- Главная
- Литература
- Образ женщины в тувинской литературе
Содержание
- 2. Тувинка я Тувинка я. Народ мой гордый. Я дочь серебряной горы. Дитя тувинского народа, И я
- 3. Невозможно представить мировую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она вносит какой-то
- 4. Кенин-Лопсан, Монгуш Борахович. Тувинка : роман. Часть первая : Херээжок - отверженная ; Часть вторая :
- 5. Кенин-Лопсан, Монгуш Борахович. Судьба женщины : роман / М. Б. Кенин-Лопсан ; перевод с тувинского В.
- 6. Роман повествует о перипетиях жизни шаманки "небесного происхождения", бабушки писателя Куулар Хандыжап Медикеевны. В народе она
- 7. С. Сарыг-оол создал убедительные образы женщин, занимающихся традиционным промыслом. Это Ильдирмаа из повести «Подарок», Шончалай из
- 8. В своем романе писатель реалистично показал жизнь типичной городской молодежи, поднял вопрос социального порицания, стяжательства среди
- 9. Серен-оол, Владимир Седипович. Кан-кыс : героическое сказание : для старшего и среднего возраста / В. С.
- 10. Рассказы О. Саган-оола рисуют первые образы женщин-работниц ― Севильбы в «Парне из сумона» и Хандыва ―
- 11. Кудажи, Кызыл-Эник Кыргысович. Анай-Кыс : повесть / К.-Э. Кудажи ; перевод с тувинского Т. Петелиной ;
- 13. Скачать презентацию
Слайд 2 Тувинка я
Тувинка я. Народ мой гордый.
Я дочь серебряной горы.
Дитя тувинского народа,
И я – наследница
Тувинка я
Тувинка я. Народ мой гордый.
Я дочь серебряной горы.
Дитя тувинского народа,
И я – наследница
Я ветер, что колышет травы,
Степной цветок, лазурь озёр.
Под стать реке с упрямым нравом,
Стремительно бегущей с гор.
Зоя Донгак
Слайд 3 Невозможно представить мировую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным
Невозможно представить мировую литературу без образа женщины. Даже не будучи главным
Представляем вашему вниманию произведения классиков тувинской литературы, создавших образы женщин, строящих новое общество Тувы. Произведения, переведенные на русский язык, составляют золотой фонд Научной библиотеки.
Слайд 4Кенин-Лопсан, Монгуш Борахович.
Тувинка : роман. Часть первая : Херээжок -
Кенин-Лопсан, Монгуш Борахович.
Тувинка : роман. Часть первая : Херээжок -
М.Б. Кенин-Лопсан - старейший тувинский прозаик. Его талант многогранен. Он поистине поэт-романтик, сказочник-романист и ученый мифолог. Талант М.Б. Кенин-Лопсана широкомасштабный и корнями связан с тувинским фольклором. Роман "Тувинка" - серьезная попытка автора раскрыть характер и осмыслить внутренний мир женщины на переломе двух эпох. Писатель мастерски воссоздал обстановку тех далеких лет, когда в Туву пришла советская власть.
Слайд 5Кенин-Лопсан, Монгуш Борахович.
Судьба женщины : роман / М. Б. Кенин-Лопсан
Кенин-Лопсан, Монгуш Борахович.
Судьба женщины : роман / М. Б. Кенин-Лопсан
«Судьба женщины» – второй роман тувинского поэта и прозаика Монгуша Бораховича Кенин-Лопсана. С глубоким знанием истории своего родного края, с любовью и пониманием психологии его людей писатель повествует о жизни трудовой аратки Кулчи, о её трудном пути от горестей и унижений к высокой гордости полноправной гражданки народной Тувы. Многие страницы романа посвящены дружбе трудовых людей, русских и тувинцев, их общей борьбе за новую жизнь.
Слайд 6Роман повествует о перипетиях жизни шаманки "небесного происхождения", бабушки писателя Куулар Хандыжап
Роман повествует о перипетиях жизни шаманки "небесного происхождения", бабушки писателя Куулар Хандыжап
Кенин-Лопсан, Монгуш Борахович.
Судьба шаманки : роман. - Абакан : Журналист, 2016. - 176 с. – Текст : непосредственный.
