

Изменить это положение Некрасову удалось путем привлечения в журнал Н.Г. Чернышевского (1854)

Изменить это положение Некрасову удалось путем привлечения в журнал Н.Г. Чернышевского (1854)
и Н.А. Добролюбова (1856), кото­рые не только возглавили отделы соответственно публицистики и кри­тики, вытеснив из них А.В. Дружинина, В.П. Боткина и П.В. Анненко­ва, но и стали ближайшими помощниками руководителя «Современ­ника». С 1857 г. начался неуклонный рост тиража «Современника», который в 1861 г. превысил 7000 экземпляров. Это способствовало укреплению материальной базы журнала, увеличению авторских го­нораров, дало возможность Некрасову авансировать литературные проекты и финансировать другие сопутствующие издания.

Слайд 14

В сентябре 1861 г. был арестован сотрудник редакции М.Л. Михайлов, в ноябре

В сентябре 1861 г. был арестован сотрудник редакции М.Л. Михайлов, в ноябре
скончался Добролю­бов; в феврале 1862 г. умер официальный редактор журнала И.И. Па­наев; в июне того же года по «высочайшему повелению» на восемь месяцев был приостановлен выход «Современника», а 7 июля аре­стован Чернышевский. После смерти Панаева Некрасов при содействии министра народно­го просвещения А.В. Головнина был утвержден официальным редакто­ром «Современника». Используя все свои связи в правительственных кругах, он добивается возобновления журнала с февраля 1863 г.

Слайд 15

Опасность закрытия «Современника» резко возросла после поку­шения Д.В. Каракозова на Александра II

Опасность закрытия «Современника» резко возросла после поку­шения Д.В. Каракозова на Александра II
4 апреля 1866 г. и возвраще­ния на государственную службу генерала М.Н. Муравьева- «веша­теля», призванного подавить революционно-демократическое движение и его идеологические центры. Главным таким центром был «Современник».