Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), повесть Бедная Лиза

Содержание

Слайд 2

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)

Родился в Симбирской губернии, его род имел татарские корни.
Учится

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) Родился в Симбирской губернии, его род имел татарские
в частном пансионе, затем в Москве, в пансионе Шадена.
1789-90 – путешествие по Европе, встреча с Кантом. «Письма русского путешественника».
1791-92 – издает «Московский журнал», в котором публикуется «Бедная Лиза» и другие повести.
1802 – титул историографа. 11 томов «Истории государства Российского».

Слайд 3

«Бедная Лиза» (1792)

Начало русской прозы
Психологизм.
Демократическое начало: «И крестьянки любить умеют!»
«испытывать своё

«Бедная Лиза» (1792) Начало русской прозы Психологизм. Демократическое начало: «И крестьянки любить
сердце, воспитывать себя, учить читателей, воспитывать в них добрые чувства и плакать над бедствиями человечества» (Лотман)
Новый литературный язык: «говори, как пишешь, пиши, как говоришь».

Слайд 4

Орест Кипренский. Бедная Лиза (1827,
Государственная Третьяковская галерея)

Орест Кипренский. Бедная Лиза (1827, Государственная Третьяковская галерея)

Слайд 5

История публикации

Повесть вышла в шестой книжке «Московского журнала» за 1792 год, издаваемого

История публикации Повесть вышла в шестой книжке «Московского журнала» за 1792 год,
самим Карамзиным.
В 1794 году Карамзин перепечатывает «Лизу» в сборнике «Мои безделки».
В 1796 году повесть вышла отдельным изданием.

Слайд 6

Литературные первоисточники

1. Сюжеты о разлученных влюбленных:
Лонг «Дафнис и Хлоя»,
Пьер Абеляр

Литературные первоисточники 1. Сюжеты о разлученных влюбленных: Лонг «Дафнис и Хлоя», Пьер
«История моих бедствий»,
Уильям Шекспир «Ромео и Джульетта»
2. Психологическая проза XVIII века о любви:
Руссо «Юлия, или новая Элоиза»
Гете «Страдания молодого Вертера»

На что ориентировался Карамзин?

Слайд 7

Реакция читателей

В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен, прохожий! воздохни.
Здесь

Реакция читателей В струях сих бедная скончала Лиза дни; Коль ты чувствителен,
бросилася в пруд Эрастова невеста. Топитесь, девушки: в пруду довольно места!
«Может быть, прежде… на сию самую картину, на сии самые предметы смотрел бы я равнодушно и не ощущал бы того, что теперь ощущаю»… «Одно нежное, чувствительное сердце делает тысячу других таковыми» (Петр Шаликов)
Повести Карамзина «произвели полный переворот в русском языке» (Василий Жуковский)

Слайд 8

«Бедная Лиза» и готический роман

Часто прихожу на сие место и почти всегда

«Бедная Лиза» и готический роман Часто прихожу на сие место и почти
встречаю там весну; туда же прихожу и в мрачные дни осени горевать вместе с природою. Страшно воют ветры в стенах опустевшего монастыря, между гробов, заросших высокою травою, и в темных переходах келий. Там, опершись на развалины гробных камней, внимаю глухому стону времен, бездною минувшего поглощенных, — стону, от которого сердце мое содрогается и трепещет. Иногда вхожу в келии и представляю себе тех, которые в них жили, — печальные картины! Здесь вижу седого старца, преклонившего колена перед распятием и молящегося о скором разрешении земных оков своих, ибо все удовольствия исчезли для него в жизни, все чувства его умерли, кроме чувства болезни и слабости. Там юный монах — с бледным лицом, с томным взором — смотрит в поле сквозь решетку окна, видит веселых птичек, свободно плавающих в море воздуха, видит — и проливает горькие слезы из глаз своих. Он томится, вянет, сохнет — и унылый звон колокола возвещает мне безвременную смерть его. Иногда на вратах храма рассматриваю изображение чудес, в сем монастыре случившихся, там рыбы падают с неба для насыщения жителей монастыря, осажденного многочисленными врагами; тут образ богоматери обращает неприятелей в бегство. Все сие обновляет в моей памяти историю нашего отечества — печальную историю тех времен, когда свирепые татары и литовцы огнем и мечом опустошали окрестности российской столицы и когда несчастная Москва, как беззащитная вдовица, от одного бога ожидала помощи в лютых своих бедствиях.

