На дне - М. Горький

Содержание

Слайд 2

.


Пьеса-дискуссия — разновидность социально-философской драмы, характеризующаяся постановкой, обсуждением и разрешением вопросов

. Пьеса-дискуссия — разновидность социально-философской драмы, характеризующаяся постановкой, обсуждением и разрешением вопросов
философского или общественного звучания .

Слайд 3

История создания будущей пьесы начинается с разговора автора со Станиславским. В диалоге

История создания будущей пьесы начинается с разговора автора со Станиславским. В диалоге
с ним Горький упомянул, что ему хотелось бы написать пьесу о людях, живших в ночлежке, которые в плане своей жизни упали на самое дно общества. Вскоре Горький заинтересовался драматургией Антона Павловича Чехова. Спустя год, а именно в 1902 году завершилась работа над пьесой «На дне». Она была поставлена в Московском Художественном театре при участии Станиславского.

Слайд 4

Тема: Спор о назначении человека Идея: бесчеловечные социальные отношения бросают людей на «дно»

Тема: Спор о назначении человека Идея: бесчеловечные социальные отношения бросают людей на
жизни, калечат человеческие души. Нельзя мириться с неправдой и несправедливостью, нужно бороться за право быть человеком. Тех, кто оказался на «дне», не стоит жалеть и утешать, им нужно помочь. М.Горький говорил: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Это вопрос не субъективный, а общефилософский”.

Слайд 5

Темы в этой пьесе подняты совершенно разнообразные. В их числе – это

Темы в этой пьесе подняты совершенно разнообразные. В их числе – это
темы судьбы, надежды, мечты, смысла жизни, правды и лжи. При том, что главные герои находятся в таком социальном положении, что ниже упасть уже не реально, они ведут беседы на темы высокого значения. В этом парадоксальность Горького. Каждый из героя, несмотря на свой социальный статус ниже дна, о чем-то мечтает и пытается каким-то образом волочить свое жалкое существование.

Проблемы автор только нарисовал, описал их, но при этом не решает их. Он всего лишь очерчивает их. Эти проблемы острые и социальные. Проблема нищеты и бедности была во времена жизни Горького, к сожалению, очень актуальна. Его пьеса прорисовывает проблемы с помощью спора, который ведут главные герои.

Слайд 6

Конфликты в произведении

Социальный
Противостояние хозяев ночлежки Костылевых и ее обитателей. Личный конфликт ночлежников

Конфликты в произведении Социальный Противостояние хозяев ночлежки Костылевых и ее обитателей. Личный
в прошлом, из-за которого они оказались в таком положении

Любовный
Взаимоотношения Пепла, Василисы, Костылева, Наташи

Философский
Что важнее для человека – горькая правда или сладкая ложь?

Слайд 7

Пьеса очень большая и в ней есть очень много интересных вопросов,

Пьеса очень большая и в ней есть очень много интересных вопросов, которые
которые можно было бы рассмотреть.

Так как я никогда раньше о ней не слышала, я сделала ошибку, что взяла такое произведение одна.

поэтому сегодня я хотела бы рассмотреть его именно с философской стороны

Слайд 8

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Михаил Иванов Костылев, 54 лет, содержатель ночлежки.
Василиса Карповна, его жена, 26

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Михаил Иванов Костылев, 54 лет, содержатель ночлежки. Василиса Карповна, его
лет.
Наташа, ее сестра, 20 лет.
Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет.
Васька Пепел, 28 лет.
Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет.
Анна, его жена, 30 лет.
Настя, девица, 24 лет.
Квашня, торговка пельменями, под 40 лет.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Барон, 33 лет.
Сатин, лет под 40.
Актер, лет под 40.
Лука, странник, 60 лет.
Алешка, сапожник, 20 лет.
Кривой зоб - крючник
Татарин - крючник
Несколько босяков без имен и речей.
Ночлежка - универсальная модель общества.

Слайд 9

Конфликты в произведении

Социальный
Противостояние хозяев ночлежки Костылевых и ее обитателей. Личный конфликт ночлежников

Конфликты в произведении Социальный Противостояние хозяев ночлежки Костылевых и ее обитателей. Личный
в прошлом, из-за которого они оказались в таком положении

Любовный
Взаимоотношения Пепла, Василисы, Костылева, Наташи

Философский
Что важнее для человека – горькая правда или сладкая ложь?

Слайд 10

Какой видят правду персонажи?

Какой видят правду персонажи?

Слайд 11

1. Правда Бубнова (картузник, 45 лет)
Правда Бубнова душу не вылечит: он

1. Правда Бубнова (картузник, 45 лет) Правда Бубнова душу не вылечит: он
цинично относится к жизни и к окружающим его людям. На просьбу Анны дать ей хоть умереть спокойно он ей отвечает: «Шум – смерти не помеха». Иногда эта фразы этого героя проницательны: наблюдая за отношениями Пепла и Наташи, он говорит: «А ниточки-то гнилые», не понимая того, что далеко не каждый человек может это вынести.

Слайд 12

2. Правда Луки (странник, 60 лет)
Образ Луки совершенно противоположен. Этот герой

2. Правда Луки (странник, 60 лет) Образ Луки совершенно противоположен. Этот герой
объективно оценивает окружающих и их способности ( «Я и жуликов уважаю»). Лука талантлив, он способен пробудить в человеке светлое начало, заставить многих героев найти веру в лучшее. Он внушает надежду Анне, Актеру, Пеплу и Наташе.
Однако по сути он помогает лишь первой, и Анна уходит в лучший мир спокойно и с радостью. Остальных же ожидает страшная развязка: Актер «удавился», Васька едет в Сибирь не как хороший работник, а как каторжник, А Наташа скорее всего пойдет по пути Насти.

Слайд 13

3. Правда Сатина ( лет под 40)
Изначально он показан как спивающийся

3. Правда Сатина ( лет под 40) Изначально он показан как спивающийся
шулер. Герой говорит, что Лука подействовал на него, словно «кислота на старую и грязную монету», заставляя задумываться над важными вещами. Однако правда Сатина – это правда анархиста и индивидуалиста. Говоря о свободе человека от общества, он на самом деле проповедует своеволие.
Кроме того, его идеология не подтверждена жизнью (Сатин живет за чужой счет, не может избавиться от алкогольной зависимости). Символична фамилия героя, вызывающая ассоциацию с Сатаной. Правда Сатина искушает человека, неверно ориентируя в жизни.

Слайд 14

4. Правда Горького
Позиция Горького: у человека должна быть мечта, но она

4. Правда Горького Позиция Горького: у человека должна быть мечта, но она
должна побуждать его к борьбе за лучшую жизнь и при этом не противоречить реальным обстоятельствам.
Также Горький показывает двойственность представлений о правде: правда способна ожесточить и унизить человека, больно травмировать душу ( Лука: «не всегда правдой душу вылечишь»). Человеку нужна такая правда, которая не унижает, но побуждает к действию.

Слайд 15

Как нам известно, правда писателя в его произведении всегда является верной

Как нам известно, правда писателя в его произведении всегда является верной но
но это не значит, что его мысли всегда совпадают с мыслями читателя, и нам необходимо думать и воспринимать все так же.


Именно в этой пьесе я согласна с автором и поддерживаю его, но каждый человек должен сделать свой выбор, для себя