Содержание
- 2. Ясинская Светлана Георгиевна МОУ «СОШ № 22» Череповец
- 3. «Тополь» Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг; Последний лист разметан под ногами,
- 4. Пускай мрачней, мрачнее дни за днями И осени тлетворный веет дух; С подъятыми ты к небесам
- 5. Содержание Дидактический материал. Задание – 1. Ритмический рисунок текста. Задание – 2. Анализ композиции. Задание –
- 6. Схема анализа поэтического текста Ритмический рисунок (организация) Метр. Размер (пиррихий, спондей). Константа (последнее сильное место в
- 7. Схема анализа поэтического текста Художественное время и пространство Языковые уровни текста Фонетический уровень. Звукопись. Аллитерация на
- 8. Карточка – помощница Ритмический рисунок (организация) определяется (создается)…. . Константа на …. ., анакруза …. .
- 9. Карточка – помощница 3. Лирический герой в I строфе …. ., а в последней …. .
- 10. «Вверх по лестнице смыслов» (Е Эткинд) Внешний сюжет Фантастика и реальность Природа и человек Мир и
- 11. Тропы Эпитет Сравнение Аллегория Перифраза Эвфемизм Метафора Метонимия Ирония Сарказм Гипербола Олицетворение Синекдоха Литота Символ
- 12. Фигуры Анафора Антитеза Градация Оксюморон Острота Параллелизм Повторение Риторический вопрос (восклицание, обращение) Умолчание Эллипсис Эпифора Инверсия
- 13. Задание - 1 Определим ритмический рисунок текста Один ученик на доске составляет метрическую схему стихотворения (все
- 14. Ритмический рисунок Метр – ямб. Размер пятистопный с пиррихиями. Константа на 10 слоге, анакруза односложная постоянная,
- 15. Вывод Ритмический рисунок определяется пятистопным ямбом с пиррихиями. Константа регулярная на 10 слоге, постоянная односложная анакруза
- 16. Задание - 2 Приступим к анализу композиции Какова микротема каждой строфы? Найдем ключевые слова. Проанализируем сильные
- 17. Микротемы 1 строфа – поздняя осень у лирического героя вызывает чувство уныния (“С унынием в душе
- 18. Ключевые слова Это будут “тополь”, “осень”.
- 19. Сильные позиции Первое и последнее предложения контрастны: смерть сада – стойкость одинокого тополя. На антитезе построены
- 20. Языковая композиция Построим словесные тематические ряды Работа в парах. Какие слова создают образ тополя? Какие слова
- 21. Образ тополя Тополь, ты, один, мой тополь, таишь смертный свой недуг, трепеща по-прежнему листами, о вешних
- 22. Образ осени Сады молчат, последний лист, последний лучезарный день потух, мертвыми степями, мрачней, мрачнее дни за
- 23. Сравним Композиция строится на противопоставлении словесных рядов, создающих образы осени и тополя, на сопоставлении словесных рядов,
- 24. Вывод Осень для поэта – это смерть, сон, молчание, уныние. Тополь для поэта – одиночество, память,
- 25. Задание - 3 Художественные образы Посмотрим, как развиваются эти художественные образы тополя и осени по строфам.
- 26. Художественные образы В 1 строфе природа осенью умирает (засыпает), лирический герой тоскует, страдает от чувства безнадежности
- 27. Вывод Развитие художественных образов по строфам меняет атмосферу стихотворения. В первой строфе мы ощущаем уныние, грусть,
- 28. Задание - 4 Анализ языковых уровней текста Фонетический уровень. Морфемный уровень. Лексический уровень. Морфологический уровень. Синтаксический
- 29. Фонетический уровень Каждый ряд транскрибирует по одной строфе. Затем подсчитывает количество повторяющихся звуков, находит звуки, преобладающие
- 30. Фонетический уровень В 1 строфе ассонанс на а, у, ы, э, и, аллитерация на с, д,
- 31. Морфемный уровень Найдите в тексте сложные слова. Какова их роль?
- 32. Сложные слова Автор использует два сложных слова: лучезарный, тлетворный. Эти слова создают антитезу: жизнь – смерть.
- 33. Лексический уровень Найдем повторяющиеся слова. Какова роль повтора? Работа в парах.
- 34. Лексический уровень В 1 строфе “унылыми”, “унынием”, т. е. усиливается гнетущее состояние лирического героя. Слово “последний”
- 35. Морфологический уровень Подсчитаем количество слов разных частей речи. Какая часть речи и почему преобладает? 1 ряд
- 36. Морфологический уровень Преобладают слова, относящиеся к существительным и местоимениям (21), прилагательным и причастиям (15). Они создают
- 37. Синтаксический уровень Охарактеризуем каждое предложение. Почему в 1 строфе два предложения, а не одно, как во
- 38. Синтаксический уровень В тексте 4 предложения, все повествовательные, невосклицательные. Первое предложение простое, нераспространенное. Второе предложение сложное,
- 39. Синтаксический уровень В 1 предложении содержится сообщение о садах, во 2 предложении сообщается о чувствах лирического
- 40. Синтаксический уровень Она разделяет два разных сообщения: чувства лирического героя и пейзаж.
- 41. Синтаксический уровень Она разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. И во 2, и в
- 42. Вывод Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления.
- 43. Задание - 5 Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры Какова их роль? Групповая работа. Сделайте
- 44. Тропы и фигуры Олицетворения. “Сады молчат”, тополь “таишь, лепечешь, стоишь, помнишь”. “Молчат” и “лепечешь” - контраст.
- 45. Тропы и фигуры Эпитеты. Глаза “унылые” - безнадежность, тоска. “Последний” лист – он еще был живым.
- 46. Вывод Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения.
- 47. Задание - 6 Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста Время стихотворения – поздняя осень,
- 48. Тема и идея Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том,
- 49. Задание - 7 Для более глубокого понимания используем прием “Вверх по лестнице смыслов” 1. Внешний сюжет.
- 50. «Вверх по лестнице смыслов» 3. Природа и человек. Умирание природы вносит в душу человека уныние, тоску,
- 51. Задание - 8 Какую роль играют ритмические показатели в содержании текста? Мы обнаружили, что чередование длинных
- 52. Вывод Мы убедились, что композиция организует всю художественную форму стихотворения и действует на всех его уровнях.
- 53. Литература Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб, 1996 Лотман Ю.М. В школе поэтического слова.
- 55. Скачать презентацию