Влас Михайлович Дорошевич

Содержание

Слайд 3

БИОГРАФИЯ

 Родился: 17 апреля 1864 г., Москва
Умер: 22 февраля 1922 г., Санкт-Петербург
Родители Дорошевича принадлежали к литературной

БИОГРАФИЯ Родился: 17 апреля 1864 г., Москва Умер: 22 февраля 1922 г.,
«богеме».
Отец — Сергей Соколов, журналист; рано умер.
Мать, Александра Ивановна Соколова, происходила из богатого и знатного рода Денисьевых из Рязанской губернии, получила образование в Смольном институте, печаталась в московской периодике под псевдонимами «Синее домино», «Помещица Анфиса Чубукова».

Слайд 4

ФАМИЛИЯ

Фамилию Дорошевич получил от приемного отца, домовладельца Михаила Ивановича Дорошевича, который усыновил

ФАМИЛИЯ Фамилию Дорошевич получил от приемного отца, домовладельца Михаила Ивановича Дорошевича, который
ребенка 6-ти месяцев от роду, оставленного матерью в дешевом номере гостиницы.
Спустя 10 лет А.И.Соколова через суд сумела вытребовать сына к себе. Власу была нанесена тяжелая душевная травма.
Впоследствии он не раз обращался к теме «О незаконных и о законных, но несчастных детях».

Слайд 5

УЧЕБА

В 1872 году был принят в приготовительный класс 4-й московской гимназии. Учился

УЧЕБА В 1872 году был принят в приготовительный класс 4-й московской гимназии.
в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался за плохое поведение и неуважение к начальству. Гимназический курс завершил экстерном.
В своих фельетонах он с горечью высмеивал детскую школу, где «готовили маленьких чиновников».

Слайд 6

Четвертая московская гимназия

Четвертая московская гимназия

Слайд 7

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

На формирование мировоззрения воздействие оказали революционно-демократические идеи 1860-70-х.
Он увлекался книгой писателя-демократа

МИРОВОЗЗРЕНИЕ На формирование мировоззрения воздействие оказали революционно-демократические идеи 1860-70-х. Он увлекался книгой
А.К.Шеллера-Михайлова «История пролетариата во Франции», считая ее обязательной для всякого «мыслящего» юноши; занимался изучением истории Великой французской революции.
Любимые писатели: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Некрасов, Достоевский, Тургенев и особенно Салтыков-Щедрин, которого Дорошевич считал своим «величайшим учителем». Дорошевич знал английский и французский язык, латынь. Самообразование и усиленное чтение сделали его одним из образованных людей своего круга.

Слайд 8

Взросление

В неполных 16 лет ушел из дома в самостоятельную жизнь.

Взросление В неполных 16 лет ушел из дома в самостоятельную жизнь.

Слайд 9

Творческий путь

Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был репортёром

Творческий путь Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был
«Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические заметки в «Будильнике».
В начале литературной деятельности — в 1880-е и последующие годы тяготел к народной культуре.
В поисках средств к существованию он переложил для лубочной книги повесть Гоголя «Страшная месть» и продал ее молодому издателю Ивану Сытину для Никольского книжного рынка. Это был его первый литературный опыт.

Слайд 11

Журналистика: НАЧАЛО

В 1881 редактора-издателя газеты «Московский листок» Н.И.Пастухова привлекло остроумное перо молодого

Журналистика: НАЧАЛО В 1881 редактора-издателя газеты «Московский листок» Н.И.Пастухова привлекло остроумное перо
Дорошевича, способное поразвлечь читателя.
«Веселый Москвич» (псевдоним Дорошевича) становится известным как составитель иллюстрированных лубочно раскрашенных сборников, рассчитанных на простонародный вкус («Веселый листок для чтения: на даче, в вагоне, на пароходе, в гостинице и дома» и др.).

