Посвящается Ивану Сергеевичу Тургеневу (1818 - 1883)

Содержание

Слайд 2

Иван Сергеевич Тургенев – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург,

Иван Сергеевич Тургенев – знаменитый русский писатель и поэт, публицист и драматург,
классик русской и мировой литературы XIX века. Творчество Тургенева включает множество романов, повестей, рассказов, пьес и стихотворений. Иван Тургенев при жизни получил мировую славу. Его переводили в Европе, Америке. Он был знаком со многими зарубежными классиками, а для Мопасана даже стал учителем. Тургенев прорубил окно для русской литературы в Европу: популяризивал Толстого, Достоевского, переводил Пушкина. Именно он открыл самобытность русской культуры для запада. Сам Тургенев, проведя большую часть жизни за границей, сильно тосковал по родине. В своем творчестве классик сумел выразить чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей родины, уверенность в силе и мужестве русского человека.
Иван Сергеевич
Тургенев
(1818 - 1883)

Слайд 3

Великая сила искусства заключается в том, чтобы волновать душу человека, вызывая бесконечные

Великая сила искусства заключается в том, чтобы волновать душу человека, вызывая бесконечные
устремления его к добру, красоте, свету.
И. С. Тургенев

Слайд 4

Тургенев-поэт

К своему подлинному призванию в литературе Тургенев пробивался как бы на ощупь.

Тургенев-поэт К своему подлинному призванию в литературе Тургенев пробивался как бы на
Он начинал как поэт, имел на этом поприще некоторый успех и не подозревал в себе прозаика. В зрелые годы Тургенев стеснялся своих ранних поэтических опытов и никогда не включал их в собрания сочинений. Между тем стихи молодого Тургенева вовсе не были откровенно плохи. Они были заурядны. Так или почти так мог написать стихи любой грамотный, образованный, начитанный и владеющий словом молодой человек. Останься Тургенев лишь поэтом, его стихи были бы забыты. Но появившиеся позднее прозаические вещи писателя придают его лирике дополнительный смысл.

Традиционные романтические мотивы — разочарованность, одиночество лирического героя, “погибшая” любовь, таинственность бытия, — на которых построены самые первые стихи Тургенева, постепенно вытесняются из его поэзии совсем другими образами. Стихи начинают тяготеть к чётко прорисованной предметной детали, жанровой сценке, портрету. Размеренное дыхание прозы всё настойчивей остужает романтический пыл тургеневской поэзии и заметно улучшает её качество. Но чем “прозаичнее”, тем ярче оказываются стихи Тургенева! Это особенно заметно по циклу “Деревня”, где даже строки стихотворений удлиняются, а в стихотворении “Первый снег” исчезает рифма.

Слайд 5


Тургенев, И. С.    Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе / И. С. Тургенев. -

Тургенев, И. С. Повести. Рассказы. Стихотворения в прозе / И. С. Тургенев.
Москва: Дрофа : Вече, 2006. - 399 с. + Прил. - (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

Слайд 6

Тургенев-прозаик

Романы и повести занимают особое место в творчестве И. С. Тургенева. Именно

Тургенев-прозаик Романы и повести занимают особое место в творчестве И. С. Тургенева.
в них писатель наиболее полно представил живую картину сложной, напряженной общественной и духовной жизни России. В своей совокупности произведения Тургенева явились художественной летописью идейных исканий и духовной жизни русской интеллигенции нескольких эпох - от 40-х до 70-х годов, что придает им непреходящую ценность. Каждая из этих эпох в жизни русского общества и русской интеллигенции представлена в романах Тургенева в живых и художественно полнокровных образах «героев времени» - носителей общественных стремлений, философских взглядов и нравственных исканий того или другого исторического периода.

Все романы не только социально-психологические, но и философские. Философские и нравственно-философские проблемы занимают большое место в идейной структуре романов, в диалогах-спорах персонажей, в мировоззрении главных героев. Интересы личности и других людей, проблема счастья и долга, «принципы» и «ощущения», человек и природа, природа любви, исторические пути и судьбы России и т.п. - таков далеко не полный перечень таких проблем, над которыми размышляют и которые стремятся решить тургеневские герои.

Слайд 7


Тургенев, И. С.    Повести / И. С. Тургенев. - Москва: Правда, 1979. -

Тургенев, И. С. Повести / И. С. Тургенев. - Москва: Правда, 1979.
287 с.: ил.
Тургенев, И. С.    Рудин. Дворянское гнездо. Накануне: романы / И. С. Тургенев; сост. М. А. Кучерская. - 2-е изд., стер. - Москва: Дрофа : Вече, 2003. - 446 с.

Слайд 8

Тургеневские девушки

Личная жизнь Тургенева сложилась не совсем удачно, писатель чувствовал себя глубоко

Тургеневские девушки Личная жизнь Тургенева сложилась не совсем удачно, писатель чувствовал себя
одиноким. В этих условиях сформировалось тургеневское изображение любви. В его произведениях почти не бывает счастливой развязки, а последний аккорд чаще грустный. Но, тем не менее, почти никто из русских писателей не уделил столько внимания изображению любви, никто в такой мере не идеализировал женщину, как Иван Тургенев.
Характеры женских персонажей его произведений сформировали литературный феномен «тургеневской девушки» — типичной героини его произведений. Таковы Лиза в повести «Дневник лишнего человека», Наталья Ласунская в романе «Рудин», Ася в одноимённой повести, Вера в повести «Фауст», Елизавета Калитина в романе «Дворянское гнездо», Елена Стахова в романе «Накануне», Марианна Синецкая в романе «Новь» и другие.

Слайд 9


Тургенев, И. С.    Повести / И. С. Тургенев. - Москва: Правда, 1979. -

Тургенев, И. С. Повести / И. С. Тургенев. - Москва: Правда, 1979. - 287 с.: ил.
287 с.: ил.

Слайд 10

Лишние люди в изображении Тургенева

Несмотря на то, что традиция изображения «лишних людей»

Лишние люди в изображении Тургенева Несмотря на то, что традиция изображения «лишних
возникла до Тургенева, именно ему принадлежит приоритет в определении данного типа литературных персонажей. Название «Лишний человек» закрепилось после выхода в 1850 году тургеневской повести «Дневник лишнего человека». «Лишние люди» отличались, как правило, общими чертами интеллектуального превосходства над окружающими и одновременно пассивностью, душевным разладом, скептицизмом по отношению к реалиям внешнего мира, расхождением между словом и делом. Тургенев создал целую галерею подобных образов: Чулкатурин («Дневник лишнего человека»), Рудин («Рудин»), Лаврецкий («Дворянское гнездо»), Нежданов («Новь»), Базаров («Отцы и дети»).

Слайд 11

«Отцы и дети»

Роман “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году в

«Отцы и дети» Роман “Отцы и дети” был опубликован в 1862 году
журнале “Русский вестник” и сразу же привлёк к себе внимание читателей. “Отцы и дети” были злободневны, Тургенев задел “больную” для общества тему. Проблема “отцов и детей”, поставленная в центр романа, — проблема вечная. Смена поколений, сопровождающаяся обновлением вкусов и взглядов, неизбежно вызывает споры между родителями и детьми. Роман «Отцы и дети» стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы, как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.
Тургенев, И. С.    Отцы и дети: роман / И. С. Тургенев. - Киев: Днiпро, 1979. - 184 с.

Слайд 12

Тургенев-драматург

Драматургия составляет особую и существенную часть творческого наследия И.С. Тургенева. Тургенев не

Тургенев-драматург Драматургия составляет особую и существенную часть творческого наследия И.С. Тургенева. Тургенев
только автор нескольких шедевров, вошедших в золотой фонд русского классического репертуара и завоевавших признание деятелей и теоретиков международного театра, он создал свою драматургическую систему. Тургенев-драматург был широко признан в Европе. Его пьесы имели успех на сценах парижского Театра Антуана, венского Бургтеатра, мюнхенского Камерного театра, берлинского, кёнигсбергского и других немецких театров.

