Презентация по литературе на тему _Русская литература. XVIII век_. (9 класс)

Содержание

Слайд 2

В русской литературе ХVIII века исследователи выделяют 4 периода:

Литература петровского времени.
1730-1750 г.

В русской литературе ХVIII века исследователи выделяют 4 периода: Литература петровского времени.
г.
1760-е – первая половина 70-ых годов.
Последняя четверть века.

Слайд 3

Литература петровского времени.

Восприняла опыт европейской литературы.
Носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный

Литература петровского времени. Восприняла опыт европейской литературы. Носит переходный характер. Основная особенность
процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской).
В этот период разрабатывается новое решение вопроса личности.
Жанры:
прозы:
повесть,
политические трактаты,
учебники,
стихотворство.

Слайд 4

Истоки мирового классицизма.

Классицизм зародился во Франции в ХVII веке.
Основоположниками классицизма являются французские

Истоки мирового классицизма. Классицизм зародился во Франции в ХVII веке. Основоположниками классицизма

драматурги
Корнель, Расин, Вольтер,
комедиограф Мольер,
баснописец Лафонтен,
теоретик литературы Буало.
Буало в трактате «Поэтическое искусство» определил основные черты классицизма.
Пьер Корнель.

Слайд 5

Характерные черты классицизма.

культ разума,
художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое,
строгая сюжетно

Характерные черты классицизма. культ разума, художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное
– композиционная организация, схематизм,
жизненные явления преобразуются так, чтобы выявить и запечатлеть их родовые, существенные черты и свойства,
характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются,
идеализация положительных героев, утопизм, абсолютизация идей,
подчёркивается объективность повествования,
обращение к общественным, гражданским интересам.

Жан Батист Расин.

Слайд 6

Классицизм в драме.

Одна из основ классицизма – подражание природе, где всё чётко,

Классицизм в драме. Одна из основ классицизма – подражание природе, где всё
ясно, подчинено законам.
В основе эстетики классицизма – рационализм (от лат. ratio – разум).
Герои делятся на положительных и отрицательных.
Ясно выражена авторская оценка, высказанная героем – резонёром, который не всегда является положительным.
Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока).
Говорящие фамилии (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).

Жан де Лафонтен.

Слайд 7

Система амплуа.

Амплуа – тип характера, который переходит из пьесы в пьесу:
идеальная героиня,
герой-любовник,
второй

Система амплуа. Амплуа – тип характера, который переходит из пьесы в пьесу:
любовник - неудачник,
резонёр – герой, почти не принимающий участия в интриге, но высказывающий авторскую оценку происходящего,
субретка – весёлая горничная, которая активно
участвует в
интриге,
внесценические
персонажи не
появляются на
сцене, но зритель
узнаёт о них от
героев пьесы.

Вильгельм Менцлер Казель.

Слайд 8

Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике.

Задание: назовите действующих лиц любовного треугольника.

Ренато

Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике. Задание: назовите действующих лиц любовного треугольника. Ренато Норетти.
Норетти.

Слайд 9

Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике. Порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике. Порок всегда наказан, а добродетель торжествует.

Слайд 10

Закон трёх единств. Задание: назовите три единства: - единство…? - единство…? - единство…? Задание: назовите основные части

Закон трёх единств. Задание: назовите три единства: - единство…? - единство…? -
драматического произведения:

Жан Батист Мольер.

