Слайд 2Тема Петербурга в творчестве писателей XIX века занимает отнюдь не последнее место.
Город, построенный вопреки всем законам природы, по воле одного только человека; город, созданный за небывало короткий срок, словно в сказке; город, ставший воплощением различных человеческих противоречий, символом извечной борьбы благополучия с нищетой, великолепия с уродством, — таким Петербург предстает перед нами в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя.
Слайд 4Гоголь описывает Петербург как город, где человеческие отношения искажены, торжествует пошлость, а
таланты гибнут, где “... кроме фонаря, все дышит обманом”. Герои Гоголя сходят с ума или погибают в неравной борьбе с жестокими условиями действительности.
Слайд 5«Невский проспект»
Н. В. Гоголь в повести «Невский проспект» писал; «Нет ничего лучше
Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге; для него он составляет все».
Слайд 6Образ «Маленького человека»
Тема “маленького человека” в литературе существовала и до ее обозначения
в творчестве Н. В. Гоголя. Впервые она прозвучала в “Медном всаднике” и “Станционном смотрителе” А. С. Пушкина.
Слайд 7
Образ “маленького человека” таков: это бедный, не знатный человек, оскорбляемый высшими
по чину людьми и доведенный до отчаянья всем образом своей жизни, ощущающий свое бессилие перед жизнью. Порой он способен на протест. К бунту “маленького человека” всегда ведет жизненная катастрофа, но исход протеста — безумие, смерть.
Слайд 8Гоголь был поражен картинами глубоких общественных противоречий, трагических социальных катастроф. Он узнал
на собственном опыте и положение бедного чиновника, и среду молодых художников, и переживания бедняка, у которого нет денег на покупку теплой шинели. Именно этот жизненный опыт позволил Гоголю столь зримо показать в своих повестях Петербург с его внешним великолепием и глубокими социальными контрастами.
Слайд 9 Жертвой Петербурга, жертвой нищеты и произвола является и Акакий Акакиевич Башмачкин.—
герой повести “Шинель”. “Он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновение налегать на тех, которые не могут кусаться”,— так говорит о Башмачкине Гоголь.
Слайд 10 “Записки сумасшедшего”, несомненно, одна из наиболее трагических повестей цикла “Петербургские повести”.
Слайд 11В произведении «Нос» Гоголь показывает себя гениальным художником абсурда. Майор Ковалев -
персонаж чрезвычайно самолюбивый, предпочитающий, чтобы к нему обращались по званию, имеющий весьма далеко идущие планы стать губернатором в результате удачной женитьбы - однажды просыпается без носа. Впрочем, его ни капли не потрясает фантастичность происшедшего, гораздо больше майора волнует, как же в таком виде отправиться в должность
Слайд 13Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести
“Портрет”: "это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”.