Конец 1840-х — начало 1850-х годов стали временем наиболее интенсивной деятельности Тургенева в области драматургии. Он написал пьесы «Где тонко, там и рвётся», «Нахлебник», «Завтрак у предводителя», «Холостяк», «Месяц в деревне», «Провинциалка». Из всех его пьес наибольший успех выпал на долю «Месяца в деревне». Ещё при жизни автора театры начали с различным успехом инсценировать его романы и повести: «Дворянское гнездо», «Степной король Лир», «Вешние воды». Эту традицию продолжают и современные театры.

Слайд 13

Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т.

Тургенев, И. С. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Т.
2. Сцены и комедии, 1843-1852 / И. С. Тургенев. - Москва: Наука, 1979. - 703 с.

Слайд 14

Увлечение охотой

И. С. Тургенев был в своё время одним из самых знаменитых в России

Увлечение охотой И. С. Тургенев был в своё время одним из самых
охотников. Любовь к охоте будущему писателю привил его дядя Николай Тургенев. В 1837 году Тургенев познакомился с крестьянином-охотником Афанасием Алифановым, который в дальнейшем стал его частым спутником по охоте. Писатель его выкупил за тысячу рублей; тот поселился в лесу, в пяти верстах от Спасского. Афанасий был прекрасным рассказчиком, и Тургенев нередко приходил к нему посидеть за чашкой чая и послушать охотничьи истории. Именно Афанасий стал прототипом Ермолая из «Записок охотника».

Слайд 15

“Записки охотника”
“Записки охотника” — цикл охотничьих рассказов. Рассказчик, страстный охотник, бродит

“Записки охотника” “Записки охотника” — цикл охотничьих рассказов. Рассказчик, страстный охотник, бродит
по российским губерниям, стреляет дичь, а заодно встречается с окрестными крестьянами, беседует с ними, наблюдает их жизнь, слушает их разговоры. Как будто ничего особенного. Почему же современники ждали выхода каждого очередного рассказа “Записок” с таким нетерпением? Да потому, что им было интересно. “Записки” — бесконечная портретная галерея, только смотрят с этих портретов не блестящие генералы, не разочарованные юноши, не задумчивые барышни, не помещики, не чиновники — простые крестьяне. Мужички, бабы, дети. Весёлые, хитрые, угрюмые, великодушные, плачущие, тоскующие, убогие, ласковые, жестокие, отчаянные головы и смиренники — очень разные. И очень настоящие. Это было читателю внове, таких героев в литературе он никогда ещё не встречал.
Тургенев, И. С.    Записки охотника. / И. С. Тургенев. - Минск: Мастацкая лiтаратура, 1988. - 121 с.

Слайд 16

Современники о Тургеневе
У него огромный талант, и коли правду сказать,- так он

Современники о Тургеневе У него огромный талант, и коли правду сказать,- так
по своем роде стоит Гоголя. Целое море поэзии могучей, благоуханной и обаятельной… Н. А. Некрасов
Чем выше понятие ваше о значении произведений г. Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике. Н. Г. Чернышевский
Давно уже вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я вас изучаю, тем более изумляет меня ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность вашей манеры письма, симпатия, с какой вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж. Г. Флобер
Мы были наследниками прекрасной точки зрения Тургенева на простой народ. М. М. Пришвин

...в настоящее время Россия опередила Америку - ибо у нас нет Тургенева. X. Бойесен
...гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший все, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своем родном. Ги де Мопассан
Тургенев - один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности затем, чтобы подымать ее за собой. В. Г. Короленко
Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу. Д. Голсуорси

Слайд 17

 

  Уважаемые читатели. Книги, представленные на виртуальной выставке, можно взять на абонементе учебной и

Уважаемые читатели. Книги, представленные на виртуальной выставке, можно взять на абонементе учебной
научной литературы. (учебный корпус №1, аудитория № 140)

Слайд 18

Не читайте, что попало, а со строгим выбором. Воспитывайте свой вкус и

Не читайте, что попало, а со строгим выбором. Воспитывайте свой вкус и мышление. И. С. Тургенев
мышление. И. С. Тургенев