- Главная
- Литература
- Новинки музыкальной литературы
Содержание
- 2. Герцман, Е. В. Следы встречи двух музыкальных цивилизаций : в 2 т. / Е. В. Герцман.
- 3. Сабанеев, Л. П. История русской музыки. Музыка после Октября. Еврейская национальная школа в музыке : сборник
- 4. Устюгова, А. В. Древнерусские смычковые инструменты X–XVII веков : монография / А. В. Устюгова. — Москва
- 5. Насонов, Р. А. Музыка: диалог с Богом : от архаики до электроники / Р. А. Насонов.
- 6. «Книга писем» — уникальный эпистолярный памятник второй половины ХХ – начала ХХI века, летопись почти полувековой
- 7. Маэстро Валерий Гергиев — один из ярчайших дирижёров современности, чьё искусство востребовано во всём мире. Вот
- 9. Скачать презентацию
Слайд 2Герцман, Е. В. Следы встречи двух музыкальных цивилизаций : в 2 т.
Герцман, Е. В. Следы встречи двух музыкальных цивилизаций : в 2 т.
Е. В. Герцман. — Санкт-Петербург : Мiръ, 2020. — (Studium monumentorum antiquae scientiae de musica). —
Т. 1. — 447 с. : ил., ноты, факс.
Т. 2. — 766 с. : ил., табл., ноты.
В работе исследуются два уникальных анонимных памятника античного и византийского музыкознания, отражающих те тенденции в музыкальной практике и науке о музыке, которые сформировались на рубеже заката Античности и в начале Средневековья. Один из них, озаглавленный «Святоградец», датируется XIV в. и написан на средневековом греческом языке (хотя в нём отражены традиции значительно более раннего периода); его единственный сохранившийся список находится в Парижской национальной библиотеке под шифром Codex Parisinus Ancien fonds grec 360. Второй документ — «Искусство музыки», написан на древнегреческом языке, сохранилось довольно много его списков и самый ранний из них находится в манускрипте 1040 г. Codex Heidelbergensis Palatinus gr. 281.
На основании анализа этих источников и комплекса всех остальных сведений античных и средневековых памятников были выявлены характерные тенденции музыкальной практики и науки о музыке того переходного исторического периода, который до сих пор во многом остается неизвестным. Наряду с обстоятельным исследованием представлены подлинные тексты указанных трактатов с их комментированным переводом на русский язык.
В первый том исследования вошли первые две его части. Первая из них посвящена истории изучения обоих трактатов, представляющую собой весьма сложный процесс, в котором участвовали музыковеды и филологи разных европейских стран.
Вторая часть содержит анализ сведений, сохранившихся в «Святоградце» и касающихся византийской музыкальной цивилизации эпохи её становления.
В третьей части монографии те же источники анализируются с точки зрения особенности античной музыкальной цивилизации эпохи её заката. Здесь же содержатся важнейшие выводы, касающиеся взаимодействия двух указанных цивилизаций. Многие важные аспекты этих контактов до сих пор не были зафиксированы в науке. Основные из них изложены в заключительном разделе — «Через черные дыры к следам истории».
В качестве Приложений к публикуемому исследованию, в томе размещены тексты обоих трактатов на языке оригинала, «Словарь» каждого из них, а также переводы памятников музыкознания, впервые сделанные на русский язык.
Публикация рассчитана не только на музыковедов и историков музыки, но также на историков, филологов, культурологов и всех интересующихся историей искусств и культурой указанных музыкальных цивилизаций.
