Путеществие

Содержание

Слайд 2

Жанр путешествия.
Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя. Это

Жанр путешествия. Путешествие – литературный жанр, в основе которого описание странствий героя.
могут быть сведения об увиденных путешественником странах, народах в форме путевых дневников, заметок, очерков и так далее.

Сентиментализм - литературное направление конца 18 и начала 19 века, пришедшее на смену классицизму и характерное особенным вниманием к индивидуальному душевному миру человека и стремлением к изображению переживаний героев в условиях обыденной, но идеализируемой жизни.

Слайд 3

Эпиграф к тексту:
"Чудище обло, озорно, огромно,
стозевно и лаяй".
("Тилемахида«, том II,

Эпиграф к тексту: "Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй". ("Тилемахида«, том
кн. XVIII. стих 514.)
(Обло. - тучно; озорно - нагло, пакостливо; лаяй – лающее). Эпиграф - слегка измененный стих поэмы В. К. Тредиаковского "Тилемахида" (1766г.) У Тредиаковского злым царям в аду показывают зеркало Истины, в котором они видят себя более страшными, чем самые страшные чудовища. Приводя эти слова, Радищев бросает вызов деспотическому самодержавию.
Книга начинается с посвящения товарищу Радищева, А. М. Кутузову, в котором автор пишет: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человеческими уязвлена стала».

Слайд 4

Композиция произведения.

Первая глава – «Выезд», остальные 24 главы имеют топонимические названия реальных

Композиция произведения. Первая глава – «Выезд», остальные 24 главы имеют топонимические названия
почтовых станций на тракте между двумя столицами: Петербургом и Москвой. Но книга Радищева - не дневник одного путешествия: она вобрала в себя весь опыт человека и писателя. В тексте «Путешествия…» соединены в одном повествовании «Слово о Ломоносове», ода «Вольность», вставные жанры: «найденная рукопись», «разговор с прохожим», «найденное письмо», «сон». Реальное путешествие чувствительного героя одновременно оказывается аллегорией рассуждающего автора.

Слайд 5

Герой — Путешественник.

Путешественник — дворянин, не имеющий крепостных крестьян, чиновник, имеющий отношение

Герой — Путешественник. Путешественник — дворянин, не имеющий крепостных крестьян, чиновник, имеющий
к «таможенной пристани» в Петербурге. Путешественник — прекрасно образованный человек, свободно упоминающий десятки имён писателей, художников, учёных. Он - знаток истории, юриспруденции, литературы, философии, военного дела, экономики, блестящий мыслитель, находящийся в курсе споров по самым острым и жгучим вопросам современности и высказывающий при этом самые прогрессивные идеи.

Слайд 6

Черты сентиментализма в книге Радищева.

Для Радищева чувствительность – выше разума, одно из

Черты сентиментализма в книге Радищева. Для Радищева чувствительность – выше разума, одно
главных качеств свободной личности, причём и крестьяне у него умеют чувствовать.

Слайд 10

Взгляды Радищева на человека и общество.

Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев защищал

Взгляды Радищева на человека и общество. Критикуя социальные пороки российской действительности, Радищев
идеал нормального «естественного» жизнеустройства, видя в царящей в обществе несправедливости в буквальном смысле социальное заболевание.

Слайд 11

Анализ

В повести «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев раскрывает неприглядные стороны жизни крепостной России,

Анализ В повести «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев раскрывает неприглядные стороны
затрагивая общественный, политический и экономический строй.

Слайд 12

Год написания — 1790. История создания — автор написал повесть в традициях сентиментального путешествия, описывающего

Год написания — 1790. История создания — автор написал повесть в традициях
поездку героя и его наблюдения. В повести Радищева было много критики и описания неприглядных сторон жизни, но цензоры поленились читать, поэтому книга была опубликована. Но после публикации Радищев был осужден на смертную казнь, которую заменили 10-летней ссылкой. Цензурный запрет продержался 115 лет. Жанр — повесть, сентиментальное путешествие. Направление — сентиментализм. Основная идея — Расцвет государства невозможен, если народ страдает от произвола властей и нищеты. Тема — Критика самодержавной власти и крепостничества. Проблема — Эпоха абсолютизма в России стала самым тяжелым периодом в жизни народа, так как власть дворянства усилилась, а положение народа стало максимально бесправным. Композиция — повесть содержит в себе разрозненные путевые заметки о жизни российского общества, которые делает герой во время путешествия. Главы называются так же, как и станции, на которых путник останавливается. Внутри повести есть включения других произведений Радищева – оды «Вольность» и очерка «Слово о Ломоносове».

