Презентация на тему Любовь к братьям меньшим в лирике Сергея Есенина

Содержание

Слайд 2

Цель работы

Узнать, образы каких животных присутствуют в лирике С. Есенина и почему;
Определить,

Цель работы Узнать, образы каких животных присутствуют в лирике С. Есенина и
как образы «братьев меньших» воздействуют на характер лирического героя;
Выявить, является ли С. Есенин анималистом.

Слайд 3

Мотив " братства человека и животного" в лирике Есенина
Счастлив тем, что

Мотив " братства человека и животного" в лирике Есенина Счастлив тем, что
целовал я женщин,
Мял цветы, валялся на траве
И зверье, как братьев наших меньших
Никогда не бил по голове.
С. Есенин

Слайд 4

Статистические данные Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются:

Конь – 13 раз;
Корова

Статистические данные Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются: Конь – 13
– 8 раз;
Ворон, пёс, соловей – 6 раз;
Телята, кошка, голубь, журавль – 5 раз;
Овца, кобыла, собака – 4 раза;

Жеребёнок, лебедь, петух, сова – 3 раза;
Воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица – 2 раза;
Аист, баран, бабочка, грач, гусь, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, сороки, сом, свинья, чибис, шмель, ягненок – 1 раз.

Слайд 5

Образ коня

Конь - помощник при работе в поле, в ратном бою.

Образ коня Конь - помощник при работе в поле, в ратном бою.
Образ коня у Есенина меняется:
"Табун" (1915 г.);
"Прощай, родная пуща…" (1916 г.);
"Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.).

Слайд 6

Розовый конь - молодость

Символ быстро ушедшей, безвозвратной юности; восхода, весны, радости жизни;

Розовый конь - молодость Символ быстро ушедшей, безвозвратной юности; восхода, весны, радости
благословения всего живого.
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
( «Не жалею, не зову, не плачу…», 1921)

Слайд 7

Красный конь – революция

Символ неоправданной надежды на революцию.
А за ним
По большой

Красный конь – революция Символ неоправданной надежды на революцию. А за ним
траве,
Как на празднике отчаянных гонок,
Тонкие ноги закидывая к голове,
Скачет красногривый жеребенок?
Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
(«Сорокоуст», 1920)

Слайд 8

Чёрный конь – смерть

Предвестник смерти.
На коне - чёрной тучице в санках -
Билось пламя-шлея…

Чёрный конь – смерть Предвестник смерти. На коне - чёрной тучице в
синь и дрожь.
И кричали парнишки в еланках:
«Дождик, дождик, полей нашу рожь!»
(«Заглушила засуха засевки…», 1914)

Слайд 9

Образ коровы

Прием антропоморфизма: животное с человеческими мыслями и чувствами;
Отождествление старого человека и

Образ коровы Прием антропоморфизма: животное с человеческими мыслями и чувствами; Отождествление старого
старого животного.
Дряхлая, выпали зубы,
Свиток годов на рогах.
Бил ее выгонщик грубый
На перегонный полях.
(«Корова», 1915)

Слайд 10

Образ собаки

Давняя дружба собаки и человека, родство душ, чувство к равным.
Дай, Джим,

Образ собаки Давняя дружба собаки и человека, родство душ, чувство к равным.
на счастье лапу мне,
Такую лапу не видал я сроду.
Давай с тобой полаем при луне
На тихую, бесшумную погоду.
Дай, Джим, на счастье лапу мне.
(«Собаке Качалова», 1925)
«Песнь о собаке» (1915);
«Сукин сын» (1924).

Слайд 11

Образ кошки

Атрибут крестьянской избы;
Воплощение домашнего уюта, теплого очага;
Старый кот к махотке крадется

Образ кошки Атрибут крестьянской избы; Воплощение домашнего уюта, теплого очага; Старый кот

На парное молоко.
( «В хате» , 1914 )

Слайд 12

Образ воронов

Народный символ несчастья;
Вестники предстоящей беды, а именно войны 1914 года;
Отрицательное

Образ воронов Народный символ несчастья; Вестники предстоящей беды, а именно войны 1914
отношение поэта к происходящему в России.
Понакаркали черные вороны:
Грозным бедам широкий простор.
( «Русь» , 1914)

Слайд 13

Применение метафор

По цветовому сходству:
По пруду лебедем красным
Плавает тихий закат.
( «Вот оно

Применение метафор По цветовому сходству: По пруду лебедем красным Плавает тихий закат.
глупое счастье...», 1918);
По близости и сходству функций:
Как птицы, свищут версты
Из – под копыт коня…
( «О пашни, пашни, пашни...»,
1917-1918);

Во какому-либо ассоциативному признаку:
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым седоком.
( «Письмо к женщине», 1924);
Как развернутый образ:
Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
( «Осень», 1914 – 1916);

Слайд 14

Анималист ли С. Есенин?

Нет, так как:
не ставит цель воссоздать образ того или

Анималист ли С. Есенин? Нет, так как: не ставит цель воссоздать образ
иного животного;
образы животных – источник и средство художественного и философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека;
важно отношение к животным, а не их изображение.

Слайд 15

Вывод

Образы «братьев меньших» отражают мировосприятие лирического героя С. Есенина;
Есенин не анималист, т.к.

Вывод Образы «братьев меньших» отражают мировосприятие лирического героя С. Есенина; Есенин не
образы животных выступают в роли раскрытия содержания духовной жизни человека;
Образы формируются на основе народной символики, традиций и поверий;
Есенин – самый русский из поэтов Серебряного века.