Зачем Карамзин описывает Симонов монастырь?

Слайд 9

Предромантизм (1760-1790 гг.)

1. Интерес к национальному прошлому, особенно к Средневековью.
1756 — «Замок

Предромантизм (1760-1790 гг.) 1. Интерес к национальному прошлому, особенно к Средневековью. 1756
Отранто» Уолпола
1760 — «Поэмы Оссиана», опубликованные Макферсоном
2. Жанры – «кладбищенская поэзия», готический роман. Фантастические, мистические сюжеты.
1790 — «Монах» Льюиса

Предромантизм в европейской культуре

Слайд 10

Лиза и Эраст: природа и цивилизация

Теперь читатель должен знать, что сей молодой

Лиза и Эраст: природа и цивилизация Теперь читатель должен знать, что сей
человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце. Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало. «Натура призывает меня в свои объятия, к чистым своим радостям», — думал он и решился — по крайней мере на время — оставить большой свет.

Что привлекло Эраста к Лизе?

Слайд 11

Конфликт

Система оппозиций

Конфликт Система оппозиций

Слайд 12

Идиллия и страсть

— Эраст восхищался своей пастушкой — так называл Лизу —

Идиллия и страсть — Эраст восхищался своей пастушкой — так называл Лизу
и, видя, сколь она любит его, казался сам себе любезнее. Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его. С отвращением помышлял он о презрительном сладострастии, которым прежде упивались его чувства. «Я буду жить с Лизою, как брат с сестрою, — думал он, — не употреблю во зло любви ее и буду всегда счастлив!» — Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?

Как относится рассказчик к поступку Эраста?

Слайд 13

Сцена падения Лизы

Она бросилась в его объятия — и в сей час

Сцена падения Лизы Она бросилась в его объятия — и в сей
надлежало погибнуть непорочности! — Эраст чувствовал необыкновенное волнение в крови своей — никогда Лиза не казалась ему столь прелестною — никогда ласки её не трогали его так сильно — никогда её поцелуи не были столь пламенны — она ничего не знала, ничего не подозревала, ничего не боялась — мрак вечера питал желания — ни одной звёздочки не сияло на небе — никакой луч не мог осветить заблуждения. — Эраст чувствует в себе трепет — Лиза также, не зная отчего — не зная, что с нею делается… Ах, Лиза, Лиза! Где ангел-хранитель твой? Где — твоя невинность?

Какова функция тире?

Слайд 14

Разрешение конфликта

Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в

Разрешение конфликта Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда
новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!
Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.
Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись. — Хижина опустела. В ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец: там стонет бедная Лиза!»
Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могилке. — Теперь, может быть, они уже примирились!

Меняется ли наше отношение к Эрасту в финале?

Слайд 15

Пейзаж

«впервые в русской культуре художественная проза создала такой образ подлинной жизни, который

Пейзаж «впервые в русской культуре художественная проза создала такой образ подлинной жизни,
воспринимался как более сильный, острый и убедительный, чем сама жизнь».
Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бледную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании. Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.

Какую роль играют описания природы?

Слайд 16

Проблема направления

В зависимости от характера конфликта:

Проблема направления В зависимости от характера конфликта:

Слайд 17

Сентиментализм и классицизм

Сентиментализм и классицизм

Слайд 18

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины 18

СЕНТИМЕНТАЛИЗМ (фр. Sentiment) – направление в европейской литературе и искусстве второй половины
в., сформировавшееся в рамках позднего Просвещения и отразившее рост демократических настроений общества.
Философские истоки сентиментализма восходят к сенсуализму, выдвинувшего идею «естественного», «чувствительного» (познающего мир чувствами) человека. К началу 18 в. идеи сенсуализма проникают в литературу и искусство.
Авторы - Джеймс Томсон, Жан-Жак Руссо, Гёте, Лоренс Стерн, в какой-то мере Ричардсон.

Сентиментализм

Слайд 19

Сентиментализм

Герой – «естественный человек». Имеет задатки естественной добродетели, чувствителен.
Обращение к внутреннему

Сентиментализм Герой – «естественный человек». Имеет задатки естественной добродетели, чувствителен. Обращение к
миру, установка на субъективизм.  
Главная ценность – чувство.
Конфликт – столкновение идеала с разлагающей его цивилизацией.
Жанры: повесть, элегия, роман в письмах, дневник путешествия, мемуары.