Поэзия М.И. Цветаевой

Содержание

Слайд 2

Поэтессу Марию Цветаеву невозможно спутать ни с кем другим. Стихи ее узнаются

Поэтессу Марию Цветаеву невозможно спутать ни с кем другим. Стихи ее узнаются
безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации.
В ее поэзии нет и следа покоя, умиротворенности, созерцательности. Она вся – в буре, в вихревом движении, в действии и поступке.

Слайд 3

Вечная и самая дорогая Цветаевой тема – свобода и своеволие не знающей

Вечная и самая дорогая Цветаевой тема – свобода и своеволие не знающей
меры души. Она дорожит и любуется этой прекрасной, окрыляющей свободой.
Свободна и сама поэзия Цветаевой. Ее слово всегда свежее, не затертое, прямое, конкретное, не содержащее посторонних смыслов. Такое слово передает жест не только душевный, но и физический; оно, всегда ударное, выделенное, интонационно подчеркнутое, сильно повышает эмоциональный накал и драматическое напряжение речи:«Нате! Рвите! Глядите! Течет, не так ли? Заготавливайте чан!»

Слайд 4

Не разведенная чувством меры –
Вера! Аврора! Души – лазурь!
Дура – душа, но

Не разведенная чувством меры – Вера! Аврора! Души – лазурь! Дура –
какое Перу
Не уступалось – души за дурь?

Слайд 5

Но главным средством организации стиха был для Цветаевой ритм. Это – сама

Но главным средством организации стиха был для Цветаевой ритм. Это – сама
суть, сама душа ее поэзии. В этой области она явилась и осталась смелым новатором, щедро обогатившим поэзию XX века множеством великолепных находок. Она беспощадно ломала течение привычных для слуха ритмов, разрушала гладкую, плавную мелодию поэтической речи. Ритмика Цветаевой постоянно настораживает, держит в оцепенении. Ее голос в поэзии – страстный и сбивчивый нервный монолог, стих прерывист, неровен, полон ускорений и замедлений, насыщен паузами и перебоями.

Слайд 6

В своем стихосложении Цветаева вплотную приблизилась к ритмике Маяковского:

Опрокинутыми…
                            Нот, планет –
Ливнем!
           

В своем стихосложении Цветаева вплотную приблизилась к ритмике Маяковского: Опрокинутыми… Нот, планет
- Вывезет!!!
                               Конец… На-нет…

Слайд 7

Поэзия Марины Цветаевой немелодична, ненапевна, дисгармонична. Наоборот, она вобрала в себя рокот

Поэзия Марины Цветаевой немелодична, ненапевна, дисгармонична. Наоборот, она вобрала в себя рокот
волн, раскаты грома и крик, затерявшийся в арии морского шторма. Цветаева восклицала: «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!». Она умела рвать стих, дробить на мелкие части, «разметать в прах и хлам». Единица ее речи не фраза и не слово, а слог. Цветаевой свойственно расчленение стихотворной речи: слово деление и слогоделение.

Слайд 8

В Россию – вас, в Россию – масс,
В наш-час – страну! в

В Россию – вас, в Россию – масс, В наш-час – страну!
сей-час – страну!
В на-Марс – страну! в без-нас – страну!

Слайд 9

Особую роль с системе средств выразительности  Цветаевой играет пауза. Пауза – это

Особую роль с системе средств выразительности Цветаевой играет пауза. Пауза – это
тоже полноправный элемент ритма. В противовес привычной постановке пауз на конец строки у Цветаевой они смещены, сплошь и рядом приходятся на середину строки или на следующую строфу. Поэтому стремительный стих поэта спотыкается, обрывается, поднимается:

Слайд 10

Двадцать лет свободы –
Всем. Огня и дома –
Всем. Игры, науки –
Всем. Труда

Двадцать лет свободы – Всем. Огня и дома – Всем. Игры, науки
– любому,
 Лишь бы были руки.

Слайд 11

Цветаева всегда хотела добиться максимума выразительности при минимуме средств. В этих целях

Цветаева всегда хотела добиться максимума выразительности при минимуме средств. В этих целях
она предельно сжимала, уплотняла свою речь, жертвовала эпитетами, прилагательными, предлогами, другими пояснениями, строила неполные предложения

Слайд 12

Все великолепье –
Труб – лишь только лепет
Трав – перед тобой.

Все великолепье – Труб – лишь только лепет Трав – перед тобой.

Слайд 13

Марина Цветаева – большой поэт, ее вклад в культуру русского стиха XX

Марина Цветаева – большой поэт, ее вклад в культуру русского стиха XX
века значителен. Судорожные и вместе с тем стремительные ритмы Цветаевой – это ритмы XX века, эпохи величайших социальных катаклизмов и грандиозных революционных битв.