Русская культура в произведениях русских классиков

Содержание

Слайд 2

Загородный дом или усадьба, расположенная недалеко от города, — это настоящий русский феномен. Описания

Загородный дом или усадьба, расположенная недалеко от города, — это настоящий русский
таких поместий мы часто встречаем в произведениях классиков: многие важные события происходят именно в дачных декорациях, в тенистых аллеях и садах.

Слайд 3

Одним из известных дачников был Лев Николаевич Толстой.
Его жизнь вращалась вокруг семейной усадьбы

Одним из известных дачников был Лев Николаевич Толстой. Его жизнь вращалась вокруг
Ясная Поляна, где он воспитывал своих детей, учил крестьянских ребятишек и работал над рукописями. Русская усадьба стала для Толстого не просто домом, где проходят счастливые детские годы, но и местом, где закаляется характер.

Слайд 4

Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли в основу мировоззрения молодого

Его взгляды на устройство усадебного быта и образ жизни в целом легли
помещика Константина Лёвина — одного из героев романа «Анна Каренина».

«Дом был большой, старинный, и Лёвин хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это даже нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Лёвина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Лёвина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей»

Слайд 5

Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Сергеевича Тургенева — просвещенные и образованные люди, которые

Обитатели провинциальных дворянских гнезд у Ивана Сергеевича Тургенева — просвещенные и образованные
в курсе культурных и общественных событий.

В произведении «Отцы и дети» братья Кирсановы сделали из старинного родительского дома модный особняк: привозили туда мебель и скульптуры, разбивали вокруг сады и парки, выкапывали пруды и каналы, возводили садовые павильоны и беседки.

Слайд 6

Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался передовых идей:

Вдовый помещик Николай Кирсанов хоть и жил безвыездно в имении, однако придерживался
выписывал журналы и книги, увлекался поэзией и музыкой. Да и своему сыну дал прекрасное образование.

«А Павел Петрович вернулся в свой изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом, с библиотекой renaissance из старого черного дуба, с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином…»

Слайд 7

Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от высшего света,

Во времена молодости Тургенева усадьба считалась местом, где дворянин мог спрятаться от
отдохнуть душой и телом. Однако писатель ощущал тревогу — словно скоро усадьба, как оплот надежности и покоя, исчезнет. Уже тогда в его произведениях появлялись описания ветшающих поместий — так он представлял себе будущее помещичьей культуры России.

«Лаврецкий вышел в сад, и первое, что бросилось ему в глаза, — была та самая скамейка, на которой он некогда провел с Лизой несколько счастливых, не повторившихся мгновений; она почернела, искривилась; но он узнал ее, и душу его охватило то чувство, которому нет равного и в сладости, и в горести, — чувство живой грусти об исчезнувшей молодости, о счастье, которым когда-то обладал»

Слайд 8

Обветшавшие дачи из произведений Тургенева, заросшие бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, в которых следы человеческого

Обветшавшие дачи из произведений Тургенева, заросшие бурьяном, лопухами, крыжовником и малиной, в
присутствия окончательно умолкнут совсем скоро, отразились в творчестве Антона Павловича Чехова. Опустевшая или разоренная усадьба как место событий фигурирует практически в каждом его рассказе.

Сам Чехов не был «птенцом дворянского гнезда», в 1892 году он вместе с семьей переехал в запущенную и неудобную усадьбу в Мелихово. 

Слайд 9

В рассказе «Дом с мезонином» от былого помещичьего богатства остались только дом с мезонином да темные парковые

В рассказе «Дом с мезонином» от былого помещичьего богатства остались только дом
аллеи, а вот жизнь хозяев подстраивается под новую эпоху: одна из дочерей навсегда покинула родителей, а вторая теперь «живет на собственные деньги», чем очень гордится.

Слайд 10

В пьесе «Вишневый сад»  Антон Чехов изобразил русскую аристократию обреченной и вырождающейся. На место увязших

В пьесе «Вишневый сад» Антон Чехов изобразил русскую аристократию обреченной и вырождающейся.
в долгах, не способных прагматично мыслить дворян приходит новый человек — купец, предприимчивый и современный.

В пьесе им стал Ермолай Лопахин, который предложил хозяйке усадьбы Любови Раневской «вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи».

Слайд 11

Иван Алексеевич Бунин - представитель обедневшей дворянской семьи, «последний классик» русской литературы —

Иван Алексеевич Бунин - представитель обедневшей дворянской семьи, «последний классик» русской литературы
не раз обращался к теме дворянской усадьбы в своем творчестве. 

Усадьба И. Бунина деревня Озерки

Слайд 12

Усадьба у Бунина — это не просто место действия, а полноценный герой произведения со своим характером и постоянно

Усадьба у Бунина — это не просто место действия, а полноценный герой
меняющимся настроением. Загородные дома неразрывно связаны с культурными традициями дворянства, налаженным бытом и своими обычаями. На дачах всегда тихо, зелено, сыто и многолюдно.

«Со двора звонко и весело раздавалось кудахтанье кур. В доме еще стояла тишина светлого летнего утра. Гостиная соединялась со столовой аркой, а к столовой примыкала еще небольшая комната, вся наполненная пальмами и олеандрами в кадках и ярко озаренная янтарным солнечным светом. Канарейка возилась там в покачивающейся клетке, и слышно было, как иногда сыпались, четко падали на пол зерна семени»

Имя файла: Русская-культура-в-произведениях-русских-классиков.pptx
Количество просмотров: 36
Количество скачиваний: 0