Слайд 2Метрика –
учение о стихотворных размерах
Тоническая система стихосложения
Силлабическая система стихосложения
Силлабо-тоническая система стихосложения
Слайд 3Тоническая система
Фольклор
Важно только равное количество ударений
отсутствуют рифмы
Слайд 4Силлабическая система
Важно только количество слогов
но
Рифма тоже есть
(поэзия
Антиоха Кантемира сотоварищи)
Слайд 5Силлабо-тоническая система
Придумана
для русского стихосложения
М.В. Ломоноcовым
и
В.К. Тредиаковским
в XVIII веке
Существует
и по сей день
Слайд 6Двусложные размеры
Хорей- (греч. Choreios, буквально - плясовой)
Стихотворный метр с
сильными местами
на нечётных - 1, 3, 5 - слогах стиха
Буря мглою небо кроет
Слайд 7Ямб – (jambos) стихотворный метр с сильными слогами на чётных - 2,4,6
…
слогах стиха
Слова бывают разные
Слайд 8В двусложном размере бывают
Пиррихий – (pyrricheos) облегчённая стопа из двух безударных слогов
Отво
- рите мне темницу
Спондей - (spondeios) утяжелённая стопа из двух ударных слогов
Ночь. У - лица. Фонарь. Аптека
Слайд 9Трёхсложные размеры стиха
Дактиль – (греч. Daktylos, буквально -палец) – стихотворный метр с
ударением на первом слоге 3-сложной стопы
Тучки небесные, вечные странники
Слайд 10Амфибрахий – (греч. аmphibrachys, буквально – с обеих сторон краткий)
в трёхсложной стопе
ударение на втором слоге
Не ветер бушует над бором
Слайд 11Анапест – (греч. аnapaistos, буквально – отражённый назад ) в трёхсложной стопе
ударение на третьем слоге
я тебе ничего не скажу
Слайд 12Четырёхсложные размеры
В зависимости от места ударения они делятся на
Первый пеон (ма-лень-ка-я)
Второй
пеон (фо-на-ри-ки)
Третий пеон (Ли-за-ве-та)
Четвёртый пеон (пе-ре-вер-ни)
Слайд 13пятисложники
Пентон №1 (по месту ударения)
Пентон №2
Пентон №3
Как сходилися, собиралися
Пентон №4
Пентон №5
Слайд 14Дольник (паузник)
Переходный размер от силлабо-тонического к тоническому
(популярный с XX века), в котором
при равном количестве ударений безударные интервалы могут быть как в один, так и в два слога
Вечером синим, вечером лунным
- 2 – 1 – 2 - 1
Слайд 15Тактовик (акцентник)
Количество ударений в строке одинаковое
Рифма несёт дополнительную организацию стиха
Спокойно трубку докурил
до конца
1 – 1- 3 – 2 –
(примеры – у В. Маяковского)
Слайд 16Памятка
Поставьте ударение
Подчеркните ударные гласные чертой
Безударные гласные – подковой
Рассмотрите, что повторяется
Разделите вертикальной чертой
повторяющиеся промежутки
Определите размер
Посчитайте стопы
Слайд 17Как ныне сбирается вещий Олег
Золото, золото падает с неба
Поживёшь и попразднуешь вволю
Любви,
надежды, тихой славы
Ветер по морю гуляет
Полумилорд, полукупец
Цветочная проснулась ваза
Слайд 18Четырёхстопный ямб мне надоел.
Им пишет всякий. Мальчикам в забаву пора б его
оставить…
Ведь рифмы запросто со мной живут.
Две придут сами, третью приведут