Презентация на тему А.С. Пушкин "Зимнее утро"

Содержание

Слайд 2

«Мороз и солнце-день чудесный…»

«Зимнее утро» - одно из самых ярких и

«Мороз и солнце-день чудесный…» «Зимнее утро» - одно из самых ярких и
выразительных произведений о зиме.
Оно представляет собой блестящую и в то же время непосредственную зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Слайд 3

Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3

Произведение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября
ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении П.И.Вульфа.
В Тверскую губернию к своим добрым знакомым, семейству Вульфов, Пушкин заехал на этот раз на обратном пути с Кавказа.

Из истории создания стихотворения

Слайд 4

Мороз и солнце;
день чудесный!
Ещё ты дремлешь,
друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:

Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный – Пора,

Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Мороз и солнце;
день чудесный!
Ещё ты дремлешь,
друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры,
Навстречу северной Авроры
Звездою севера явись!

Настроение радости, бодрости создается
с помощью эмоционально окрашенной лексики:
«чудесный»,«друг прелестный», «красавица»
Звучные и яркие определения показывают
силу чувства поэта, счастье,
которое его переполняет.

Слайд 5

Разве не удивляет нас
словосочетание открой взоры?
Ведь сейчас можно только бросать

Разве не удивляет нас словосочетание открой взоры? Ведь сейчас можно только бросать
взоры,
устремлять взоры, потупить взоры,
но не открывать.
Здесь существительное взоры имеет
старое значение «глаза».

Интерес представляет и слово сомкнуты.
Перед нами так называемое усечённое причастие,
которое было одним из излюбленных поэтических
вольностей поэтов половины 19 века.
Слово Аврора, следуя за предлогом навстречу,
должно стоять в дательном падеже(Авроре).
У Пушкина же – Авроры. Это не опечатка,
а ныне устаревшая архаическая форма.

Слайд 6

«Нега- устар.
1.Полное довольство.
Жить в неге.
2.Блаженство, приятное
состояние.
Предаться неге».
( из словаря С.И.Ожегова)

Нега –1.

«Нега- устар. 1.Полное довольство. Жить в неге. 2.Блаженство, приятное состояние. Предаться неге».
Состояние безмятежного покоя.
2.Чувственное упоение, наслаждение.
(словарь языка Пушкина)

Слово «нега» не соответствует перечисленным значениям
в стихотворении. На современный русский язык его лучше
перевести словом сон, поскольку сон –
самое полное « состояние безмятежного покоя».

Слайд 7

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна,

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как
как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче … погляди в окно

Лексика строфы создает мрачное настроение:
«вьюга злилась», «мгла носилась», «тучи мрачные».
Но великолепие зимнего утра ощущается
ещё сильнее по контрасту со вчерашней бурей

Слайд 8

Вечор

«вчера вечером»

Мгла

Тьма, мрак
(в обычном употреблении)

Поэт использует в значении
«густой снег, скрывающий в тумане

Вечор «вчера вечером» Мгла Тьма, мрак (в обычном употреблении) Поэт использует в
всё окружающее»

Слайд 9

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес

Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес
один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Слайд 10

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно

Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать
думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Автор от любования красотой природы
переходит к описанию интерьера
(внутреннего пространства здания, помещения),
к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага.
Чувство радости поэта растёт и требует движения,
хочется навестить милые сердцу места

Слайд 11

Правильно – запрягать
Во времена Пушкина на равных
употреблялась и та

Правильно – запрягать Во времена Пушкина на равных употреблялась и та и
и другая форма.
Несомненно, что форма запречь появилась у поэта
для рифмовки как факт поэтической вольности,
который был обусловлен стоявшим выше словом печь

Лежанка – невысокий выступ у русской печи,
на котором, греясь, отдыхали или спали.
Велеть — приказать (устар.).

Слайд 12

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И

Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим
навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

предадимся — отдадимся (устар.)

Красота природы пробудила лирического героя
к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний