Алессандро Скарлатти у истоков оpera seria

Содержание

Слайд 2

ЦЕЛЬ:

выявить сущностные черты opera seria, которые сложились в творчестве основоположника этого жанра

ЦЕЛЬ: выявить сущностные черты opera seria, которые сложились в творчестве основоположника этого
Алессандро Скарлатти.

изучить литературу и источники по данной теме;
определить значение творческой деятельности А. Скарлатти в становлении жанра оперы и формировании неаполитанской оперной школы;
проследить эволюцию оперного творчества композитора.

ЗАДАЧИ:

Слайд 3

БИОГРАФИЯ

А. Скарлатти родился в Палермо в 1660 году. Двенадцатилетним подростком он вместе

БИОГРАФИЯ А. Скарлатти родился в Палермо в 1660 году. Двенадцатилетним подростком он
с сестрами приехал в Рим, чтобы получить музыкальное образование.
В 1679 году в Риме была с успехом представлена первая опера Скарлатти «Невинная ошибка», которая послужила хорошей рекомендацией при его поступлении на службу придворным капельмейстером шведской королевы Кристины, жившей в то время в Риме.

Слайд 4

С 1683 года Скарлатти служит капельмейстером в церкви Сан-Джироламо и тогда же

С 1683 года Скарлатти служит капельмейстером в церкви Сан-Джироламо и тогда же
работает в качестве капельмейстера театра Сан-Бартоломео в Неаполе. В период 1703-1717 годов композитор живет то в Риме, то в Неаполе; служит помощником капельмейстера в базилике Санта-Мария Маджоре — одной из крупных церквей в Риме, преподает в Неаполитанской консерватории. Последние годы жизни он проводит в Неаполе.
А. Скарлатти ушел из жизни в 1725 году.

Слайд 5

Диапазон его творчества очень широк, включает произведения различных жанров. Но самая многочисленная

Диапазон его творчества очень широк, включает произведения различных жанров. Но самая многочисленная
и значительная часть творчества Скарлатти – вокальные сочинения. Музыка Скарлатти привлекает интонационной гибкостью, достоверностью в передаче разнообразных эмоциональных состояний, отличается особой кантиленностью, что характерно для итальянского вокального искусства в целом.

Слайд 6

Опера-серия (серьёзная опера) – также известна как неаполитанская опера из-за истории своего

Опера-серия (серьёзная опера) – также известна как неаполитанская опера из-за истории своего
происхождения и влияния на ее развитие неаполитанской школы. Часто сюжет имеет историческую или сказочную направленность и посвящен каким-либо героическим личностям или мифическим героям и древним богам, отличительной особенностью является преобладание сольного исполнения в стиле бельканто, а также ясно выражено разделение функций сценического действия (текста) и самой музыки.

Слайд 7

А. Скарлатти явился создателем жанра серьезной оперы (opera seria). Тематика его опер

А. Скарлатти явился создателем жанра серьезной оперы (opera seria). Тематика его опер
преимущественно историческая или мифологическая, о чем свидетельствуют и их названия: «Флавий» (1688), «Статира» (1690), «Пирр и Деметрий» (1694), «Дафнис» (1700), «Тиберий, император Востока» (1702), «Сципион в Испании» (1714) и др.

Слайд 8

Исторический сюжет в операх Скарлатти служил лишь канвой для воплощения разнообразных чувств

Исторический сюжет в операх Скарлатти служил лишь канвой для воплощения разнообразных чувств
оперных героев. В центре музыкального действия у Скарлатти ария – эмоциональная кульминация, к которой направлено развитие сюжета. Такое исключительно важное значение, которое имела ария в опере-сериа, впоследствии привело к тому, что именно она стала объектом внимания композитора.

Слайд 9

Музыкальные формы Скарлатти являются важным связывающим звеном между манерой пения раннего итальянского барокко

Музыкальные формы Скарлатти являются важным связывающим звеном между манерой пения раннего итальянского
XVII века, и классической школой XVIII века, кульминацией которой был Моцарт. Ранние оперы Скарлатти и написанные до 1685 года содержали старые модуляции речитатива и изрядное количество аккуратно сконструированных форм в маленьких очаровательных ариях, тщательно проработанным аккомпанементом к которым иногда звучал струнный квартет, иногда же клавесин соло.

Слайд 10

Примерно с 1697 года и далее его оперы начинают звучать более традиционно,

Примерно с 1697 года и далее его оперы начинают звучать более традиционно,
в достаточно общепринятом стиле, одновременно оркестровка несколько грубовата и резка, но не без изящества, гобои и трубы используются часто, а скрипки играют в унисон.
Опера «Митридат Евпатор», считающаяся шедевром Алессандро Скарлатти, написана в Венеции, в 1707 году. Она содержит музыку, ушедшую далеко вперёд в своем развитии от того, что Скарлатти написал в Неаполе, как по технике, так и по искусству композиции.

Слайд 11

Поздние неаполитанские оперы («Непостоянная и тираническая любовь», 1709; «Верная принцесса», 1712; «Тигран», 1715) скорее яркие и

Поздние неаполитанские оперы («Непостоянная и тираническая любовь», 1709; «Верная принцесса», 1712; «Тигран»,
эффектные, чем глубоко эмоциональные; оркестровка значительно более интересная, чем в предыдущих произведениях, так как аккомпанемент голоса ведётся преимущественно струнным квартетом, клавесин используется только для шумной инструментальной ритурнели. В опере «Теодора Августа» (1697) он первый использовал оркестровую ритурнель.

Слайд 12

Его последние оперы, сочинённые в Риме, показывают сильное поэтическое чувство, широкую и

Его последние оперы, сочинённые в Риме, показывают сильное поэтическое чувство, широкую и
величественную мелодию, глубокое понимание драматизма, особенно в речитативах с аккомпанементом, его собственным изобретением, которое он впервые использовал в 1686 году («Отомщённая Олимпия»), и значительно более современный стиль оркестровки; применение натуральных труб создавало
ошеломляющий эффект.

Слайд 13

Несколько сочинённых им месс и произведений церковной музыки относительно несущественны, кроме St. Cecilia Mass (1721), являющейся

Несколько сочинённых им месс и произведений церковной музыки относительно несущественны, кроме St.
одним из первых образцов композиционного стиля, достигшего высот в великих мессах Иоганна Себастьяна Баха и у Бетховена. Инструментальная музыка А. Скарлатти считается хотя и небезынтересной, но слишком старомодной, по сравнению с его операми.

Слайд 15

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ

Алессандро Скарлатти. Формирование жанра «Opera seria». URL: https://studfile.net/preview/5534967/page:7/ (дата обращения:

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ Алессандро Скарлатти. Формирование жанра «Opera seria». URL: https://studfile.net/preview/5534967/page:7/ (дата
15.10.2021).
Произведения Скарлатти на сайте Classical Connect Бесплатная библиотека классической музыки на Classical Connect. URL: The partimenti of Alessandro Scarlatti (D-Hs M/A 251)
Скарлатти, Алессандро // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907. Т. XXX (1900). С. 179
Скарлатти, Алессандро. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Скарлатти,_Алессандро (дата обращения: 15.10.2021)