Слайд 3Сабанеев, Л. П. История русской музыки. Музыка после Октября. Еврейская национальная школа
Сабанеев, Л. П. История русской музыки. Музыка после Октября. Еврейская национальная школа
Исследования известного музыкального критика, учёного, историка и теоретика музыкального искусства Серебряного века и русского зарубежья Л. Л. Сабанеева включают в себя статьи, в большей части посвящённые русской музыке и написанные, в основном, в эмиграции, а также еврейской музыке. Эта работа, опубликованная в 1924 году, незадолго до отъезда Сабанеева во Францию, переведена впоследствии на несколько иностранных языков. Она стала, по существу, первым кратким, но глубоким и содержательным исследованием исторической ситуации, приведшей к рождению в начале ХХ века сообщества талантливых еврейских композиторов, вызывающего ассоциации с «Могучей кучкой». Правда, в 1914 году появился сборник статей Л. И. Саминского под названием «Об еврейской музыке», но это был взгляд «изнутри», позиция непосредственного участника событий, композитора и активного деятеля Общества еврейской народной музыки. А Сабанеев смотрел «извне», как русский музыкант, горячо сочувствующий начинаниям и достижениям еврейских коллег-композиторов.
Огаркова, Н. А. Церемонии, празднества, музыка русского двора. XVIII – начало XIX века / Н. А. Огаркова ; Рос. ин-т истории искусств. — Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 2020. — 463 с., [16] л. ил., портр., факс. : ил., ноты.
Главный предмет книги — музыка в церемониальной и частной жизни русского двора XVIII — начала XIX века. Стремление монархов и монархинь создать по-европейски полноценный двор определило путь быстрого вхождения в общество новой европейской музыки, предназначенной для церемоний в дни династических, викториальных, кавалерских праздников. Размах официальных торжеств в России вдохновлял композиторов на грандиозные проекты панегирического толка и разного рода музыкальные новшества, где самым причудливым образом уживалось «своё» и «чужое». Разнообразные сюжеты расскажут читателю о тех формах музыкального досуга, которые русская аристократия, внедрив в повседневную жизнь, особенно ценила, любила и к которым была наиболее восприимчива.
Слайд 4Устюгова, А. В. Древнерусские смычковые инструменты X–XVII веков : монография / А.
Устюгова, А. В. Древнерусские смычковые инструменты X–XVII веков : монография / А.
Настоящая монография — первое исследование, посвященное истории древнерусских смычковых инструментов Х–XVII веков. На основании обобщения широкого круга источников (письменных, изобразительных, археологических и фольклорных) исследовано возникновение и развитие древнерусского смычкового инструментария. Впервые выделены основные типы древнерусских смычковых инструментов, определена сфера их бытования и функционирования. Раскрыта преемственность древнерусских смычковых исполнительских традиций и современного русского фольклора. Особое внимание уделено проблемам древнерусской музыкальной терминологии и анализу изменения смыслового значения термина в исполнительской практике различных исторических периодов.
Издание адресовано музыкантам-профессионалам, музыковедам, преподавателям и студентам музыкальных учебных заведений, а также всем, кто интересуется историей древнерусской музыкальной культуры.
Герцман, Е. В. Уцелевшее письменное наследие античного инструментоведения : монография / Е. В. Герцман ; Российский государственный педагогичекий университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им.
А. И. Герцена, 2020. — 407 с., [8] л. цв. ил. . : ил., ноты, табл. — (Музыкальная коллекция).
Данная монография посвящена сложной судьбе древней «Органики», то есть разделу античной науки о музыке, посвящённой музыкальным инструментам. По многим историческим причинам сведения об этой области знания почти не сохранились (в данном издании они подробно обсуждаются). Поэтому для частичного восстановления хотя бы основных аспектов античного инструментоведения приходится анализировать большое количество источников, которые лишь косвенно связаны с этой сферой исторического музыкознания.
Монография рассчитана не только на студентов, изучающих историю музыки, но и на всех, кто интересуется историей искусств.