Слайд 11

Закон трёх единств: - единство времени: действие развивается в течение суток, - единство места:

Закон трёх единств: - единство времени: действие развивается в течение суток, -
автор не должен переносить действие из одного места в другое, - единство действия: одна сюжетная линия, количество действующих лиц ограничено (5–10), все действующие лица обязательно связаны сюжетом, т. е. нет побочных действий, персонажей. В драматическом произведении действие движет конфликт (противоборство). Требования к классической композиции: в пьесе обычно 4 акта: в 3 акте – кульминация, в 4 акте – развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами основных персонажей. Основные части драматического произведения:

Слайд 12

Строгая иерархия жанров

Строгая иерархия жанров

Слайд 13

Французский классицизм

1. Строгая иерархия жанров в классицизме.
2. Правила 3 единств в драматургическом

Французский классицизм 1. Строгая иерархия жанров в классицизме. 2. Правила 3 единств
произведении.
а)...
б)…
в)…
3. Герои пьес классицизма:
а) «неизменность героя (отсутствие внутреннего развития),
б) герой – воплощение одной черты (говорящие фамилии),
в) деление героев на строго положительных и строго
отрицательных,
г) герой – резонёр.
Резонёр – персонаж, не принимающий активного участия
в развитии действия и призванный увещевать или обличать
других героев, высказывая нравоучительные суждения с
авторских позиций.

Никола
Буало-Депрео.

Французский
балет 18 века.

Слайд 14

Драма

Драма (греч. drama – действие) - род художественной литературы, предназначенный для
игры на

Драма Драма (греч. drama – действие) - род художественной литературы, предназначенный для
сцене.
Её содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога или
монолога.
Речь действующих лиц сопровождается ремарками – авторскими указаниями об обстановке
действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах.
Кроме того, искусство слова дополняется режиссёрской трактовкой произведения,
актёрской игрой.
Сценическая обстановка: декорации, костюмы, свет, бутафория, музыка, шумы – усиливает
впечатление от спектакля.
Сатира (лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно
осмеивающий человеческое несовершенство, резко осуждающий посредством осмеяния
человеческие пороки или несовершенство
человеческой жизни.

Слайд 15

Комедия

В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты и
свойства

Комедия В комедии осмеиваются те или иные стороны общественной жизни, отрицательные черты
характеров людей.
Комедия в системе жанров:
а) изображение повседневной жизни, людских пороков,
б) условный сюжет, комедийная схема,
в) задача «смешить и смехом пользовать»,
г) установка на разговорный язык,
д) счастливый конец,
е) 5 действий.

Антуан Ватто. «Комедианты».

Опера 18 века.

Слайд 16

Итальянский театр масок.

Итальянская комедия,
как и французский
фарс, наследовала
старые традиции
народной

Итальянский театр масок. Итальянская комедия, как и французский фарс, наследовала старые традиции
площадной
культуры, но,
сформировавшаяся
лишь в ХVI в.,
представляла собой
более высокий этап
её развития. Опыт
комедии дель арте
многое дал Мольеру.

Слайд 17

Комедия дель арте.

Актёрский ансамбль
Состоял из четырёх
масок.
«Северную» четвёрку
составляли
Панталоне (купец,
скупой),
Доктор и
два простака:
Дзанни

Комедия дель арте. Актёрский ансамбль Состоял из четырёх масок. «Северную» четвёрку составляли
Бригелла
(первоначально
хитрый,
изворотливый, злой
крестьянин) и
Арлекин
(первоначально
глупец, позже – плут).
Коломбина – женская
маска.

Слайд 18

Периодизация литературы ХVIII века.

Периодизация литературы ХVIII века.

Слайд 19

Феофан Прокопович (1681-1736)

Наиболее яркой фигурой,
одним из самых
образованных людей
этого периода был
Ф. Прокопович
(«поэтика»,

Феофан Прокопович (1681-1736) Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого
«риторика»),
ясно сформировавший
свои художественно -
эстетические взгляды.
Он считал, что поэзия
должна учить не только
рядовых граждан, но и
самих правителей.

Слайд 20

Второй период. (1730-1750гг)

Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой

Второй период. (1730-1750гг) Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы,
разработкой литературного языка.
Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства.
Жанры:
высокие: трагедия, опера, эпопея;
низкие: комедия, басня, сатира.

