Слайд 2I половина XIX века -
Золотой век русской литературы
А. С. Пушкин
Н. В. Гоголь
К.
Н. Батюшков
А. Н. Майков
А. А. Григорьев
Е. А. Баратынский
П. А. Вяземский
К. Ф. Рылеев
А. В. Кольцов
И. А. Крылов
В. А. Жуковский
М.Ю. Лермонтов
Расцвет русской поэзии
А. С. Грибоедов
Слайд 3
Главные исторические
события XIX века
12 июля – декабрь 1812г. – война с
Наполеоном
1821г – образование Северного и Южного общества декабристов
14 декабря 1825г – восстание на Сенатской площади
1853 – 1856гг – Крымская война, поражение России
19 февраля 1861г – отмена крепостного права
1861г – реформы Александра II (земская, городская, судебная, военная ит.д.)
1877 – 1878гг – Русско-турецкая война
1 марта 1881г – убийство Александра II народниками
Слайд 4Уже с конца ХVIII века молодая русская литература была вовлечена в мировое
предромантическое, а потом романтическое движение.
Именно в 20-х гг. ХIХ в. новое миропонимание осознается теоретически, обнаруживается, что вокруг романтизма и внутри романтизма стоят насущнейшие проблемы: проблема культурного самоопределения России, проблема развития русской культуры и русской общественности на началах народных и вместе с тем европейских.
Слайд 5Русские романтики 20-30-х годов стремились к национальной самобытности, но вопрос о соотношении
европейского начала с началом исконно русским — по-разному решался отдельными романтическими группировками, различными по своей социальной природе.
Грандиозное умственное движение, начавшееся во второй половине ХVIII века и впоследствии охватившее мир под именем романтизма,— движение освободительное, и основой его является Французская буржуазная революция 1789 года. Знак равенства между революционностью и романтизмом охотно ставили и романтики-декабристы и противники романтизма.
Слайд 6Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания
оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привел к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.
Слайд 7Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, которые были бы традиционными и
национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой.
Эта задача сводилась к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров существование русской литературы обретало определенные черты. Писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шел процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм. В результате этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая русская литература.
Слайд 8 Существовало два варианта создания нового литературного языка.
Н. М. Карамзин предложил реформировать
язык так, чтобы это был язык и письменной литературы, и устной речи для интеллектуального общения всех людей. Это должно было объединить людей и вернуть искомое единство личности и народа. Реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия (русский и французский), как осторожный синтез их, как разумное сочетание национальной самобытности и европейских заимствований, не отрывая русскую литературу и общество от достижений европейской культуры.
Слайд 9Другое решение проблемы языка основывалась на категорическом отрицании какой бы то ни
было пользы европеизации русского языка и литературы. Утверждалось, что разрыв личности и народа произошел как раз из-за влияния вредных идей развращенной, погрязшей в жестокости Европы, чему доказательством служила Французская революция.
Слайд 10 В 1801 г. молодые поэты А. Ф. Воейков, А. С. Кайсаров, Родзянка,
В. А. Жуковский, А. Ф. Мерзляков и др. организовали «Дружеское литературное общество», возникшее как акт протеста против Карамзина и его школы. Они утверждали, что русская литература — бедна и упрекали Карамзина в том, что его дерзкое новаторство повернуло русскую литературу на неверный путь иностранных заимствований.
К 1810-м годам возникла масса литературных кружков и обществ, возникших после «дружеского литературного общества». Литературные общества возникали и распадались, «переливаясь» в другие, смыкались с журналами, издавали собственные — шел процесс формирования эстетических взглядов и поэтических принципов романтизма.
Слайд 12 К середине XIX столетия в русской литературе закончился процесс развития основных
принципов изображения действительности, утвердился реализм.
И литература XIX в. становится
движущей реальной силой во всей русской художественной культуре.
Русскую культуру этого периода назвали впоследствии «золотым веком» искусства.