Слайд 13

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Усиливающийся гнет крепостного строя.
Проблема: Бесправие и беззащитность крестьян перед

п.1. Тематика и проблематика 1. Тема: Усиливающийся гнет крепостного строя. Проблема: Бесправие
помещиками и верховной властью.
2. Тема: Упадок в экономике, перекос в распределении богатств и ресурсов страны.
Проблема: Крепостное право невыгодно для страны, оно тормозит экономическое развитие.
3. Тема: Отставание российского общества в вопросах прав человека.
Проблема: Законы, если и есть, не соблюдаются. А многих законов попросту нет, потому что не сформировалось представление о человеческих и гражданских правах.
4. Тема: Равнодушие и черствость помещиков по отношению к простым людям.
Проблема: Слепота государства к проблемам и нуждам народа, непонимание идеи равноправия, несправедливость самодержавия.
5. Тема: Недостатки и пороки государственного устройства.
Проблема: Растрата государственной казны на содержание дворянского сословия, беззащитность простого человека перед неправым судом.
*Также подняты темы: разврат и пьянство в народе, низкий уровень образованности всех сословий, злоупотребление властью на всех уровнях, устаревшая традиция отдавать юношей на службу.

Слайд 14

п.2. Идея и пафос

Радищев за время путешествия встречается с людьми разных сословий

п.2. Идея и пафос Радищев за время путешествия встречается с людьми разных
– помещиками, крестьянами, купцами, солдатами, чиновниками. Беседуя с ними или наблюдая за историями их жизни, он подсвечивает: общество функционирует неправильно, а самодержавие и абсолютизм вредят всем сословиям. Абсолютная власть порождает произвол и безнаказанность, отчего она становится особенно жестокой, уничтожающей.
А в народной среде копятся гнев и желание свергнуть поработителей.
Страна, в которой народ еле выживает, не способна выйти в зону экономического роста, напротив, повсюду наблюдаются разруха и стагнация.

Слайд 15

п.3. Основные герои

Герой-путешественник (фигура автора) — автобиографический персонаж, который за семь суток преодолевает

п.3. Основные герои Герой-путешественник (фигура автора) — автобиографический персонаж, который за семь
путь из Петербурга в Москву, а по пути делает заметки обо всем, что видит. В повести один главный герой, через призму его мыслей и чувств читатель наблюдает за происходящим. Вот кого встречает путешественник: ✓чиновник-исследователь дворянских родов; ✓пахарь; ✓приятель, чуть не утонувший в Финском заливе; ✓чиновник, потерявший в один день имение, семью и чин из-за несовершенства законов; ✓разорившийся купец; ✓Крестьянкин, бывший председатель уголовной палаты; ✓отец, отправляющий на службу своих сыновей; ✓отец, похоронивший своего сына, умершего от болезни; ✓крестьянка Аннушка, поразившая путника своим целомудрием; ✓крестьяне, которых забирают в солдаты; ✓книгопечатник, жалующийся на цензуру; ✓слуги, которых продают на торгах после разорения хозяина; ✓приятель-поэт; ✓наглый офицер, наводящий страх на крестьян; ✓слепой старец, бывший солдат. Эти герои являются второстепенными, но все они важны для целостного понимания общественной жизни в России.

Слайд 16

п.4. Литературные приёмы

✓Мотив дороги — композиционно связывает все станции и заметки путешественника. Символически

п.4. Литературные приёмы ✓Мотив дороги — композиционно связывает все станции и заметки
обозначает движение, стремление к цели. Также она отражает бескрайность просторов России и многообразие картин русской жизни. ✓Торжественный слог, возвышенная лексика — примета сентиментализма и романтизма, отражает серьезное отношение к языку как к проводнику важных идей. ✓Реальное, художественное и историческое время в повести. Реальное: путешествие длится семь суток. Художественное время может длиться вечно, если автор продолжит «хождения по Руси». Историческое – показывает развитие Руси от древних времен до 1790 года. ✓Открытое проявление чувств и эмоций — примета сентиментализма: автор не стыдится своих слез и глубоких переживаний, также описаны и крестьяне. Зато помещики показаны подчеркнуто бесчувственными и жестокими.