Слайд 12

Манифест Дорошевича

Его не устраивала роль развлекателя публики, и вскоре на страницах журнала

Манифест Дорошевича Его не устраивала роль развлекателя публики, и вскоре на страницах
«Волна» появился «Дневник профана», своеобразный «манифест» Дорошевича, верность принципам которого он сохранил на протяжении всей жизни: «Я объявляю себя стоящим вне всяких партий, не принадлежащим ни к какой литературной корпорации и потому с большей свободой, основываясь только на здравом смысле, присущем всякому русскому человеку, буду судить о всех событиях общественной жизни, с калейдоскопической быстротой происходящих перед нами. "Карать" и "клеймить" тоже я не обещаю... Мое дело будет представить читателю факты, очистить их от всех затемняющих обстоятельств, осветить истинным светом».
Вместе с А.П.Чеховым, В.А.Гиляровским, А.В.Амфитеатровым и др. сотрудничал в юмористических журналах «Будильник» и «Развлечение», где вел ряд фельетонных обозрений: «Шипы и розы провинции», «Москва и москвичи», «Письма к бабиньке», «Картинки общественной жизни».
Он привлекал читателей богатой выдумкой, сатирическим выразительным языком, умелой лепкой масочных характеров купцов, разночинцев, бедного люда. Дорошевич был изобретателен в своих псевдонимах, которых насчитывается более сотни: «Иван Иванов сын Иванов», «Сын своей матери», «Профан», «Жан Хлестаков», «Забавник», «Козьма-сын-Прутков», «Маркиз Враль», «Шаловливый Власик» и др. Дорошевич работал, пародируя стиль Гоголя, Щедрина, Чехова и др. с таким расчетом, чтобы факт пародирования был осознан читателем.

Слайд 13

Расцвет Творчества

1890.
«Литературной сенсацией» (К.И.Чуковский) явился приезд Дорошевича в Одессу и его

Расцвет Творчества 1890. «Литературной сенсацией» (К.И.Чуковский) явился приезд Дорошевича в Одессу и
сотрудничество с газетой «Одесский листок».
Фельетоны наполнились социальным содержанием и приобрели резко сатирическую окраску (сб. «Одесса, одесситы и одесситки», 1895). В.Г.Короленко признавал «несомненный талант» Дорошевича, его хлесткость, остроумие, однако писал, что он был «истинным сыном... уличной прессы».

Слайд 15

Путешествия

Плодотворны его многократные поездки за границу (в Западную Европу, на Цейлон, в

Путешествия Плодотворны его многократные поездки за границу (в Западную Европу, на Цейлон,
Индию, Японию, Китай, Иран, Турцию, Соединенные Штаты Америки). Они расширили кругозор журналиста.
Один из существенных результатов поездки — цикл «Америка (Из моего путешествия по Соединенным Штатам)» (1898), написанный ярко, насыщенный бытовыми, психологическими и социальными подробностями.
В странах Востока Дорошевича интересовали быт, нравы, фольклор. Итогом его восточных странствий были «Турецкие сказки», «Сто золотых китайских сказок», «Арабские легенды» и др. («Легенды и сказки Востока» 1902). Общим для них явилось сатирическое изображение верхов (к примеру, китайских богдыханов и мандаринов), сочувствие к бедствиям простых людей.

Слайд 16

Сахалин

Важным событием, определившим дальнейшее развитие творческой биографии Дорошевича, стала его поездка на

Сахалин Важным событием, определившим дальнейшее развитие творческой биографии Дорошевича, стала его поездка
о.Сахалин (1897).
В двух книгах — «Как я попал на Сахалин» и «Сахалин» (обе — 1903) — Дорошевич, как до него А.П.Чехов, старался «добыть настоящую правду» об учреждениях, быте, нравах каторги. Характеризуя Сахалин как «помойную яму», «мертвый остров», Дорошевич указывал на невозможность возрождения, «нравственного воскрешения» преступников в таких условиях.
Социальные вопросы, поднятые Дорошевичем, их освещение сделали его заметной фигурой дореволюционной журналистики. В течение четырех лет длился судебный процесс по обвинению Дорошевича «в клевете в печати», возбужденный смотрителем Дуйской тюрьмы А.С.Фельдманом. В итоге Дорошевич был оправдан. Сахалинские очерки Дорошевича опирались на традиции художественной публицистики Ф.М.Достоевского («Записки из Мертвого дома»), П.Ф.Якубовича (Мельшина) («В мире отверженных»), А.П.Чехова («Остров Сахалин»).

Слайд 18

Борьба за правду

В 1890-1900-х Дорошевич выступил с фельетонами о российском судопроизводстве (в

Борьба за правду В 1890-1900-х Дорошевич выступил с фельетонами о российском судопроизводстве
газете «Россия» и «Русское слово»). Вместе с Л.Н.Андреевым он добился оправдательного приговора для братьев Скитских («дело Скитских»). В ряде очерков, статей и памфлетов («Пытки», «Детоубийство», «Исчезнут ли тягчайшие наказания» и др.) он рассказал о применении пыток при следственных дознаниях, об истязании людей в тюрьмах и доведении их до самоубийства. Участие Дорошевича в судебных делах Золотовой, Коноваловой, Тальмы и др. позволило министру юстиции Н.В.Муравьеву назвать его «вторым прокурором, четвертым судьей и тринадцатым присяжным».

Слайд 19

Борьба за правду

Борьба за правду

Слайд 20

Газетный переход

В 1899 Дорошевич вместе с Амфитеатровым и Сазоновым предпринял в Петербурге

Газетный переход В 1899 Дорошевич вместе с Амфитеатровым и Сазоновым предпринял в
издание большой политической газеты — «Россия». При внешней шумливости газета соединяла беспринципный либерализм с национализмом и шовинизмом.
В 1902 «Россия» была закрыта за фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы». Дорошевич перешел на работу в московскую газету Сытина «Русское слово», редактором которой оставался до закрытия этой газеты в 1918. При Дорошевиче «Русское слово» получило огромное распространение, а Дорошевич стал любимым фельетонистом московского купечества и мещанства.

Слайд 22

Культурненько

Дорошевич создал острокритические фельетоны и очерки на темы культуры («Письмо Хлестакова», «Горький»

Культурненько Дорошевич создал острокритические фельетоны и очерки на темы культуры («Письмо Хлестакова»,
и др.) и журналистики: он изобличил редактора реакционной газеты «Новое время» А.С.Суворина за «оды измене и нагайке» («Сцена у фонтана»), нововременского критика В.П.Буренина, деятельность которого приравнял к работе сахалинского палача («Старый палач»); Дорошевич критически писал о политическом либерализме видных государственных деятелей России («Вихрь», «Н.П.Дурново», «Граф Витте» и др.).

Слайд 23

Семья

Первая жена — актриса Клавдия Кручинина, работала в провинциальных театрах.
Наталия Власовна Дорошевич

Семья Первая жена — актриса Клавдия Кручинина, работала в провинциальных театрах. Наталия
(1905—1955) воспитывалась в Керченском девичьем институте, оставила «Воспоминания». Отец навещал дочь в Керчи.
Вторая жена (с 1907 г.) — актриса Ольга Николаевна Миткевич.

Слайд 24

Конец

В 1910-е творческая активность Дорошевич упала. Перед Октябрьской революцией он выпустил цикл

Конец В 1910-е творческая активность Дорошевич упала. Перед Октябрьской революцией он выпустил
статей «При особом мнении».
С августа 1918 по май 1921 он жил в Севастополе, отказался от сотрудничества в контрреволюционных газетах. По окончании Гражданской войны в Крыму уже больной Дорошевич сделал заявление о полном присоединении к советской власти.
В мае 1921 года возвратился в Петроград, где вскоре умер от туберкулеза. В похоронах участвовали 4 человека. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.(неподалеку от могил Белинского и Плеханова).
Дорошевич вошел в историю литературы под именем «короля фельетонов». Его фельетон соединил элементы публицистики, сатирического и лирического репортажа. Дорошевич придал массовому газетному жанру художественность.