Слайд 7 С. Сарыг-оол создал убедительные образы женщин, занимающихся традиционным промыслом. Это Ильдирмаа
С. Сарыг-оол создал убедительные образы женщин, занимающихся традиционным промыслом. Это Ильдирмаа
В основу сюжета повести «Подарок» положено изображение семьи, в которой охотой занимается женщина, а муж осваивает работу на шахте. Их совместным вкладом в дело помощи фронту стали весь заработок и вся добыча, которые они отдают для победы. В центре повести описание процесса охоты, общение человека с природой. Ощущение себя как части окружающей природы помогает героине оценить собственную значимость и ценность. Она чувствует себя частицей этой земли и всего космоса.
Образ деятельной, активной женщины, которая берет на себя функцию мужчины как добытчика, восходит к древним истокам, когда роль женщины в социуме была ведущей. Память об этом сохранилась в тувинском фольклоре, в героическом эпосе, в сказках, в которых большую роль играют женщины. Сестры богатырей, их невесты и жены, мудрые кадын, дангыны как мифические и реальные существа не просто дают советы, но и участвуют в действиях, способны совершать героические деяния.
Сарыг-оол, Степан Агбанович.
У Саян : повесть и рассказы : для среднего школьного возраста / перевод с тувинского ; рисунки О. Демидовой. – Москва : Детская литература, 1965. – 112 с. – Текст : непосредственный.
Слайд 8 В своем романе писатель реалистично показал жизнь типичной городской молодежи, поднял
В своем романе писатель реалистично показал жизнь типичной городской молодежи, поднял
Разные образные характеристики наделяются и исконными народными чертами тувинской женщины покорностью судьбе (Шоваа Шожутовна), благородством, преданностью, материнской заботливостью, неравнодушием (Дензиваа) и способностью осознать пагубность своего положения и найти свое место в обществе (Эмер-кыс и Сама).
Сурун-оол, Салим Сазыгович.
Оске кадай : роман / С. К. Сурун-оол. – Кызыл : Тыванын ном ундурер чери, 1980. – 217 ар. – Текст : непосредственный.
Слайд 9Серен-оол, Владимир Седипович.
Кан-кыс : героическое сказание : для старшего и среднего
Серен-оол, Владимир Седипович. Кан-кыс : героическое сказание : для старшего и среднего
Это легенда о любви и коварстве, волшебстве и приключениях, жизни и смерти, битвах и чудесах. Тувинская богатырка Кан-Кыс побеждает недругов не только умом, но и хитростью. На русском и тувинском языках.
Поэтическое переложение тувинского народного сказания о девушке по имени Кан-Кыс.
Слайд 10 Рассказы О. Саган-оола рисуют первые образы женщин-работниц ― Севильбы в «Парне
Рассказы О. Саган-оола рисуют первые образы женщин-работниц ― Севильбы в «Парне
Севильба ― общественница, комсомолка, боевая веселая девушка. Она резко и прямо говорит своему другу Бады о его недостатках, воздействуя на его самолюбие: «Ты хочешь сбежать с производства? Я не ожидала, что трусом окажешься. Ты сейчас не в сумоне, а на заводе. Ты храбрый, когда идешь в тайгу на медведя или когда палкой разгоняешь волков, но ты испугался неудачи на производстве».
Большим художественным обаянием обладает образ старой Кара-Уруг рассказа «Аржан». В том, как она мыслит, говорит и работает, писатель во всем тонко прослеживает и обрисовывает типичные черты тувинки. В Кара-Уруг запечатлена национальная неповторимость характера тувинской женщины. В образах стариков-супругов трогают нерушимая верность, глубокое понимание друг друга с полуслова, взаимная забота и тихая ласка.
В пьесах О. Саган-оола много женских характеров: в «Стремлении» — комсорг Дарыйма, в «Одном сельсовете» — зоотехник Долчан и почтальон Сюрюнма, в «Спою тебе» — библиотекарь Хураганмай, медсестра Норжунма ― эти образы говорят о новой большой жизни бывшей аратки-кочевницы.
Саган-оол, Олег Карламович.
Чогаалдар : шулуктер, рассказтар, шиилер. – Кызыл : Тыванын ном ундурер чери, 1958. – 268 ар. – Текст : непосредственный.
Слайд 11Кудажи, Кызыл-Эник Кыргысович.
Анай-Кыс : повесть / К.-Э. Кудажи ; перевод с
Кудажи, Кызыл-Эник Кыргысович.
Анай-Кыс : повесть / К.-Э. Кудажи ; перевод с
Повесть написана на основе подлинных событий. Герои Кудажи, живущие и работающие в Туве, своим трудом, своими идеалами утверждают новую жизнь.Это Анай-кыс и Лапчар, Эрес и Долаана. В борьбе с трудностями мужают их характеры, в борьбе с пережитками прошлого отстаивают они свою любовь, право на счастье.