Слайд 5Насонов, Р. А. Музыка: диалог с Богом : от архаики до электроники
Насонов, Р. А. Музыка: диалог с Богом : от архаики до электроники
Всегда ли музыка была тем языком, на котором люди обращались к Богу, размышляя о жизни, смерти и бессмертии, или же она стала им в определённый исторический момент? Почему среди значимых фигур культуры новейших времён так много композиторов — чудаков и безумцев? Быть может, сама наша цивилизация, не дождавшись желанного конца света, сошла с ума, а для тех, кто боится её безумия, была создана массовая культура? Для тех, кто не боится, кто любит вдумчивое чтение и готов потратить время, слушая «сложную» музыку в поисках мудрой простоты смысла, написана эта книга.
Слайд 6 «Книга писем» — уникальный эпистолярный памятник второй половины ХХ – начала
«Книга писем» — уникальный эпистолярный памятник второй половины ХХ – начала
Письма собраны человеком, который писал и получал их из десятков городов во многих странах и с разных континентов, — Игорем Ивановичем Блажковым (р. 1936), выдающимся дирижёром, апологетом новой музыки, который ещё в 60-е годы прошлого столетия, работая вторым дирижёром в оркестре Мравинского в Ленинграде, знакомил своих соотечественников с авангардной музыкой Чарльза Айвза, Эдгара Вареза, Антона Веберна, Андрея Волконского, Эдисона Денисова, Николая Каретникова, Валентина Сильвестрова, Арнольда Шёнберга, возродил к жизни после тридцатилетнего забвения Вторую и Третью симфонии Дмитрия Шостаковича.
В 1962 году, будучи совсем молодым человеком, Игорь Блажков впервые в СССР исполнил запрещённую многие годы музыку Игоря Стравинского. За исполнение авангардной музыки решением Министерства культуры СССР в 1968 году Игорь Блажков был уволен из Ленинградской филармонии.
Талант Блажкова высоко ценили дирижёры Евгений Мравинский, Геннадий Рождественский, одна из величайших пианисток ХХ века Мария Юдина. Многолетняя переписка со Стравинским и Юдиной — значительнейшая часть обширного эпистолярного наследия Игоря Блажкова, включённого в «Книгу писем».
Издание адресовано историкам, искусствоведам, студентам гуманитарных вузов, самому широкому кругу людей, интересующихся музыкальной культурой нашей эпохи.
Читатели имеют возможность прослушать аудиозаписи музыкальных произведений, исполненных различными коллективами под управлением Игоря Блажкова. Они составили три CD, каждый из которых прилагается к соответствующему тому этого издания.
Блажков, И. И. Книга писем : в 3 т. / И. И. Блажков. — Санкт-Петербург : Композитор — Санкт-Петербург, 2020. —
Т. 1. — 504 с., [20] л. портр., фот. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Т. 2. — 565 с., [35] л. ил., портр. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Т. 3. — 495 с., [19] л. ил., портр. + 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
Слайд 7 Маэстро Валерий Гергиев — один из ярчайших дирижёров современности, чьё искусство
Маэстро Валерий Гергиев — один из ярчайших дирижёров современности, чьё искусство
Уникальным взглядом на судьбу маэстро через призму эпохальных событий в нашей стране и мире делится один из главных специалистов по России в Японии, много лет проработавший корреспондентом японской телекомпании NHK в Москве, Кадзуо Кобаяси. Дружба автора книги с Валерием Гергиевым длится вот уже более 25 лет. За эти годы журналист снял о своём герое два документальных фильма, побывал на родине дирижёра в Северной Осетии, следил за его работой и творчеством как в России, так и за рубежом — будь то блистательные международные гастроли или полное риска и самоотверженности выступление в сирийской Пальмире. Перед вами — почти репортажное повествование человека, входящего в близкое окружение Гергиева, тонко чувствующего характер и устремления своего талантливого друга, восхищением и признательностью к которому пронизана эта откровенная биография.
Кобаяси, Кадзуо. Валерий Гергиев : симфония жизни / К. Кобаяси ; пер. с яп. Е. Рябовой и А. Кузнецова. — Москва : Времена : АСТ, 2021. — 236, [3] с. : ил., портр. — (Большая биография).