Слайд 21

Антиох Дмитриевич Кантемир. (1708-1744)

Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с

Антиох Дмитриевич Кантемир. (1708-1744) Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь
устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение»,
«На зависть и гордость дворян злонравных» и др.).
По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью».

Слайд 22

Василий Кириллович Тредиаковский. (1703-1769)

Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате

Василий Кириллович Тредиаковский. (1703-1769) Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём
«Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму.

Слайд 23

Михаил Васильевич Ломоносов. (1711-1765)

Один из первых теоретиков классицизма, учёный-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины

Михаил Васильевич Ломоносов. (1711-1765) Один из первых теоретиков классицизма, учёный-экспериментатор, художник-автор мозаичной
о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей.

Слайд 24

Любимый жанр Ломоносова.

Ода (от греч. – песнь) – жанр лирической поэзии; стихотворение

Любимый жанр Ломоносова. Ода (от греч. – песнь) – жанр лирической поэзии;
восторженного характера в честь какого-то лица или события.
Ода возникла в античности, представляла собой песнь с широким лирическим содержанием.
В русской литературе классицизма ода – жанр героической, гражданской лирики с обязательным «высоким» содержанием и торжественным, «возвышенным» стилем выражения.
Ломоносов написал 20 больших по объёму торжественных од.
Ломоносовская ода оказала мощное воздействие на движение поэзии. Она стала образцом для одописцев 2/2 ХVIII в. и даже нач. ХIХ в.
Потом на 100 лет её традиция прервалась.
Ода неожиданно возродилась в творчестве В. В. Маяковского кон. 1910 – 1920-х годов, когда после Октябрьской революции вновь настало время поэзии «социального заказа», потребовалось воспевание идеи государства как высшей меры всех вещей.

Слайд 25

Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразились в содержании его произведений.
Тема

Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразились в содержании его произведений. Тема
родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.

Слайд 26

Александр Петрович Сумароков. (1717-1777)

Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков

Александр Петрович Сумароков. (1717-1777) Также вошёл в историю литературы как один из
русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии),
как автор
трагедий
(9 трагедий,
в которых
главное– борьба страсти и разума,
долга и личных
чувств), автор
комедий, басен
(им написано
400 басен).

Слайд 27

Третий период. (1760-е – первая половина 70-х гг)

В данный период в обществе

Третий период. (1760-е – первая половина 70-х гг) В данный период в
возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый
Вакх»).

Слайд 28

Третий период. (1760-е–первая половина 70-х гг.)

В жанре повести выступил М. Д. Чулков.

Третий период. (1760-е–первая половина 70-х гг.) В жанре повести выступил М. Д.
Издаются литературные журналы М. Д. Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н.И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М.М.Херасков, создатель «Россияды» – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).

Слайд 29

Четвёртый период.

Литература последней четверти ХVIII в. развивалась в период потрясений, социальных взрывов,

Четвёртый период. Литература последней четверти ХVIII в. развивалась в период потрясений, социальных
зарубежных революций (американской, французской). В четвёртый период расцветает комическая опера, творчество Д.И.Фонвизина (1745-1792) – автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».

Слайд 30

Гаврила Романович Державин. (1743-1816)

Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода

Гаврила Романович Державин. (1743-1816) Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды
на день рождения Её Величества…», «Фелица»). Державин первым ввёл в поэзию разговорную лексику, просторечие,
он укреплял демократические основы литературного языка.

Слайд 31

Радищев Александр Николаевич. (1749-1802)

Писатель, философ, поэт.
Автор знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву»,

Радищев Александр Николаевич. (1749-1802) Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путешествия из Петербурга
написанного под влиянием «Сентиментального путешествия» английского писателя ХVIII века Лоренса Стерна.
Протест против рабства, духовного порабощения составляет главный пафос этого произведения.

Слайд 32

Иван Андреевич Крылов. (1769-1844)

Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра»)

Иван Андреевич Крылов. (1769-1844) Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии
и комедии («Модная лавка» и др.)